Братья-близнецы Ян и Петр Паты, жители г. Зноймо, расположенного на р. Южная Морава,— энтузиасты яхтенного спорта. На 8-метровой яхте «Пассат» они ходили по всем европейским морям. Их наивысшее спортивное достижение— плавание вокруг Европы в 1968 г. из Братиславы в Прагу через 9 морей и 14 стран. За 148 дней было пройдено 6500 миль. Второе плавание — «Поход дружбы» — из Праги в Ленинград было осуществлено в 1972 г. Это был первый переход на спортивной яхте из Чехословакии в Советский Союз. «Пассат» прошел через Гамбург и Кильский канал, после чего братья совершили безостановочный переход от Киля до Ленинграда за 10 дней.
В 1973—1974 гг. Ян и Петр временно сменили паруса на мотор, и на моторных яхтах «Бореас» (длина — 8 м, мощность двигателя — 150 л. с.) и «Орел» (длина — 7 м, мощность двигателя — 45 л. с.) посетили Одессу, а также порты Болгарии и Румынии.
В 1973 г. братья приступили к постройке 45-футовой (13,7 м) яхты из армоцемента типа C-Strutter. Канадская фирма «Сэмсон мэрин дизайн» предоставила им полную документацию и подробное описание технологии строительства. Весьма полезными для братьев при постройке яхты были и материалы по армоцементу, опубликованные в сборнике «Катера и яхты», постоянными подписчиками которого они являются.
На изготовление шаблона и его покрытие сеткой и арматурой было затрачено 3000 ч. Наконец наступил долгожданный день 4 октября 1975 г., когда можно было приступить к цементированию. Помогать братьям пришли 22 их товарища из клуба подводного плавания, членами которого состоят они оба. Однако цементированием корпуса завершилась лишь первая часть строительства. Теперь корпус нужно отшлифовать и обклеить стеклопластиком. К весне этого года Паты планировали закончить отделку интерьера, а к концу года «Голден Хорн» (так они назвали яхту) будет в основном готова.
Судно будет поистине монолитным и долговечным. Корпус «Голден Хорн» не тяжелее деревянного таких же размеров, но намного прочнее и потребует минимального ухода. Обшивка сделана из восьми слоев металлической сетки с шестигранными ячейками; между четвертым и пятым слоями заложена арматура из стальных прутьев диаметром 6 мм, уложенных крест-накрест, как это видно на фотографии. Испытания, проведенные в научно-исследовательском институте в Праге, показали, что прочность такой обшивки на изгиб 750 кг/см2. Крыша каюты и внутренние переборки сделаны из армоцемента толщиной 14 мм, имеющего 6 слоев металлической сетки и один слой 6-миллиметровой стальной арматуры.
Цементная смесь была составлена из цемента марки «600», который перемешивается в соотношении 2:1 с песком строго определенной зернистости. Затем был добавлен вулканический пепел (5% к весу цемента) и асбестовый порошок (2% к весу цемента).
Армоцемент как материал для постройки судов приобретает среди яхтсменов ЧССР все большее признание; многие из них намереваются приступить к строительству цементных яхт по проекту польского инженера Норберта Латаласа.
Что касается дальнейших планов братьев Патов, то по завершении постройки «Голден Хорн», которое намечено на 1977 г., они предполагают выйти в плавание по маршруту Братислава — Ленинград, уже проделанному на яхте «Пассат». Но на этот раз они хотели бы завершить маршрут вокруг Европы, проплыв по рекам и каналам СССР до Черного моря.
В последующие годы они намерены предпринять плавание, которое является заветной мечтой всех яхтсменов. — обойти вокруг света.
Морские походы братьев Патов — членов Общества чехословацко-советской дружбы всегда были проникнуты духом дружбы и товарищества. Этими же принципами они будут руководствоваться и в кругосветном плавании. Поэтому им хотелось бы выйти в этот рейс с международным экипажем из яхтсменов социалистических стран.