В 42 номере сборника за 1973 г. мы познакомили читателей с оригинальной конструкцией микродачи «Затея» москвича Н. П. Миттраха. Район плавания «Затеи» — небольшие мелководные речки, заросшие травой озера и водохранилища — продиктовали и необходимость оригинального движительного комплекса. Он представляет собой мотор-весло с водометным движителем и велосипедным моторчиком «Д-4» или «Д-5». Только напрасно, нам кажется, автор использовал в качестве колеса водомета серийный гребной винт от мотора «Москва» — это привело к неоправданному усложнению конструкции: у двигателя даже пришлось изменить направление вращения на обратное. Все-таки проще самостоятельно изготовить гребной винт, тем более что большого количества запасных не нужно — винт защищен водоводом. На конструктивное решение трансмиссии такой винт не повлияет, а в водомете при использовании самодельного винта левого вращения нужно только развернуть на 1800 лопатки спрямляющего аппарата. Приводя «авторский» вариант «Мещеры», мы не публикуем полностью все рабочие чертежи деталей, да это, думается, и не нужно — многие узлы могут быть решены иначе. Главное — убедить туристов-водников в жизнеспособности такой движительной установки и дать «пищу для ума» любителям поконструировать.
Наш мотор-весло можно использовать на надувных лодках, байдарках, каноэ, а также как вспомогательный — на небольших парусных яхтах, швертботах и любительских плотах. Мы, в частности, помимо микродачи «Затея» с успехом применяли «Мещеру» на резиновой двухместной надувной лодке, соорудив предварительно на ее корме простое устройство для подвески.
Основные технические данные «Мещеры»: двигатель «Д-5» одноцилиндровый двухтактный карбюраторный с рабочим объемом 45 см3 и мощностью 1 л. с. при 4500 об/мин. Передача крутящего момента от вала двигателя на вал рабочего колеса осуществляется через штатный редуктор двигателя с передаточным отношением 4,2:1. Длина гребного вала — 1200 мм. Рабочее колесо — трехлопастной гребной винт от десятисильной «Москвы» ∅194. Расход горючего 0,4—0,6 л/час. Общий вес — 14 кг. Заглубление водозаборника — 16—18 мм при угле наклона дейдвуда к горизонту в рабочем состоянии 12°. Скорость хода «Затеи» под «Мещерой» более 7 км/час.
Изготовление мотор-весла можно начать с конвертирования двигателя «Д-5» в лодочный. На установке такой малой мощности холостой ход не обязателен, поэтому вместо трех дисков сцепления ставится ведомый шлицевой диск 5 (рис. 6) с тремя отверстиями под штифты ведущего диска двигателя.
Для запуска двигателя можно использовать ручной стартерный механизм с убирающимся шнуром от бензонасоса «ЦБН-2» или, что проще, пусковой маховик, посаженный на конус выходного вала двигателя вместо ведущего зубчатого колеса. Для управления мотор-веслом к крышке магнето заклепками крепится трубчатый румпель длиной 200 мм, на конец которого монтируется штатная ручка газа велодвигателя. Тросик управления в оболочке пропускается к карбюратору внутри румпеля.
По сравнению с велосипедом на лодке двигатель работает в более тяжелом режиме, и чтобы обеспечить нормальное охлаждение, семь верхних ребер цилиндра заключены в рубашку водяного охлаждения с подачей воды по медной трубке ∅6X1 из напорной зоны водомета. Рубашка имеет форму цилиндра и крепится посредством двух установочных колец 4 и клиньев 3, вклеенных между охлаждающими ребрами (см. рис. 7) смолой. Кольца и рубашка изготовлены из белой жести δ=0,5 мм, причем кольца выполнены из двух половинок и спаиваются оловом уже надетыми на цилиндр. Вода из рубашки сливается через верхний патрубок с обрезком резиновой трубки за борт или в выхлопную трубу глушителя.
Двигатель в мотор-весле расположен иначе, чем на велосипеде, и чтобы обеспечить вертикальность поплавковой камеры, между карбюратором и картером устанавливается переходной патрубок, подгоняемый по месту.
В водомете «Мещера» использован гребной винт от мотора «Москва» и поэтому нам пришлось изменить направление вращения коленчатого вала двигателя. При этом возникла необходимость переделать магнето, чтобы размыкание контактов прерывателя происходило за 3,2—3,5 мм до прихода поршня в ВМТ. Некоторой доработки потребовал и всасывающий канал двигателя для получения правильных фаз всасывания.
Дейдвудная груба для удобства транспортировки состоит из двух равных отрезков, соединенных муфтой 13 (рис. 4). Один отрезок запрессован в конусный переходник, шестью заклепками приклепанный к крышке редуктора. В конец Другого вставляется втулка и навешивается водовод. Ведущий вал проходит внутри дейдвудной трубы и в концы его запрессованы втулки — с наружным квадратом для соединения со шлицевым диском двигателя и с внутренним квадратом для соединения с гребным валиком.
На дейдвудной трубе в центре тяжести мотор-весла размещено шарнирное устройство для подвески его на лодке. Устройство позволяет поворачивать мотор в вертикальной и горизонтальной плоскостях (на чертеже 4 показаны два варианта: для «Затеи» на крюке, на уключине — для любой лодки).
Само устройство состоит из наружной и внутренней разрезной трубчатых обойм с сегментными упорами для ограничения поворота мотор-весла вокруг оси. Для смягчения ударов и уменьшения вибрации между ограничителями установлена пружина с торцевыми шайбами. На дейдвуд подвеска одевается с «моторного» конца дейдвуда и фиксируется зажимными кольцами.
Водозаборник изготовлен из листового алюминия δ=1 мм. Цилиндрическая часть водовода и сопло сделаны из алюминиевой кастрюли с внутренним диаметром 195 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Сопло крепится к водоводу тремя замками и в месте стыка уплотняется узким дюралюминиевым кольцом.
Гильза водовода центруется относительно дейдвуда опорными лопатками, приваренными к гильзе и кольцу. Спрямляющие лопатки приварены к соплу рабочего колеса, и к обтекателю, снабженному резиновым подшипником. Для смазки этого подшипника водой служит отверстие «а» (рис. 5) в корпусе обтекателя. Радиальный зазор между рабочим колесом — грузовым винтом От «Москвы» — и водоводом равен 0,2—0,5 мм, причем при изготовлении нужно стремиться к меньшей величине, т, к. тогда паразитные обратные протечки из полости повышенного давления уменьшаются и к. п. д. движителя возрастает.
Винт нужно уменьшить по диаметру на 12 мм (лучше всего на токарном станке). Колесо на гребном валике фиксируется установочным и фасонным кольцами, одевающимися на квадрат валика и выступы внутри ступицы колеса.
Гребной валик установлен внутри подшипниковой втулки на двух шарикоподшипниках и зафиксирован от осевых перемещений стопорным кольцом. Три винта, крепящие подшипниковую втулку в дейдвудной трубе, служат одновременно и отверстиями для подачи смазки. Уплотнение гребного валика со стороны рабочего колеса осуществляется манжетой 30, вырезанной из маслостойкой резины δ=3 мм, а уплотнение 22 втулки в дейдвудной трубе достигается намоткой хлопчатобумажных ниток, пропитанных клеем БФ-2.
Отверстие водозаборника защищено решеткой, выполненной из полос дюралюминия δ=1 мм и шириной 20 мм, скрепленных между собой втулками и сквозными шпильками ∅5 мм. Ребро жесткости (δ=2 мм, ширина 15 мм) устанавливается посередине решетки.
Нижняя сторона водомета закрыта защитной съемной решеткой, выполненной из стальных прутков ∅5 мм, для жесткости скрепленных стальной полосой толщиной 2 мм и шириной 15 мм. Решетка предохраняет водозаборник от повреждений при плавании по засоренным корягами и камнями водоемам.
Охлаждающая вода в рубашку двигателя подается по трубке, проходящей вначале снаружи водовода, а затем внутри дейдвудной трубы. В месте разъема дейдвудной трубы охлаждающая трубка выводится наружу и оба конца соединяются штуцерами, с накидными гайками и П-образным отрезком трубы.
Остается добавить, что за более чем десятилетний опыт эксплуатации «Мещера» постоянно модернизировалась. Так, например, в прошедшем сезоне вместо штатного металлического бачка велосипедного двигателя был использован полиэтиленовый такой же емкости, узел крепления подвески к дейдвуду был герметизирован с двух сторон резиновыми рукавами и т. п.