История русского флота на Тихом океане неразрывно связана с историей географических открытий и защитой побережья от иностранных браконьеров и захватчиков. В 1799 г. вышел царский указ о содержании на Охотском море трех фрегатов и трех малых судов. Это были первые военные корабли, присланные для несения охранной службы в дальневосточных водах; в 1849 г. здесь было официально создано более мощное соединение, получившее название Сибирской военной флотилии.
Защита тихоокеанских рубежей стала одной из важных задач молодого Советского государства. В 1932 г. по решению партии и правительства началось формирование морских сил Дальнего Востока, в 1935 г. переименованных в Тихоокеанский (ныне Краснознаменный) флот. К началу Великой Отечественной войны наш флот на Тихом океане насчитывал 351, а к августу 1945 г. — 427 боевых единиц, включая современные крейсера, эсминцы, подводные лодки и торпедные катера. Кроме того, 169 кораблей находилось в строю Амурской Краснознаменной флотилии.
Моряки показали множество примеров мужества и героизма в боях за честь, свободу и независимость Отчизны. Во многих глубинных районах России стоят воздвигнутые народом памятники героям—матросам и офицерам Советского флота.
В последние годы уже стало традицией устанавливать на пьедесталы славы и хранить в качестве памятников прославленные корабли. В нашей стране превратились в памятники около 30 боевых кораблей-ветеранов, несколько таких памятников есть теперь и на Дальнем Востоке.
В 1958 г. был поставлен на вечный якорь в бухте Золотой Рог и объявлен мемориальным сторожевой корабль «Красный вымпел». Здесь размещен Музей революции и борьбы за Советскую власть на Дальнем Востоке, ведется большая работа по пропаганде великих ленинских идей, революционных и боевых традиций.
Немного об истории этого корабля. Построен он в 1911 г. на Охтинской верфи в Петербурге как паровая яхта. Водоизмещение его — 650 т, длина — 44 м. 600-сильная паровая машина позволяла развивать скорость до 9 уз. Корабль был назван «Адмирал Завойко» в честь В. С. Завойко, руководившего героической обороной Петропавловска-Камчатского от нападения англо-французской эскадры в 1854 г. «Адмирал Завойко» первым из кораблей на Тихом океане поднял красный флаг революции, сыграл важную роль в освобождении Дальневосточного побережья и севера Сахалина от белогвардейцев и интервентов. За походами этого революционного корабля следило правительство молодой Советской республики, о нем знал В. И. Ленин.
После гражданской войны корабль был переименован в «Красный вымпел» и долгие годы нес сторожевую службу, участвовал в гидрографических экспедициях. Во время войны с империалистической Японией он вместе с новыми кораблями флота обеспечивал Сейсинскую десантную операцию, принимал участие в разминировании корейских портов.
Тихоокеанский флот сыграл немаловажную роль в годы Великой Отечественной войны.
В то тяжелое для нашей страны время здесь снаряжались боевые корабли, готовились кадры для действующих фронтов, флотов и флотилий. Свыше 152 тыс. моряков тихоокеанцев и амурцев сражались в составе частей морской пехоты на многих фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в Феодосийской, Керченской, Новороссийской и других десантных операциях, в разгроме немцев под Москвой, в освобождении Севастополя и штурме Берлина.
В канун 30-летия Победы во Владивостоке на Корабельной набережной, неподалеку от центра города, была установлена на вечную стоянку прославленная гвардейская Краснознаменная подводная лодка «С-56».
В 1942 г. в составе четырех однотипных лодок «С-56» была переведена с Тихого океана на действующий Северный флот, совершила первый в истории подводного плавания сверхдальний переход протяженностью 17 тыс. миль — через два океана и шесть морей. Эта лодка потопила 10 вражеских кораблей и транспортов, четырем нанесла серьезные повреждения. Личный состав «С-56» шесть раз награждался орденами и медалями, ее командир Г. И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны «С-56» вернулась на Тихоокеанский флот, пройдя Северный морской путь за одну летнюю навигацию. Таким образом она стала первой подводной лодкой, совершившей кругосветное плавание.
Ныне в отсеках, расположенных в корму от боевой рубки лодки, размещена выставка, знакомящая с историей русского подводного флота, историей Тихоокеанского флота, боевой деятельностью советских подводников в годы Великой Отечественной войны. Боевая рубка и носовые отсеки лодки со всем их насыщением сохранены как своеобразный музей военно-морской техники.
Победно окончилась Великая Отечественная война, но у наших Дальневосточных границ стояла вооруженная до зубов миллионная Квантунская японская армия. На Тихом океане продолжала бушевать II мировая война. Верное союзническому долгу Советское правительство объявило войну Японии.
Все боевые операции Тихоокеанский флот проводил в стремительном темпе. Массовый героизм, отвагу и мужество проявили моряки-тихоокеанцы и в их числе катерники — экипажи 250 торпедных катеров и охотников за подводными лодками, находившихся в составе флота. В 1973 г. в честь подвигов тихоокеанцев-катерников был превращен в памятник — установлен на пьедестал — торпедный катер «ТК-288» типа «Комсомолец». Катера этого типа принимали активное участие в боях, в высадке десантов в северные порты Кореи. Проект монумента и все работы по его сооружению выполнили матросы и офицеры Краснознаменного Тихоокеанского флота.
В мае 1975 г. был открыт еще один аналогичный памятник — на одной из площадей Петропавловска-Камчатского установили торпедный катер «ТК-456» того же типа. Проект монумента выполнялся на общественных началах коллективом под руководством С. В. Кулакова и Ю. А. Зайкова.
В разгроме империалистической Японии принимала активнейшее участие Амурская Краснознаменная флотилия.
В канун празднования 30-летия Победы в память о доблести советских моряков в Хабаровске поставили на бетонный цоколь прославленный в боях бронекатер «302». В честь открытия памятника состоялся торжественный митинг, на котором присутствовало более 2000 горожан.
Этот бронекатер-ветеран был построен на Урале в декабре 1943 г. В июле 1944 г. новый корабль уже участвовал в освобождении городов Лунинец и Пинск на реке Припять, затем с упорными боями продвигался по Западному Бугу, активно действовал при прорыве вражеской обороны на Берлинском направлении. 6 мая 1945 г. бронекатер «302» провел свой последний бой в Штеттинской бухте.
Партия и правительство высоко оценили подвиги матросов и офицеров Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. Более 50 человек получили высокое звание Героя Советского Союза. 24 кораблям, соединениям и частям присвоено звание гвардейских, 18 — награждены орденом Красного Знамени, 19 — получили почетные наименования.
Установленные совсем недавно корабли-памятники уже приобрели значение важных центров патриотического воспитания молодежи, напоминают о подвигах, верности и стойкости советских моряков — достойных наследников и продолжателей славных традиций русского флота.