Читатель Руичев М. А. (г. Кашира Московской области) построил гребную лодку, описанную в брошюре Ф. М. Шедлинга. Для того чтобы иметь возможность ходить на ней под парусами в лавировку, он решил установить под днищем лодки один или два киля высотой 100 мм (рис. 1). По его мнению, вариант установки киля таврового сечения (рис. 1, б) будет более эффективен благодаря увеличению его бокового сопротивления. Ниже приводим ответ тов. Руичеву, составленный Д. А. Курбатовым.
Предполагаемое устройство килей не сможет обеспечить лодке необходимые лавировочные качества. При движении лодки под парусом вода обтекает ее корпус не в поперечном направлении, а под острым углом (углом дрейфа) к диаметрали. Величина угла дрейфа составляет от 3 до 20° и в большой степени зависит от обводов корпуса и формы киля. Явления, происходящие при ходе яхты в бейдевинд, аналогичны явлениям, имеющим место при взлете самолета (рис. 2, а). Сила сопротивления дрейфу Д, возникающая на киле при его обтекании встречным потоком воды, аналогична подъемной силе, возникающей на крыльях самолета при его разбеге. Поэтому всегда стремятся установить на парусном судне киль, похожий на самолетное крыло: узкий и высокий (опущенный глубоко) с обтекаемым поперечным сечением.
Растянутый по длине лодки киль, имеющий небольшую высоту, не сможет обеспечить лодке необходимые лавировочные качества. Эффективность киля зависит главным образом от его относительного удлинения λ=t/l (рис. 2, б). Чем уже и глубже киль, тем большая сила сопротивления дрейфу создается на нем, тем с меньшим углом дрейфа и круче к ветру идет лодка. Поэтому лучше всего установить шверт, конструкция которого описана в брошюре Ф. М. Шедлинга.
Если установка шверта нежелательна, можно рекомендовать один из трех вариантов установки съемных килей (рис. 3).
Первый вариант — установка подъемных шверцев, навешиваемых на борта шлюпки. При этом осадка с поднятыми швертами не изменится по сравнению с гребным вариантом лодки. При установке двух съемных днищевых килей осадка лодки увеличится до 0,3 м, а при установке одного киля — до 0,5 м. Во всех случаях местоположение килей по длине шлюпки должно соответствовать положению шверта, рекомендуемому Ф. М. Шедлингом.