Я не новичок в малом судостроении — самостоятельно сделаны «Москвичка» и «Косатка» — и все же постройка этого катера вызывала немалые затруднения. Во-первых, из-за большой ширины очень трудно изогнуть привальный и скуловой брусья. Во-вторых, при обшивке фанерой в носовой части получаются пузыри (из-за двойной погнои поверхности), которые довольно трудно убирать.
Основные данные «Сонни-14»
Длина наибольшая, м | 4,27 |
Дима по ватерлинии, м | 3,45 |
Ширина наибольшая, м | 1,88 |
Ширила по скуле на транце, м | 1,43 |
Высота борта, м | 0,8 |
Угол килеватости | 18° |
Водоизмещение, кг | 700 |
Скорость с 90-сильным двухтактным двигателем «Эвинруд», км/ч | 65 |
Для уменьшения веса я отказался от установки днищевых и бортовых стрингеров и вообще сделал весь набор минимального сечения. Чтобы не ослабить продольную жесткость корпуса, весь продольный набор склеен: киль из четырех реек 8X70 мм, скуловой стрингер и привальный брус из двух реек 12X30 мм. Жесткость корпуса, к тому же, увеличивается за счет поперечной погиби фанеры по флорам.
Вся обшивка катера сделана из четырехмиллиметровой фанеры с последующей оклейкой стеклотканью в один слой. Первую шпацию (от носа до 1/2 шп.) я заполнил пенопластом, между 2 и 3 шп. (точнее, на расстоянии 200 мм от 2 шп. в корму) установил переборку. Получился внушительный рундук. Между 6 шп. и транцем сделал самоотливной рецесс, а между 5 и 6 шп. на всю шпацию установил кормовую банку из фанеры 10 мм. Ее средняя часть выполнена в виде крышки, открывающейся в корму. Получился второй рундук, в котором свободно размещаются мотор и два стандартных бачка под бензин. Под рецеесом есть еще много места для якоря и других мелочей.
Внутренние бортовые стенки кокпита зашил фанерой, которую закрепил па петлях. Здесь можно хранить весла, отпорный крюк, удочки и т. п. Это очень удобно — ничто не болтается под ногами. Лодка снабжена самодельным дистанционным управлением.
Когда я доставил катер на причал, все рыбаки в один голос заявили, что быстрее 15—20 км/ч Он не пойдет. Я ничего не доказывал — «сейчас увидим!» И мои надежды оправдались — при равной нагрузке я не отставал от «Казанок» и легко обходил «Прогрессы». Притом все это на спокойной воде, а уже при среднем волнении мой катер легко обходит «Казанки» даже с меньшей нагрузкой. Волну он принимает очень мягко, в кокпите всегда сухо — нет даже брызг. Однажды вышел в Финский залив при волне 1,2—1,3 метра, и скорость упала всего километров на 5, т. е. мы шли около 35 км/ч при нагрузке 2 человека плюс 60 кг груза. Лодка хорошо ходит па всех курсах, причем брызги заносит только при боковом ветре.
Тем, кто будет делать такой катер, надо учесть, что полушироту борта на шп. 6 надо брать не 892 мм, как дано в таблице, а 922 мм. Особое внимание следует уделить изготовлению и установке реданов — от чих во многом зависят хорошие ходовые качества катера. На ходу желательна кормовая центровка — это повышает скорость.