В 1977 г. Институтом по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) по заказу ЦКБ «Нептун» выполнялось исследование по выявлению потребительских оценок и намерений населения по приобретению прогулочных судов.
Основными задачами были определение структуры парка и перспективы развития рынка. В связи с этим опросом охватывались как владельцы судов, так и потенциальные покупатели из 36 областей и краев РСФСР, Украины и Прибалтики, в которых эксплуатируется более 60% парка прогулочных судов.
Предлагаем читателям основные результаты исследования.
Опросом установлено, что в существующем парке прогулочных судов мотолодки составляют — 68%, гребные лодки — 30%, катера, яхты и прочие плавсредства — 2%. Мотолодки эксплуатируются, в основном, в городах; гребные лодки в сельских местностях встречаются в 3 раза чаще, чем в городе. По крайней мере 33% гребных лодок эксплуатируются с подвесными моторами.
В общем парке прогулочных судов металлические лодки составляют 55%, деревянные — 41%, из других материалов — 4%. У сельских жителей преобладают деревянные суда, они составляют — 58% парка.
Эксплуатируемые мотолодки в большинстве своем металлические — 74%, а гребные лодки деревянные — 81 %.
Лодок самостоятельной постройки среди гребных судов — 80%, среди моторных — 27%; на селе их в 2 раза больше, чем в городе. Следует отметить, что, по сравнению с опросом 1970 г., о результатах которого рассказывалось в № 32, доля судов самостоятельной постройки уменьшилась в 2,5 раза.
Около 90% общего числа моторных и гребно-моторных (гребные лодки с подвесными моторами) судов имеют двигатели мощностью до 25 л. с. включительно. На 64% из учтенных гребно-моторных лодок мощность мотора не превышает 10 л. с.
Большинство эксплуатируемых прогулочных судов (61%) приобретено опрошенными впервые, остальные (около 41% мотолодок и 31% гребных судов) — на замену. Спрос населения на прогулочные суда складывается из «первичного спроса», т. е. числа покупок, совершаемых впервые (раньше судна не было), и спроса на замену, т. е. числа покупок с целью замены имевшегося судна новым. В данном исследовании структура первичного спроса представлена намерениями «реальных» покупателей, спроса на замену — намерениями опрошенных владельцев.
В структуре первичного спроса явно преобладают моторные суда — 79%; гребные лодки составляют 14%, другие суда — 7%. Если сравнивать эти цифры с аналогичными данными опроса 1970 г., то бросается в глаза явное увеличение спроса на суда гребные (рост на 11%) и не менее явное уменьшение спроса на суда моторные (снижение на 15%. Безусловно, данные опроса объективно отражают общие тенденции, связанные с различными ограничениями и запретами на использование моторов и трудностями со стоянками в городах.
Структура спроса на замену такова: моторные суда — 72%, гребные — 19%, иные — 9%. Как видим, в цепом она мало отличается от структуры первоначального спроса, но падение интереса к мотолодкам прослеживается еще более четко.
Заменять имеющуюся лодку собираются 34% опрошенных, т. е. практически каждый третий владелец судна. Показательно, что владельцы гребных лодок предъявляют спрос на замену гораздо чаще (52% опрошенных), чем владельцы мотолодок (лишь 29%). При этом только треть гребных лодок будет заменяться на гребные суда; остальная часть владельцев имеют в виду приобрести мотолодку или катер. Мотолодки в подавляющем большинстве будут заменяться более комфортабельными мотолодками и катерами; владельцы катеров рассчитывают купить яхту- или катер больших размерений.
Доля судов промышленного изготовления в числе предполагаемых покупок превышает 80%, однако не менее трети желающих купить гребную лодку предпочитают такие суда «кустарного производства».
В первичном спросе на подвесные моторы наибольшую долю составляют моторы мощностью 25 л. с., в спросе на замену — 30-сильные.
Значительная часть опрошенных планирует покупку прогулочного судна на три — четыре и более года вперед. Отложили покупку (из числа опрошенных «реальных» покупателей): из-за невозможности сразу же получить место на стоянке — 68% человек; из-за отсутствия в продаже нужной модели прогулочного судна —22% (в 1970 г. на эту причину ссыпалось 48% ответивших!); из-за того, что не устраивают характеристики промышленных моделей — 4%. Комментируя две последние причины, следует отметить, что, по мнению работников торговли, существующий ассортимент достаточен и предложений по созданию новых образцов прогулочных судов от них практически не поступает.
Расчет общего объема спроса на среднесрочную - перспективу, выполненный ЦКБ «Нептун» на основе опроса владельцев и покупателей прогулочных судов, проведенного ВНИИКСом, показывает) что при существующем положении возможно дальнейшее снижение объема продажи в ближайшие два — три года ежегодно на 5—10 тыс. шт. (в основном за счет мотолодок).