Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • 2005 год
  • М. А. Мавлюдов о перспективах развития водометных движителей
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
С. В. Куликов о перспективах развития водометных движителей
Резиновые подшипники для водометных движителей
Перспективы развития двигателей внутреннего сгорания
Перспективы развития прогулочного флота
Повышение проходимости движителей в заросших водоемах
Нетрадиционные типы движителей судна вместо гребного винта
Основные направления развития малоразмерных дизелей
Проблемы и тенденции развития класса «Виндгляйдер»
Этапы развития швертбота-двойки «Летучий Голландец»
Новый этап развития парусов для спортивных яхт
Исследования движителей хвостовых плавников
Опыт читателя в создании катеров и движителей
Создан отдел развития активных форм туризма (РАФТ)
История развития яхтостроительной фирмы «АРСЕНАЛ»


М. А. Мавлюдов о перспективах развития водометных движителей

Год: 2005. Номер журнала «Катера и Яхты»: 193
          0


Некогда водометные движители (ВД) виделись наиболее совершенным и перспективным типом движителя. Была даже книжка "От весла до водомета". Однако за последние годы четко определились только две области исключительного применения ВД: мощные многовальные установки на быстроходных паромах и движители высокоманевренных малых судов, таких как гидроциклы. Тем не менее интерес к ВД не ослабевает. Редакция обратилась в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова к Марату Абдарахмановичу Мавлюдову — одному из ведущих в стране специалистов в области водометных движителей — с просьбой ответить на интересующие водномоторников вопросы.

— Как вы оцениваете реальные перспективы применения ВД на судах маломерного флота, включая моторные яхты, патрульные и служебные катера и т. п.

Информация об изображенииВодомет производства Костромского судомеханического завода
Водомет производства Костромского судомеханического завода
 
— Мне кажется, что область успешного применения ВД не ограничивается быстроходными паромами и аппаратами типа гидроциклов. Из опыта зарубежного и отечественного судостроения известно, что ВД широко используются на патрульных кораблях и ряде небольших катеров. Например, в этом году Выборгским судостроительным заводом построен и успешно испытан скоростной патрульный катер "Гарпун" по проекту А-77, оборудованный ВД фирмы "MJP". Водометные движители шведской компании "KaMeWa" успешно устанавливаются на катерах, которые проектирует КБ "Редан". Судя по рекламным плакатам зарубежных фирм — изготовителей ВД, они успешно работают на многих судах маломерного флота.

Многочисленные запросы показывают, что интерес к ВД и в России, и в других странах СНГ большой. Однако приобретение импортных ВД большинству любителей водно-моторного дела не по средствам, а выпуск в России качественных и недорогих ВД весьма ограничен.


— Были опубликованы результаты ряда исследовательских работ по повышению КПД ВД (применение вентиляции, оптимизация форм водозаборника и водоводов, новые формы сопла и т.д.). Что мешает их широкому внедрению в практику? Что могло бы дать это внедрение?

— Путь от публикации новых идей по повышению гидродинамических характеристик ВД до их практической реализации весьма продолжителен и сложен. Для уверенного внедрения нового технического решения необходим, как правило, ряд условий, а именно:
  • это решение должно способствовать достижению таких свойств, которые старыми апробированными способами невозможно получить. При этом будущие преимущества должны многократно перекрывать затраты на освоение этих решений и оправдывать возможный риск от их внедрения;
  • ускорению внедрения способствует чужой опыт использования этого технического решения, например, успешные испытания и достаточно длительная эксплуатация опытных образцов, построенных с использованием новых решений;
  • должна быть заинтересованность во внедрении новых технических решений у субъекта, имеющего возможность финансирования этого мероприятия и организации соответствующего производства.

Информация об изображенииВВД — вентилируемые водометные движители
ВВД — вентилируемые водометные движители
 
— Что могло бы дать внедрение новых решений в части вентилируемого (ВВД) и малогабаритного ВД (МГВД)?

— ВВД при высоком КПД на скоростных режимах движения и относительной простоте конструкции имеют стабильные характеристики при действии вблизи поверхности воды. На лопастях ВВД, в отличие от полупогруженных гребных винтов, которые имеют практически такие же тяговые характеристики, существенно меньше пульсирующие нагрузки, и поэтому их установка не вызывает заметной вибрации. Область применения ВВД не ограничивается большими скоростями и мощностью приводных двигателей, он может быть более высокооборотным, чем традиционные гребные винты и ВД без существенного падения КПД. Подробнее об этом можно прочитать в "КиЯ" №181.


МГВД (см. №184) отличается относительной простотой конструкции и, соответственно, меньшей стоимостью изготовления по сравнению с традиционным ВД. Особенности конструкции МГВД и реверсивно-рулевого устройства позволяют компоновать его с корпусом судна, опущенным под днище корпуса. Это открывает перспективу эффективного использования ВД на быстроходных водоизмещающих судах без изменения оптимальных обводов корпуса, что не удается при традиционных ВД, которые требуется размещать внутри корпуса судна или за транцем выше уровня днища. Это требование, а также необходимость для старта ВД его заглубления примерно на 2/3 диаметра неизбежно ведут к большому заглублению кормы, что на водоизмещающих судах существенно увеличивает буксировочное сопротивление.

Информация об изображенииМГВД — малогабаритный ВД со щелевидным соплом
МГВД — малогабаритный ВД со щелевидным соплом
 
— Как вы оцениваете уровень продукции зарубежных фирм, давно специализирующихся на выпуске ВД? Становятся ли они совершеннее?

— Разработки ВД зарубежных фирм достаточно совершенны; они имеют высокий КПД, надежны в эксплуатации и, что очень важно, стандартные типоразмерные ряды. Из этого ряда возможно выбрать ВД с высокими параметрами практически для любых судов. Как уже отмечалось, использование традиционных конструкций ВД на быстроходных во-доизмещающих судах не всегда эффективно. Вероятно, вследствие этого фирма "KaMeWa" разрабатывает модификацию ВД, которая может быть опущена под днище судна. Эта работа еще не закончена, публикации о характеристиках нового ВД пока нет. Существенным препятствием для использования импортных ВД является их высокая стоимость, которая соизмерима со стоимостью приводных двигателей.

— Как вы оцениваете уровень продукции Северодвинского завода, Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского авиастроительных объединений, выпускающих ВД для серийных катеров? Были ли обращения с просьбой помочь с усовершенствованием ВД? Ведь для катеров "Восток", например, они выпускаются без изменений около 20 лет.


Информация об изображенииВодомет шведской фирмы "MJP WaterJets"
Водомет шведской фирмы "MJP WaterJets"
 
— Наш институт принимал участие в разработке ВД рядом судостроительных, а также авиастроительных предприятий. Для своего времени и назначения эти движители имеют неплохие характеристики. Недавно мы получили предложение от авиапредприятия в Комсомольске-на-Амуре о совместной работе по совершенствованию выпускаемого ими ВД, однако дальше переписки дело не пошло.

— Чем объясняется то, что наши моторостроители так и не пытались наладить выпуск подвесных моторов средней мощности с ВД?

— ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" в содружестве с Куйбышевским (Самарским) моторостроительным заводом выполняло работы по поиску приемлемой конструктивной схемы ВД применительно к подвесным моторам "Вихрь". Были рассмотрены две модификации — традиционная схема с оседиагональным рабочим колесом и вентилируемым. Но из-за финансовых проблем все застопорилось на стадии предварительных лабораторных исследований. Создание новых конструктивных схем движителей требует достаточно больших финансовых затрат, при этом, вложенные средства окупаются не сразу. По-видимому, и другие предприятия — производители лодочных моторов находятся в таком же положении в смысле финансового обеспечения. Вместе с тем наше предприятие готово в содружестве с производителями таких моторов возобновить работы по созданию ВД для подвесных и стационарных двигателей.

— Над чем работает ваш коллектив? Имеете ли вы в виду применение своих разработок на прогулочном флоте? О чем могли бы написать с целью привлечения внимания к ВД?

Информация об изображенииВодомет финской фирмы "Alamarin JET OY"
Водомет финской фирмы "Alamarin JET OY"
 
— В 2002-2003 гг. нами в содружестве с ФГУП "Звездочка", его московским филиалом и ЗАО "СПЭВ" разработан и испытан опытный образец МГВД на катере "Атлас" постройки "СПЭВ". Результаты этих испытаний показали хорошую приемистость катера, стабильную работу двига-тельно-движительного комплекса даже при предельном волнении. Вместе с тем выявлен ряд конструктивных проблем, в основном связанных с надежностью работы, особенно в условиях мелководья, при котором в движитель засасываются различные предметы со дна водоема, приводящие к аварийной ситуации. Сейчас ведутся работы по модернизации опытного МГВД с учетом опыта его эксплуатации. Дальнейшие испытания планируется выполнить в 2005-2006 гг.

Одновременно с отработкой конструкции и технологии изготовления на примере опытного МГВД предстоит организовать производство типоразмерного ряда МГВД для "прогулочного" флота на базе опытного производства ФГУП "ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова".


Продолжаются работы по совершенствованию конструкции ВД с целью дальнейшего упрощения конструкции и уменьшения габаритов при сохранении приемлемых пропульсивных качеств.

Как показывает опыт, ваш журнал весьма популярен и является основным и фактически единственным проводником, который знакомит широкую общественность с новыми техническими решениями и новыми идеями в области маломерного флота. После публикаций ряда статей мы стали получать множество запросов с просьбой о поставке ВВД и МГВД, выпуске рабочих чертежей и проведении проектных работ для различных конкретных плавсредств, а также с вопросами о стоимости этих ВД.

Вероятно, в предыдущей статье (в №184) не очень ясно было обозначена наша роль в разработке движителей. До настоящего времени в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова выполнялись теоретические разработки ВД с обоснованием параметров модельными испытаниями применительно к крупным судам и кораблям по заказу проектных организаций. Проведение таких работ для маломерных судов по индивидуальному заказу нецелесообразно, поскольку и стоимость работ намного превышает стоимость покупки лучших импортных образцов ВД. Наше предприятие не занимается выпуском рабочих чертежей и изготовлением ВД для продажи. В настоящее время рассматривается лишь вопрос о создании в опытном производстве участка по изготовлению ВД для катеров индивидуального пользования. Нами намечалась публикация статьи об испытаниях опытного МГВД на катере "Атлас", однако из-за потребности доводки конструкции такую публикацию пришлось отложить на время до завершения испытаний модернизированного МГВД, ибо мы считаем возможным привлекать внимание к ВД , только уже располагая положительным опытом.

Могу лишь посоветовать самодеятельному водномоторнику выбирать для изготовления наиболее простые конструкции, элементы которых обоснованы хотя бы простейшими гидродинамическими расчетами.

— Появились ли усовершенствования в методиках практического расчета ВД? Устарели ли публиковавшиеся ранее методы? Какие появляются принципиально новые материалы и технологии в постройке ВД?


— Что касается метода практического расчета ВД, то следует отметить сохранение неизменными основных положений, на которых эти расчеты строятся. Уточняются отдельные коэффициенты, определяющие гидравлические параметры водовода, лопастных систем импеллера и спрямляющего аппарата. Разработаны программы для практического расчета ВД на компьютерах; большую работу в этом направления выполнил С. В. Куликов. Однако до настоящего времени наиболее надежным является метод расчета ВД, использующий результаты модельных, особенно - систематических испытаний.

Вопрос о принципиально новых материалах и технологии изготовления ВД выходят за рамки моей компетенции. Мне известны лишь попытки изготавливать рабочие колеса путем прессования из стекло- или углепластиков и создать ВД со встроенным в ступицу рабочего колеса упорным подшипником, работающим на водяной смазке (забортная вода), рабочая поверхность этого подшипника покрыта специальным материалом на резиновой основе. Об этом более компетентно могут рассказать специалисты, например, из ЗАО "Катран".

Вопросы задавал Алексей Даняев

Наше досье


Информация об изображенииМарат Абдарахманович Мавлюдов
Марат Абдарахманович Мавлюдов
 
Марат Абдарахманович Мавлюдов — ведущий научный сотрудник ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, родился в 1929 г. в г. Арск под Казанью. В 1947 г. закончил школу и поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. В ЦНИИ работает с 1953 г. Защитил диссертацию, связанную с разработкой винтов регулируемого шага, и всю жизнь занимается водометными движителями и гребными винтами быстроходных судов. М.Мавлюдов — автор многих печатных трудов, известен как один из соавторов основополагающего труда "Движители быстроходных судов", выдержавшего два издания. В последние годы активно сотрудничает с редакцией "КиЯ".

В его активе — ряд запатентованных изобретений, под его руководством создано несколько уникальных экспериментальных установок, а компоновки ВВД, предложенные им, отмечены в 1996-2000 гг. серебряными медалями Всемирного салона изобретений "Брюссель-Эврика"


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Печальное открытие — выпускаются ли еще стеклопластиковые суда?
Катер для буксировки парашютиста
Динамически стабилизированный многокорпусный гоночный катер
Исследование динамики парусных яхт
Снова о поперечном редане, или На пороге реданного ренессанса?
Паяльный пруток для ремонта корпусов дюралевых лодок
Моторная яхта-кич «Wally Power 118» Луки Бассани
Из чего делают надувные лодки
Есть ли прогресс в области Personal Water Craft
Какая мощность мотора допустима для моторной лодки?
Топливные элементы на малом судне
Трехмерный киль инженера Лукаса
Водоизмещающе-глиссирующие обводы и оптимальная форма корпуса судна
Заменит ли водоизмещающе-глиссирующее судно быстроходные катамараны?
Прогулочно-спортивные мореходные крейсерские катера

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
М. А. Мавлюдов о перспективах развития водометных движителей

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Выбор ткани для паруса яхты
Ремонт деревянных корпусов судов
Современные клеи и герметики «Sikaflex»
Гидродинамика подводной части подвесного мотора
С. В. Куликов о перспективах развития водометных движителей
Уход за корпусом судна из стеклопластика
Заметки дилетанта о дизайне большой моторной яхты
Системы обмера и гандикапа парусных яхт
Изготовление корпусов фанерных лодок по технологии «Stitch and Glue»
Новые возможности постройки яхт из армоцемента
Моторные тримараны нового поколения
Контроль гидродинамических характеристик глиссирующего корпуса
Технологии автоматизированного проектирования изделий
Исследования в области топливных элементов
Устройство для передвижения на полых водоизмещающих колесах


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 37 + 40 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории