Барк «Крузенштерн» — учебное судно Министерства рыбного хозяйства СССР — после капитального ремонта и переоборудования вновь введен в строй. Весной 1973 г. он вышел из Риги в плавание вокруг Европы, имея на борту 190 курсантов мореходных училищ. Этого с нетерпением ждал весь экипаж, составленный из опытных, неоднократно ходивших в океан на парусниках моряков, а также вчерашних яхтсменов и новичков, которых привлекла романтическая, но тяжелая работа на парусном судне.
Первое и, как впоследствии оказалось, самое серьезное испытание пришлось перенести на следующий же день после выхода — у южной оконечности Готланда. Ветер штормовой силы развел большое волнение. «Крузенштерн» под штормовыми парусами, подобно огромной птице, легко скользил по волнам. Только иногда, перехлестывая через фальшборт, брызги окатывали соленым душем работающих со снастями курсантов и матросов-инструкторов.
Встречные суда проявляли интерес к «Крузенштерну», нередко меняли курс, шли на сближение и приветствовали нас, желая счастливого плавания. «Никогда еще не поднимался на борт такого большого парусника», — заявил датский лоцман, проводивший нас в Зунде.
Вскоре судно пересекло Бискайский залив, который был необычно спокоен. Б Средиземном море ясная и маловетренная погода позволила постоянно нести полные паруса. С курсантами регулярно проводились занятия по морскому делу, шлюпочные учения. Выпускники несли штурманскую вахту в специально оборудованной всем необходимым учебной рубке и на мостике, занимались астрономическими наблюдениями, для которых это море — лучшее место.
В начале мая миновали Босфор, пройдя под строящимся грандиозным мостом между Азией и Европой. Проходная часть его имеет высоту около 60 м, но снизу нам казалось, что 57-метровые мачты барка не пройдут...
7 мая «Крузенштерн» ошвартовался в Севастополе. Первое — после долгого перерыва — плавание одного из крупнейших парусников мира закончилось.