Задача облегчалась тем, что я полагал двумя подвесными парусами производства Тюменского моторного завода им. 50-летия СССР; идею применить двухмачтовое вооружение подсказал проект швертбота «Робинзон»,опубликованный в книге «Пионерская судоверфь» (Л., «Судостроение», 1982). Подвеску с рулем одного из парусов использовал по прямому назначению — навесил на транец швертбота. Для удобства расположения рулевого грот-мачту удлинил на 400 мм.
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м | 4,65 |
Ширина корпуса габаритная, м | 1,25/2,06 |
О6 Водоизмещение порожнем, кг | 150 |
Объем поплавка, м3 | 0,25 |
Площадь парусности, м2 | 7,9 |
Для улучшения обтекаемости корпус удлинил на 900 мм за счет кормовой наделки. У транца оборудовал подмоторную нишу для установки легкого подвесного моторчика. Борта нарастил по всей длине лодки на 70—150 мм, носовую часть запалубил; это позволило защитить корпус от забрызгивания с носа и упростить крепление фок-мачты.
В кормовой части лодки оборудовал две продольные банки, служащие на стоянке спальными местами. Чтобы повысить безопасность плавания под парусами и уменьшить возможность заливания корпуса водой при большом, крене, лодку снабдил брезентовыми «комингсами» шириной 400 мм, протянутыми от носовой опалубки до транца. Остойчивость удалось повысить благодаря пенопластовым поплавкам, закрепленным на двух деревянных поперечных балках. Снаружи они оклеены стеклотканью на. эпоксидном связующем. При переходе на весла или мотор поплавки можно приблизить к бортам лодки или вообще снять.
При многодневных походах! удобно пользоваться складным тентом, который закрывает жилое пространство кокпита, образуя достаточно уютную «каюту».
Для обеспечения лавировочных качеств лодку оборудовал швертом «втыкающегося» типа (часто такой шверт называют «кинжальным»). Шверт сделал профилированным, клеенным из досок толщиной 20 мм.
Результаты первого сезона плаваний на швертботе обнадежили! Он хорошо лавирует, легко делает повороты оверштаг; лавировочный угол составляет 90°. Если судить по усилию на румпеле, судно хорошо отцентровано, правда, на попутных курсах, близких к фордевинду, фок оказывается в ветровой тени грота, поэтому лучше нести паруса на «бабочку».