В апреле 1972 г. мне довелось по делам службы побывать в Японии. Один вечер и провел в обществе главного директора Японской воднолыжной ассоциации Масанори Коморимия (он просил называть его коротко — Комо) и его очаровательной жены Женевьевы. Наша по крайней мере четырехчасовая беседа касалась проблем воднолыжного спорта вообще и японского — в частности.
Комо невысок ростом, плотен и по-японски солидно-подвижен. Он — президент крупной фирмы по производству драгоценных металлов, но водным лыжам предан фанатично и делам ассоциации уделяет столько времени и внимания, что это, как отметила Женевьева, уже больше похоже на вторую и притом бездоходную профессию, чем на хобби. Ему 52 года, но только пару лет назад он сошел «с водной лыжни» из-за травмы: демонстрируя фотокорреспондентам давно и хорошо освоенное им катание без лыж — на пятках, неудачно упал...
А начинал М. Коморимия в 1948 г. И можно сказать, воднолыжная Япония начинала вместе с ним. Первый национальный чемпионат удалось организовать лишь в 1955 г. Затем Япония вступила во Всемирный воднолыжный союз и стала выступать по пятой географической группе (вместе с Австралией, Океанией, Филиппинами и т. д.). В мировых чемпионатах значительных успехов до сих пор не было: лучший результат — однажды достигнутое 16-е место среди мужчин в личном зачете. Это и неудивительно, поскольку уровень развития воднолыжного спорта в стране невысок, что наглядно демонстрирует составленная Комо табличка высших достижений (к началу сезона 1972 г.):
- в слаломе у мужчин 4 буя на скорости 54 км/час, у женщин 4 буя при 48 км/час;
- в фигурном катании у мужчин 2200 очков, у женщин 2000;
- в прыжках с трамплина у мужчин 38 метров, у женщин 18 м.
Надо еще отметить, что большая часть этих рекордов установлена двумя спортсменами — национальными чемпионами 1971 года Хиронити и подающей большие надежды молодой Юко Хирозе.
Сколько в Японии лыжников? Комо оценивает общее число регулярно катающихся на водных лыжах цифрой 50000. В соревнованиях же на всех уровнях участвует очень мало спортсменов — не более 500. Национальный чемпионат собирает 60—65 мужчин и 15—20 женщин. Это сильнейшие лыжники из 28 спортивных клубов (в основном — частных), культивирующих водные лыжи. Любопытно, что не все из этих клубов входят в Японскую воднолыжную ассоциацию.
Общее число используемых воднолыжных трамплинов, а оно в определенной степени характеризует развитие водных лыж именно как спорта, не превышает 10. Все эти трамплины имеют деревянное покрытие, ни фиберглас, ни текстолит не используются. Трасс для слалома тоже относительно немного. Ставят их, как правило, методом триангуляции на буях с автоматически устанавливающейся длиной буйрепа.
Используемые воднолыжниками акватории — это прежде всего озера и закрытые морские заливы или лагуны вблизи крупных городов (Токио, Киото, Осака, Нара). Воднолыжный сезон весьма продолжителен — с марта по ноябрь. Для буксировки обычно используются катера с подвесными моторами американского производства («Джонсон», «Меркюри») или шведскими двигателями «Вольво». Наиболее распространены фалы японского производства из полиэстера, по своим свойствам почти аналогичные полипропиленовому фалу фирмы «Блэк энд уайт». Лыжи в большинстве случаев импортные: есть и европейские («Рефлекс», «Фрейри») и американские («Сайпренс Гарден», «Магараджа», «О’Брайен»), и австралийские, но особого предпочтения тем или иным не заметно.
Проблемой продолжает оставаться популяризация водных лыж, пропаганда этого вида спорта в стране. Надо подчеркнуть, что сам директор делает в этом направлении очень много. Так, в 1962 г. именно с этой целью он совершил безостановочный рейс на лыжах по морю вокруг одного из островов (90 км за 1 час 53 минуты), а недавно написал первый на японском языке учебник по водным лыжам.
Японские воднолыжники заинтересованы во всемерном расширении международных контактов. В частности, директор М. Коморимия отметил желательность проведения товарищеских встреч воднолыжников Японии и СССР, а в дальнейшем, может быть, и матча трех стран — с участием команды Австралии.