Вопрос о негативной роли маломерного флота как источника загрязнений неоднократно обсуждался на страницах печати. Однако критические выступления, а в ряде случаев и запретительные меры основывались, главным образом, на ориентировочных оценках, принятых «на глазок» и не подтвержденных объективными показателями.
В связи с отсутствием научно обоснованных данных известным постановлением СМ СССР от 16 июля 1982 г. (№ 667) и было поручено провести соответствующие исследовательские работы, тем не менее на сегодня результаты их широкой общественности неизвестны.
Первый шаг на пути перехода от «глазомерных» оценок к объективным показателям использования ММС сделал столичный водно-моторный клуб «Глобус» (председатель — Ю. П. Поздин). Среди членов клуба в течение 1979, 1981 и 1983 гг. проводилось анкетирование, позволившее достаточно достоверно выявить такие статистические показатели, как количество и продолжительность выходов, удаление от стоянки, средний расход горючего и др.
Научно-исследовательский сектор Всесоюзного ордена Ленина института «Гидропроект» пм. С. Я. Жука, разрабатывая вопросы прогнозирования качества воды в водохранилищах, провел комплексные исследования в ходе которых был выполнен сопоставительный анализ роли различных источников загрязнения.
В ходе этих исследований анализ статистических показателей фактического использования ММС был продолжен.
Исследования проводились на базе Иваньковского водохранилища (площадь — 327 км2, средняя глубина — 3,4 м), которое имеет важное значение как источник водоснабжения и обводнения столицы, питает агрегаты ГЭС; по нему осуществляются интенсивные пассажирские и грузовые перевозки.
В качестве исходной информации были использованы: справочные данные НТИ Московского и Калининского облсоветов ОСВОДа РСФСР, журналы регистрации выходов одной из наиболее крупных стоянок — Новозавидовской лодочной станции Конаковского ОРП, арендуемой клубом «Глобус», а также результаты упомянутого анкетирования.
Были приняты следующие допущения и расчетные предпосылки.
Средняя продолжительность «активной» навигации невелика и составляет 4,0—4,5 месяца, причем абсолютное большинство ММС совершают плавания только в дневное время.
Основные количественные показатели, выявленные анализом книги регистрации выходов на Новозавидовской лодочной станции, приемлемы для приближенной оценки характера использования ММС на других стоянках и на водохранилище в целом.
Средняя мощность двигателя на ММС составляет 25 л. с.
По данным анкетирования установлено, что средний расход горючего на одно ММС за навигацию составляет 340 л (этому соответствует средняя продолжительность работы мотора 32—35 ч).
Введены следующие понятия:
- судно-день — условная единица для подсчета общей продолжительности плавания ММС, выходящих на различные сроки; этой единице соответствует продолжительность плавания одного ММС, вышедшего в плавание рано утром и возвратившегося в конце того же дня;
- коэффициент выхода (Кв) — отношение (%) числа ММС, выходивших в плавание, к общему числу базирующихся ММС;
- максимально возможное число судно-дней (Мmax) — число, определяемое при допущении, что все базирующиеся суда выходят в нлаванпе ежедневно;
- средняя продолжительность одного выхода ММС — продолжительность выхода в днях, определяемая из отношения общего числа зарегистрированных за навигацию дней плавания к общему числу зарегистрированных выходов;
- среднее количество выходов на одно ММС — величина, определяемая как частное от деления общего числа зарегистрированных выходов на число ММС, принимавших участие в навигации;
- средняя продолжительность плавания одного ММС за навигацию — величина, определяемая как частное от деления общего количества зарегистрированных дней плавания на число судов, принявших участие в навигации;
- коэффициент использования ММС (Ки) — относительное число, определяемое из соотношения
где D —- фактическое число дней плавания ММС, выходивших со стоянки за данный месяц.
За расчетные но водохранилищу в целом были приняты Показатели 1982 года, представленные в таблице. Поскольку до 15 июня действовало ограничение выходов по требованиям рыбоохраны, а в октябре, в связи с понижением температуры после 3-го числа, выходов практически но было, фактически навигация длилась 3,5 месяца.
В рабочие дни выходило в плавание в среднем до 2,7% ММС, в выходные и предвыходные дни — 9,3%; максимальные значения не превышают 14,8% и падают на предвыходные дни июля. Что же касается коэффициента Ки, учитывающего продолжительность плавания, то даже в июле он не превышал 18,4%.
Для последующих расчетов, связанных с оценкой роли ММС в загрязнении водохранилища, надлежало определить число ММС, совершающих плавания в его границах.
Согласно данным НТИ, в 1982 г. здесь базировалось 5480 ММС, из них эксплуатировалось не более 70%. Для расчетов было принято, что фактически эксплуатируется 80%, т. е. 4380 ед.
На основе этих данных и имеющихся в литературе сведений об объеме нефтепродуктов, выбрасываемых одним 2о-сильным лодочным мотором, была сделана попытка оценить общее количество нефтепродуктов, поступающих в Иваньковское водохранилище при эксплуатации ММС в течение навигации. Затем в результате сопоставительного анализа было установлено, что в общем загрязнении водохранилища доля стоков с застроенных территорий составляет более 70%, промстоков — около 21%, судов речного флота — 6,1%, ММС — менее 3%.
Анализ данных натурных наблюдений показал, что на ряде участков водохранилища в зимнее время зарегистрировано более высокое содержание нефтепродуктов, чем в летнее. Этот факт, естественно, связан с замедлением процессов самоочищения воды в зимний период, но в то же время он явно свидетельствует о доминирующем влиянии на состав воды именно основных источников загрязнения, к которым не следует относить ММС.
Этот вывод подтверждается фактом некоторого снижения концентрации нефтепродуктов, наблюдаемого на отдельных участках водохранилища в июне — августе, когда ММС эксплуатируются на них наиболее интенсивно.
Тем не менее, было бы неправильным считать, что раз доля ММС в загрязнении воды невелика, то нет необходимости активно бороться за повышение культуры эксплуатации ММС. При обследовании некоторых стоянок наблюдались случаи загрязнения акватории. В одних случаях это были пролитые ГСМ, в других — результаты обкатки двигателей или подзарядки аккумуляторов у пирса, в третьих — следствие нарушения правил, согласно которым по акватории стоянки следует передвигаться только на веслах. Устранение подобных недостатков — первоочередная задача НТИ, администрации стоянок и всех водномоторников-любителей.
Проведенные исследования позволили выявить показатели интенсивности фактического использования ММС в зоне Иваньковского водохранилища. Эти цифры могут быть приняты за исходные при выявлении роли ММС как источника загрязнения других бассейнов, расположенных в аналогичных климатических условиях.
Решение вопроса об оптимальной численности ММС на каждом водоеме, а также объективная оценка роли ММС в загрязнении воды в других климатических районах возможны только на основе получения надежных статистических данных на местах. Наряду с анкетированием, в качестве первоочередной меры, обеспечивающей накопление исходной информации, может быть предложено введение на всех крупных стоянках единой формы Журнала регистрации выходов. Необходимы следующие графы:
- 1 — дата выхода;
- 2 — бортовой №;
- 3 — мощность двигателя (л. с.);
- 4 — время выхода;
- 5 — дата и время возвращения;
- 6 — общая продолжительность работы двигателя за выход, ч;
- 7 — роспись владельца ММС.
Для дальнейшего уточнения степени вредного воздействия ММС на водоемы необходимо провести эксперименты по измерению количества нефтепродуктов, фактически выбрасываемых в воду с выхлопными газами наиболее распространенных отечественных подвесных моторов. Проведение подобной работы прямо предусмотрено упоминавшимся выше постановлением СМ СССР № 667 «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами».
Однако нельзя бездействовать, ожидая окончания предусмотренных постановлением исследований. На наш взгляд, совершенно необходимо продолжить работу по приведению существующих стоянок ММС в соответствие с самыми жесткими требованиями санитарных норм.
Следует рекомендовать местным ИТИ потребовать оборудования на каждой стоянке стендов для регулировки и обкатки лодочных моторов; повсеместно ввести и строго соблюдать запрет на передвижение ММС в границах акватории стоянок с работающими моторами, на обкатку моторов и на подзарядку аккумуляторов на ММС, стоящих у причалов; усилить повседневный контроль за техническим состоянием лодочных моторов, мест заправки и т. п.
Реализация этих предложений будет способствовать дальнейшему снижению вредного воздействия маломерного флота на окружающую среду, обеспечит возможность принятия соответствующих организационных решений на надежной научной основе.