Продолжая начатый на страницах сборника разговор о лодочных стоянках, обратимся к зарубежному опыту организации баз водного туризма. Особый интерес представляют в этом отношении США, — страна, насчитывающая около 9 миллионов прогулочно-туристских судов и занимающая одно из первых в мире мест по «насыщенности» ими. Так, если в ФРГ одна лодка приходится на 300 жителей, в Нидерландах — на 185, в Скандинавии — на 57, то в США — на 24 жителя.
Еще в 1928 г. в Америке появилось слово «марина» для обозначения нового вида учреждения, выполняющего комплексное обслуживание владельцев прогулочных судов. Нельзя сказать, что до появления марин такие суда нигде не обслуживались. И в Америке и в Европе, кроме больших и малых яхт-клубов, существовали еще и «boatyards», что на русский язык можно перевести приблизительно как лодочные дворы. Эти стоянки предоставляли необходимый минимум условий для хранения и ремонта судна. Однако со временем потребовался какой-то иной, более высокий уровень сервиса, соответствующий достигнутому в других областях сферы обслуживания. После второй мировой войны — марины понемногу стали вытеснять boatyards сначала в США, а затем в Канаде и Европе. Сейчас более пяти с половиной миллионов американских семей держат семь миллионов прогулочных судов именно в маринах. «Развитие районов отдыха без марины значит то же, что строительство аэропорта без ангара», — говорится в современном руководстве для предпринимателей, работающих в индустрии туризма.
Всего в стране около 4500 марин и boatyards; в течение прошлого года их услугами воспользовалось 45 млн. американцев.
Итак, марина — учреждение, призванное комплексно обслуживать постоянных и транзитных судовладельцев, их суда и их автомобили. Различают несколько типов марин, отличающихся программами обслуживания, характером акватории и другими элементами, зависящими от конкретных условий размещения.
Городские марины представляют в первую очередь место для стоянки и хранения плавсредств, мастерские для мелкого ремонта, стоянки для автомашин и клубные помещения; полностью оборудованные марины обеспечивают водо- и энергоснабжение для каждого судна, сеть мусоросборников.
Загородные марины служат базой для краткосрочного, а то и длительного водного туризма; они сами по себе уже являются местом отдыха судовладельцев и их семей и городского населения, предпочитающего пассивный отдых на воде, но с интересом наблюдающего за деятельностью «активных». Кроме гавани с причалами и эллингами, автостоянками и клубными помещениями, здесь располагаются отели и бары; на территории типичной загородной марины размещают площадки для тенниса и гольфа, плавательный бассейн, игровые площадки для детей, пляж и т. п.
Пригородные марины, расположенные в пределах полутора часов езды от крупных городов, обычно рассчитывают на массовый наплыв горожан в дни отдыха с проживанием в отелях лишь незначительной части приезжающих. Это могут быть или самостоятельные объекты, или составные части комплексов — так называемых «аквапарков» или «речных парков», предназначенных для самых разнообразных видов отдыха на воде.
Таким, в частности, проектируется создать «Миссион Бэй Парк». Этот аквапарк занимает 300 тыс. акров, на которых располагаются (в семи зонах) водный стадион, спортивные площадки, бассейны, аттракционы, пляжи, рестораны, отели, сооружения для обслуживания спортивного рыболовства, аренды лодок и рыболовных снастей, хранения и ремонта лодок, их подъема и спуска на воду и т. п. и т. д., одним словом — полный набор увеселений и учреждений, обслуживающих активный и пассивный отдых на воде и у воды.
«Миссион Бэй Парк» будет иметь 31 милю береговой полосы и рассчитан на обслуживание 3000000 человек в год. 12 000 лодок будут создавать, по замыслу авторов проекта, впечатляющую панораму; здесь же можно будет посмотреть гонки, различные «шоу», соревнования воднолыжников и т. п.
Принцип гидропарка, заключающийся в комплексном освоении больших территорий, представляется перспективным для организации зон отдыха и туризма на воде в зеленых поясах крупных городов.
Типичной загородной мариной является комплекс сооружений, расположенный южнее Сан-Франциско. Основные здания собственно лодочной стоянки состоят из центрального павильона с помещениями начальника гавани, пункта регистрации лодок и путешествий, а также конторы по прокату судов. Рядом находятся: магазин спортивных товаров, здание яхт-клуба с рестораном, банкетным залом и спальными комнатами. 160 мест для стоянки катеров и яхт хорошо защищены от волн. При входе в порт под рестораном размещается станция для заправки уходящих судов не только бензином, но и провизией, водой, рыболовными снастями. Тут же стоят дежурный катер начальника гавани и пожарный катер. Вдоль берега размещены рундуки для хранения подвесных моторов и снаряжения. На территории предусмотрены две хорошо оборудованные площадки для ремонта лодок, одна из которых рассчитана на выполнение работ силами самих судовладельцев. На берегу расположен эллинг для хранения 96 лодок.
Перечисленные сооружения стояночного комплекса дополняются еще целым рядом сооружений, рассчитанных на обслуживание как самих туристов-водников, так и посетителей, не имеющих прямого отношения к водному туризму. Это еще два ресторана, площадки для пикников, гольфа, клуб здоровья, парк дневного пребывания с пляжем и площадками для занятий гимнастикой, танцевальные площадки, зона «игр с морскими приключениями», водоем для запуска моделей, причал для катания (за плату) на судах тех или иных типов, морской зоопарк и т. д. Около 70% всей территории занято автостоянками, в том числе предусмотрена площадка для автомашин с лодочными трейлерами.
Спальные номера в транзитных маринах, рассчитанных на туристов, прибывающих на время на своем судне, размещают как можно ближе к месту стоянки лодок, чтобы туристу не приходилось переносить свои вещи в номер. Так, например, на марине в Кей Ларго (Флорида) спальные кабины расположены прямо на пирсе, к которому швартуются катера. Приводим эскиз проекта марины, где номера отеля и общественные сооружения расположены на платформах, вынесенных на воду и связанных между собой переходами, к которым могут швартоваться малые суда.
Имеются довольно крупные марины. Например, марина «Лонг Бич», построенная в Калифорнии в 1960 г., рассчитана на 1800 судов. Однако такие крупные сооружения до сих пор строились не часто, поскольку частным предпринимателям трудно сконцентрировать необходимые средства. К 1963 г. в долине Теннесси сложилось любопытное положение, когда 350 небольших марин буквально «съели» все удобные для размещения причальных устройств места, и теперь на оставшихся небольших участках федеральные власти разрешают строительство только крупных стоянок.
Рентабельность марин является определяющим фактором. В США считается прибыльной такая марина, которая позволяет вложенный капитал в 25 000 долларов утроить за 9 лет. Однако американцы не считают единственным путем обеспечения рентабельности увеличение емкости марин (при стоянке 200 единиц они уже являются доходным предприятием). Прибыль получается в основном благодаря привлечению каких-то дополнительных, сопутствующих видов обслуживания. Например, это может быть продажа и прокат судов. Стоимость проката прогулочного судна колеблется от 30 до 200 долларов в сутки в зависимости от его размера и предложенных удобств. Почти на всех маринах имеются специализированные магазины, где продается все необходимое для водного туризма, включая как новые, так и подержанные лодки и моторы, инвентарь для рыбной ловли и охоты, морские карты, литературу и справочники по местным маршрутам.
Количество и состав обслуживающего персонала зависят от типа марины, ее величины и характера предлагаемого сервиса. В качестве примера приводим состав персонала курортной марины «Бахия Мар» на Багамских островах, вмещающей 400 сравнительно крупных судов.
Проблема сезонности (остро касающаяся и наших лодочных стоянок), решается в США различными путями. Американские специалисты предусматривают, например, мероприятия, дающие возможность в условиях мягкой зимы продлить лодочный сезон на несколько месяцев. Сжатый воздух, подаваемый через перфорированные трубы, уложенные на дне гавани, не дает схватиться льду, который мог бы повредить причальные устройства и хрупкие корпуса судов. Подсчитано, что такое устройство дешевле, чем строительство наземных эллингов для зимнего хранения судов и подъемноспусковых устройств.
В зимнее время стремятся как можно полнее использовать персонал и помещения. Так, при удобном расположении отель и ресторан работают зимой «на город»; местные судовладельцы и в мертвый сезон посещают марину как свой клуб.
Ремонтные мастерские, как правило, работают круглый год, готовя зимой суда к сезону или выполняя заказы по постройке лодок.
Дождливое, холодное лето представляет для предпринимателя не меньшую опасность, чем зима; поэтому многие из загородных марин являются одновременно и трейлерным кемпингом. Такое сочетание позволяет расширить контингент постоянных клиентов.