Иметь небольшой каютный катер — самоходную плавучую дачу — мечта многих. Место стоянки такой дачи можно менять; рек и озер у нас много и берега большинства их очень красивы. Привлекательность жизни на воде бесспорна.
Каким же требованиям должна удовлетворять самоходная дача минимальных размеров?
На ней должны быть спальные места, место для приготовления пищи, стол с сиденьями вокруг него, открытая площадка,— чтобы греться на солнце или обсохнуть после купания; желательно иметь гальюн. Наконец, катер-дача должен стоить недорого и быть доступным для эксплуатации каждому. Минимально катер-дача рассчитывается на двух человек, однако большей частью необходимо предусмотреть еще два места для детей.
В корме такого судна расположена спальная каюта, в которой вдоль бортов размещают две складные кровати из алюминиевых трубок. Под кормовым окном в каюте установлен узкий столик, одновременно придающий жесткость кормовой переборке. Столик в средней части можно сделать раздвижным, На противоположной стенке каюты — сдвижная дверь и вешалка для одежды. На окнах можно повесить занавески, а в промежутках между окнами установить полочки для книг.
В носовой части находится салон (он же — рулевая рубка, столовая, гостиная н т. д.). В середине салона размещен стол, слева — место рулевого со штурвалом и рычагами управления двигателями. Стол, как и в спальной каюте, может быть раздвижным. В салоне могут также размещаться две кровати для детей-(или для гостей).
Между спальной каютой и салоном по левому борту размещается камбуз. В камбузе имеются полки для посуды и продуктов. Если снять часть кухонного стола, то в открывшемся проеме может быть установлена туристская газовая плитка или керосинка. Справа размещается небольшая раковина; она служит для мытья посуды, а в холодные дни, когда нельзя купаться,— для умывания.
По правому борту между спальной каютой и салоном расположен гальюн-унитаз с открытым отверстием, без промывки. При плавании по каналу он заменяется ведром.
Для удобства швартовки к берегу в носовой части расположена широкая открытая площадка; с нее удобно сходить на берег или купаться.
В качестве двигателей на катере-даче предлагаются подвесные моторы.
Желание сделать катера-дачи как можно более быстроходными привело к применению глиссирующих обводов. Высокие надстройки требуют использования широкого остойчивого корпуса. Выход найден в применении двухкорпусной конструкции, при которой каждый из корпусов может быть как угодно узок. Применение двух двигателей при двухкорпусной конструкции логично и удобно.
Описание конструкции. Конструктивной основой двухкорпусного катера-дачи является платформа, к которой прикреплены снизу два поплавка, а сверху — каюта. Поперечная жесткость платформы, имеющей толщину 100 мм в средней части и 200 в носовой, обеспечивается легкими балками, поставленными через 300 мм, двумя внутренними переборками, а также передней и задней стенками каюты. Продольную жесткость платформе придают борта поплавков и продольные стенки каюты.
Каждый из двух поплавков имеет по две переборки или состоит из трех отдельных частей — носовой, средней и кормовой. Части поплавков формуются из гидрофобного стекловолокна на полиэфирных смолах. Небольшая ширина поплавков позволяет выполнить их без шпангоутов; прочность поплавков обеспечивается концевыми переборками и кильсонами, вклеиваемыми в поплавки в готовом виде. Поплавки имеют несложную форму (за исключением днища носовой части) и малые размеры, что упрощает их изготовление.
Возможно также изготовление поплавков из водоупорной фанеры. Обводы носовой части в этом случае могут быть получены путем наклейки на фанерное дннще слоя пенопласта, который затем обрабатывают по шаблонам, снятым с теоретического чертежа, и оклеивают тканью. Днище носовой части может быть также выклеено из шпона.
Кормовая часть каждого нз поплавков имеет смещенный к днеметральной плоскости катера вырез для установки подвесного двигателя и выгороженный ящик для защиты остальной полости поплавка от заливания водой. Транец кормовой части поплавка усилен и приспособлен для крепления на нем двигателя.
Внешний периметр платформы служит привальным брусом и окантован полосой прочного материала. Для защиты от воды фанерная обшнвка платформы оклеивается тканью на полиэфирной смоле.
Стенкн каюты до окон состоят нз фанерных окантованных щнтов, средняя часть — из рам, в которые вставляют стекла или плексиглас на резиновых профилях. Крышу выклеивают из стеклоткани на квадратной решетке из пенопластовых профилей, окантованных снизу полосками фанеры. В случае трудностей с выклейкой крыша может быть выполнена и из гнутых листов фанеры.
Сдвижные дверн каюты (две внешние, одна в гальюн и одна в спальную каюту) устанавливают на пластмассовых полозках.
Кормовая часть каюты свешивается за транцы поплавков, в связи с чем верхние части подвесных моторов оказываются внутри каюты н доступны нз нее. Для уменьшения проникновения в каюту запаха верхние части двигателей заключены в ящикн-кожухи, выступающие над полом каюты.
Результаты подсчетов скорости, основанные на величинах замеренного прн испытаниях двигателя «Москва» упора, представлены в виде графика. Как видно из этого графика, при ходе под одним двигателем «Москва» при любом водоизмещении катера-дачи скорость его будет колебаться от 12 до 14 км/час. С двумя двигателями скорость катера, в завнснмостн от водоизмещения, возрастает до 27—35 км/час. Для того, чтобы общий вес судна-дачи не превышал 720 кг (в этом случае может быть получена скорость хода 35 км/час) она должна быть построена легко и без всяких излишеств. Примерное распределение веса (в кг) между отдельными частями судна выглядит следующим образом.
Два поплавка...............................................................144
Платформа...................................................................132
Каюта............................................................................136
Двигатели с половинным запасом топлива...............84
Туристское снаряжение и личные вещи.....................74
Два пассажира..............................................................150
Всего 720
Если на борт будут приняты еще два пассажира и общий вес поднимется до 870 кг, скорость снизится до 27 км/час, что тоже, в конечном счете, не так уж плохо.
Остойчивость двухкорпусного судна, в котором предельное водоизмещение каждого поплавка более чем в три раза превышает приходящуюся на него нормальную нагрузку, является заведомо достаточной. На ходу, за счет влияния динамических сил, остойчивость возрастает. Качка двухкорпусных судов происходит вместе с волнами, как у плота, так как собственный период колебаний очень мал.
При желании можно построить еще меньшее судно примерно с такими же характеристиками, но под один подвесной двигатель «Москва». Такой катер-дача строится без каюты, с одной платформой, на которую можно поставить палатку. Все размеры поплавков по приведенному теоретическому чертежу должны быть уменьшены в 1,26 раза. Общая длина по ватерлинии будет 4000 мм вместо 5040, полная ширина по поплавкам 2330 вместо 2940 и так далее.
В нижней части графика приведено сопротивление судна таких уменьшенных размеров для водоизмещения 436 и 360 кг.