За шесть лет нами была проделана следующая работа:
- завершена работа по трем научно-исследовательским темам, выпущено 8 отчетов, опубликовано 46 научно-технических статей, 3 из них — за рубежом;
- на всесоюзных симпозиумах и конференциях прочитано 52 доклада;
- разработано более 20 оригинальных конструкций движителей и судов, на которые поданы заявки во ВНИИГПЭ;
- получено 10 авторских свидетельств на изобретения;
- разработано 5 эскизных проектов судов с парусным вооружением; о некоторых из них было рассказано в книге Ю. С. Крючкова и И. Е. Перестюка «Крылья океана» (Л., «Судостроение», 1983).
В последние годы деятельность ваших сотрудников сосредоточена па создании ветросиловых установок нового типа. В этом вопросе значительную помощь оказала разработанная в ЛИСЭД классификация ветросиловых установок, позволившая выявит, принципиально новые кинематические схемы парусных вооружений.
Первой разработкой пашей лаборатории была конструкция усовершенствованного косого паруса с регулируемым «пузом» [1|. Конструкция интересна тем, что гик особой формы позволяет изменять «пузо» паруса с зависимости от курса относительно ветра. При установке в среднее положение гик работает в качестве аэродинамической шайбы. Вооружение такого типа было предусмотрено в проекте моторно-парусного круизного тримарана «Тетраэдр» для рейсов по маршруту Киев — Одесса — Севастополь.
Для современных судов наиболее перспективными ветросиловыми установками, но нашему мнению, являются жесткие паруса1. Сотрудниками ЛИСЭД разработаны две оригинальные конструкции таких парусов, расположенных на поворотных мачтах; обе они признаны изобретениями.
Информация об изображении
Рис. 3. Модель катамарана с жесткими парусами, складывающимися в «гармошку»
В одной из них, получившей условное название «жалюзи», дистанционно управляемые жесткие паруса при усилении ветра поворачиваются вокруг рей [2]. При этом они не только разгружаются от действия шквала, по и противодействуют крену судна (рис. 1).
Рис. 3. Модель катамарана с жесткими парусами, складывающимися в «гармошку»
Вторая конструкция («бабочка») представляет собой жесткий трансформирующийся парус (рис. 2. а). На острых курсах он работает как крыло симметричного профиля, на попутных — раскрывается, увеличивая свою площадь вдвое и приобретая оптимальную для этих курсов форму прямого паруса малого удлинения [3]. При усилении ветра такой парус может ставиться во флюгерное положение. Разработан также вариант паруса, складывающегося в «портмоне» (рис. 2, б).
Однако обычные жесткие паруса, обезветривание которых производится установкой во флюгерное положение, имеют принципиальный недостаток — их невозможно убрать па палубу (этот же недостаток присущ японскому жесткому парусу фирмы «МКК», складывающемуся в «треугольную трубу»).
С 1981 г. наша лаборатория приступила к разработке жестких парусов принципиально новой конструкции — убирающихся на палубу. Эти паруса должны быть падежными в работе, безопасными, обладать высокой аэродинамической эффективностью, иметь унифицированные ветросиловые блоки (мачты с парусами) и дистанционное управление с мостика, включая полную механизацию постановки и уборки.
Первая разработка [4] представляет собой жесткий парус симметричного профиля, разрезанный горизонтальными плоскостями на ряд секции, которые складываются каждая отдельно или все вместе в виде гармошки (рис. 3). Второй вариант устройства, складывающегося в вида гармошки — прямой парус.
Усовершенствованная система парусов типа «жалюзи», опускаемых на палубу [5], несет количество парусов в зависимости от силы ветра (рис. 4).
Третья разработка представляет собой жесткий прямой парус, панели которого складываются наподобие карточной колоды (рис. 5).
Были разработаны также две конструкции надувных парусов с автономными камерами, разделенными жесткими диафрагмами (рис. 6). У одной из них жесткость паруса под нагрузкой создается системой внутренних тросов-расчалок [6], у второй — поворотной мачтой, по которой скользят диафрагмы. Оба паруса допускают рифление — уменьшение рабочей площади.
Помимо этих конструкций, в ЛИСЭД НКИ были разработаны; ветросиловая комбинированная установка с жестким парусом и ветродвигателем; надувные роторные движители; аварийное надувное устройство, предотвращающее опрокидывание парусного судна, и ряд других. Некоторые из них признаны изобретениями.
Таким образом, в настоящее время ЛИСЭД НКИ является обладательницей наибольшего количества изобретений по новым типам ветро-силовых установок. Судя по патентной экспертизе, ЛИСЭД одной из первых в мире начала разработку складывающихся жестких парусов.
Все наши разработки проверены на действующих моделях. Готовятся аэродинамические испытания парусов в лаборатории института механики МГУ.
В настоящее время ЛИСЭД в содружестве с Каспийским ЦПКБ ММФ работает над дооборудованием вспомогательными парусами новой системы сухогруза проекта № 570 (рис. 7), выход в море которого планируется на 1985 г.
Интерес ряда зарубежных фирм и специалистов, занимающихся современными парусными судами, к работам ЛИСЭД свидетельствует о ее международном признании. В последние годы были установлены творческие контакты сотрудников нашей лаборатории и специалистов из Англии, ФРГ, НРБ, ПНР, США.
Указатель литературы
- 1. А. С 647915 (СССР). Гик для парусных судов. Ю. П. Синько, Ю. С. Крючков, — Бюл. изобр. 1983, № 23.
- 2. А. С. 1065297 (СССР). Жесткий парус-крыло. Ю. С. Крючков, Е. В. Знаменский, — Бюл. изобр. 1984, № 1.
- 3. А. С. 1009898 (СССР). Ветросиловая установка. В. Е. Микитюк, — Бюл. изобр. 1983, № 13.
- 4. А. С. 1034954 (СССР). Жесткий парус (его варианты). Ю. С. Крючков, Е. В. Знаменский, — Бюл. изобр. 1983, № 30.
- 5. А. С. 1057374 (СССР). Ветросиловая установка судна (ее варианты)/Ю. С. Крючков, В. Е. Мнкитю к, Е. В. Знаменский, — Бюл. изобр. 1983, № 44.
- 6. А. С. 1079452 (СССР). Надувной парус/Ю. С. Крючков, — Бюл. изобр. 1984, № 10.
Примечания
1. На перспективность жесткие парусов, по-видимому, первым в нашей стране обратил внимание Ю. Ф. Сенькин — автор изобретений в области жестких парусов и волновых движителей; его заявки во ВНИИГПЭ начали поступать в 1974 г.