Изобретенная мною конструкция дистанционного управления, испытанная и успешно эксплуатируемая в течение семи лет, является, очевидно, самым простым из всех известных мне в настоящее время устройств для управления ПМ «Вихрь» на расстоянии.
Особенность этой конструкции состоит в том, что она позволяет управлять реверсом и газом при помощи одной и той же рукоятки. Изобретение защищено авторским свидетельством № 713769 (см. «Бюллетень № 5, 1980 г.).
На прилагаемой схеме устройства ДУ механизм изображен в нейтральном положении — сплошными линиями, а в положении переднего хода — штрих-пунктирными.
Поясню принцип работы ДУ.
Для включения переднего хода рычаг-рукоятка ДУ, которая расположена у места водителя, сдвигается в соответствующую сторону и посредством тросика 2, закрепленного на рычаге-рукоятке и на шкиве 11, поворачивает последний. Шкив 11 свободно вращается на штатном валу дросселя ИМ. Со шкивом намертво соединен рычаг, имеющий штырь 8, который находится в зацеплении с ползуном реверса 9 посредством приваренной к ползуну планки с прорезью.
Управление тягой реверса 6 производится при помощи пластины 5, приваренной к ползуну и имеющей паз, в котором ходит верхняя часть тяги. Планка 5 изогнута таким образом, что при движении ползуна 9 в одну сторону тяга 6 поднимается, а при движении в другую — опускается (передний и задний ход соответственно).
Штырь 8, поворачиваясь вместе со шкивом 11, передвигает ползун 9 в положение переднего хода. При дальнейшем движении штырь 8 выходит из зацепления с планкой ползуна и давит на фиксатор-защелку 7, которая расположена на кронштейне газа 10. Кронштейн неподвижно закреплен на валу дросселя и при движении под давлением штыря 8 открывает дроссельную заслонку.
При обратном движении рычага рукоятки штырь 8 опускает рычаг 10 в исходное положение, прекращая тем самым подачу топлива в цилиндры двигателя. Далее штырь входит в зацепление с планкой ползуна 9 и передвигает его в нейтральное положение. Положение, соответствующее нейтральному, занимает и тяга 6, которая скользит по пазу пластины 5.
Для включения заднего хода рычаг-рукоятка ДУ сдвигается в противоположную сторону. Так же в другую сторону будет поворачиваться система шкив 11 — штырь 8 и будут сдвигаться ползун 9 и пластина 5. Тяга 6 опускается, включая задний ход. При, дальнейшем движении рычага-рукоятки штырь 8 упирается в рычаг газа заднего хода 1 и поворачивает вал дросселя. Для этого ка кронштейне 10 имеется штырь 4, на который воздействует рычаг 1.
Передвижение рычага-рукоятки среднее положение вновь приводит весь механизм в нейтральное положение.