Внимание, которое уделяется у нас дальнейшему развитию спорта и туризма, а также созданию условий для активного отдыха трудящихся, нашло отражение в ряде постановлений партии и правительства, направленных, в частности, на дальнейшее укрепление и развитие отраслей промышленности, занятых выпуском товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей любителей водного туризма и спорта. Выполняя принятое в начале 1969 г. постановление СМ СССР об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению, наша промышленность набирает темпы. Вот, например, цифры, показывающие рост ежегодного выпуска прогулочных катеров и лодок (тыс. штук):
1967 г. | 1968 г. | 1969 г. | 1970 г. (план) | |
Лодки | 56,0 | 79,0 | 103,0 | 116,0 |
Катера | 0,10 | 0,25 | 0,35 | 0,40 |
Тем не менее, спрос населения на некоторые типы прогулочных судов по-прежнему удовлетворяется не полностью.
Для правильного планирования дальнейшего развития производства возникла необходимость изучения конъюнктуры торговли прогулочными судами. В ноябре—декабре 1970 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) провел опрос владельцев катеров и лодок. Промышленность в первую очередь интересовали данные о наиболее распространенных типах судов и материале, из которого эти суда изготовлены.
На анкету откликнулось более 10000 человек, эксплуатирующих свои лодки в регионах Верхнего и Среднего Поволжья, Нижнего Дона и Приазовья, Невско-Прибалтийского бассейна, на Оби и Амуре, реках, озерах и водохранилищах Московской и других центральных областей. Пользуясь возможностью, мы благодарим всех ответивших на анкету, приславших нам письма, фото и чертежи.
Данные опроса уже дают некоторое представление о составе флота прогулочных судов, находящегося в личном пользовании (% к итогу):
Мотолодки | 70% |
«Казанка» | 14% |
«Прогресс» | 9% |
Мотолодки с каютой | 3% |
Катера | 15% |
без каюты | 5% |
с каютой | 10% |
Гребные лодки | 5% |
Суда других типов (катамараны, яхты и т. д.) | 10% |
100% |
Итак, большинство ответивших нам (70%) имеют глиссирующие лодки с подвесным мотором, причем треть из них составляют дюралевые «Казанки» и «Прогрессы».
Выявилось наличие существенных различий в структуре этого флота по отдельным районам страны. В бассейнах со сравнительно спокойными, благоприятными условиями плавания (среднее течение Днепра, Среднее Поволжье, река Москва) явно преобладающим типом прогулочного судна является легкая открытая глиссирующая лодка с подвесным мотором. В бассейнах с условиями плавания, близкими к разряду О, и непосредственно примыкающих к обширным акваториям (моря, заливы, крупнейшие реки), наиболее распространены остойчивые и надежные водоизмещающие суда со стационарным двигателем, обеспечивающие безопасность и минимальный комфорт в случае неблагоприятных погодных условий. Доля катеров, например, на Нижнем Дону (близость Азовского моря), в Прибалтике, Ленинградской области (Финский залив, Нева, Ладога), на нижнем Амуре весьма велика.
Разумеется, то, что только 5% ответивших имеют гребные лодки, не дает оснований для вывода о малом количестве таких судов. Напомним, что до сих пор основная масса гребных лодок не зарегистрирована даже в черте больших городов.
По основному материалу корпуса весь маломерный флот был условно разбит на три группы. Вот результаты опроса: металлические суда (в основном из легких сплавов) — 50%, деревянные (в том числе компостной конструкции) — 46%, пластмассовые — только 4%. Состав флота по материалу в отдельных бассейнах имеет некоторые специфические различия. Так, большее количество деревянных судов на Неве и в Прибалтике говорит о давних традициях мелкого деревянного судостроения в этих районах. Крайне незначительный процент судов из стеклопластика объясняется тем, что из этого материала суда начали изготовлять сравнительно недавно. Несколько увеличенное количество пластмассовых судов (12%) в Москве и Московской области показывает, что население центра быстрее оценило преимущества стеклопластика и сравнительно большое значение имеет самодеятельная постройка судов из этого материала.
Состав флота, о котором дают представление результаты опроса, сложился в основном за несколько последних лет, когда промышленность резко увеличила выпуск прогулочных судов, но торговая сеть получала для реализации суда тех или иных типов независимо от спроса потребителя. Поэтому 85% опрошенных владельцев отметили отсутствие в продаже многих нужных им типов прогулочных судов. Тем же обстоятельством «ложно объяснить один' из основных особенностей имеющегося маломерного флота: более половины судов (52%) самодельные. Следует отметить, что наименьший процент самоделок сред), мотолодок с подвесным мотором это, несомненно, связано с тем, что именно мотолодки представляют основной тип судна, массовый выпуск которого освоен нашей промышленностью. Что же касается прочих типов прогулочных судов (катера, катамараны, яхты и др.), то от 70 до 90% их общего количества изготовлено самими владельцами.
Изготовление дощатых, чаще всего гребных лодок во многих районах является в основном результатом деятельности местных кустарей, испокон веков занимающихся этим промыслом. А вот постройка большой глиссирующей мотолодки или, тем более, современного каютного катера со стационарным двигателем — сложное и весьма трудоемкое Дело: необходимы материалы, отсутствующие в свободной продаже, автомобильный двигатель, который должен быть соответствующим образом конвертирован (оборудован реверс-редуктором, системой охлаждения). Тем не менее, строятся и такие, и еще более сложные для самостоятельного изготовления суда.
Как показал опрос, основных причин столь широкого распространения судов любительской постройки две: 1) отсутствие в продаже судов нужного типа или размера (48% ответов); 2) высокая цена судов промышленного изготовления (46% ответов). Весьма незначителен процент владельцев, строивших суда самостоятельно по каким-либо другим причинам. Это, например, любители мастерить, желающие иметь судно с какими-то специфическими особенностями; очевидно, что серийный выпуск таких судов (гоночных, с новыми принципами движения и т. д.) в ближайшее время нецелесообразен.
Прогулочное судно должно отвечать всем необходимым требованиям по безопасности плавания, прочности, мореходности, комфорту. Однако ответы на анкету свидетельствуют, что владельцы прогулочных катеров и лодок промышленного изготовления в значительной мере не удовлетворены их эксплуатационными характеристиками в целом, а также конструктивным решением, надежностью и долговечностью отдельных узлов.
Более половины ответивших (52%) были Вынуждены внести в конструкцию судов промышленного изготовления те или иные усовершенствования. Многие (24%) указывают, что выпускаемые промышленностью лодки и катера не обеспечивают требуемого уровня безопасности плавания. Чаще всего приходится усиливать набор корпуса и транец, повышать жесткость носовой части палубы; нередко увеличивают длину лодки (на шпацию) и высоту борта. Для улучшения мореходных качеств устанавливают були, увеличивают килеватость корпуса в носовой части, поднимают линию скулы (эти усовершенствования внесли 12% владельцев).
Самое распространенное дополнение к заводскому оборудованию — монтаж дистанционного управления реверсом, газом и поворотом лодочного мотора (этим занималось 18% ответивших на анкету). В связи с тем, что в продаже до настоящего времени нет полного комплекта дистанционного управления, подходящего для мотора любой модели, любители вынуждены делать самостоятельно ответственное устройство, от надежности которого зависит безопасность плавания. Промышленности необходимо разработать универсальную конструкцию дистанционного управления, пригодную для всех моторов, и срочно наладить крупносерийный выпуск, который позволил бы снизить высокую стоимость этого устройства.
Другую необходимую часть снаряжения — непромокаемый тент — любители также вынуждены делать сами (16% владельцев). Многие из ответивших на анкету отмечают, что тент практически невозможно приобрести в магазине. Естественно, что самодельный тент далеко не всегда украшает лодку, впрочем, как и заводские, выпускаемые в комплекте к некоторым моделям лодок. Тент «Прогресса», по мнению потребителей, неудачно крепится к ветровому стеклу, пропускает воду, имеет унылый серый цвет.
Многие любители сделали дополнительные топливные баки, закрепляемые в кормовой части лодки или под банками. Такие баки вмещают до 65—80 л горючего, что позволяет избавиться от канистр, не всегда удобных для хранения на судне, и частой заправки небольшого штатного бака мотора.
Чтобы повысить комфортабельность и безопасность плавания, приходится оборудовать катера и лодки заводского выпуска ходовыми огнями и огнями-отмашками; делать сиденья раскладывающимися в спальные места; комплектовать лодку спасательными принадлежностями; изготовлять ящики и полочки для хранения мелких вещей и инструмента; ставить стеклоочистители; крепить к корпусу узлы и детали, необходимые для транспортировки лодки, и т. д.
Многие из указанных усовершенствований (в частности: усиление набора корпуса и транца; некоторое улучшение обводов; комплектация дистанционным управлением реверсом, газом и поворотом лодочного мотора; установка тента, электрооборудования и сигнальных огней) должны быть реализованы на заводах, выпускающих лодки.
Опрос показал, что в дальнейшем спрос на мотолодки с подвесным мотором также будет довольно высок: этот тип судна преобладает и в структуре предполагаемых покупок — 68%. Возрастает спрос на катера со стационарным двигателем, т. е. более комфортабельные и надежные суда (намеревающиеся приобрести катер составляют 26%). Часть потребителей в ближайшие годы сумеет удовлетворить свое желание: ряд предприятий занят разработкой соответствующих проектов. Что же касается гребных лодок, то городских жителей, составляющих подавляющее большинство из числа ответивших на анкету, перспектива иметь такое судно, очевидно, не привлекает.
Интересно отношение потребителя к основным материалам, идущим на изготовление прогулочных судов. Опрос показал, что дерево привлекает в первую очередь сравнительно невысокой ценой и хорошей ремонтопригодностью, однако деревянные лодки уже не устраивают по долговечности и внешнему виду. Металл (в основном — дуралюмин) получил высокую оценку потребителей. Авторы ответов на анкету отмечают, что суда из металла надежны в эксплуатации, имеют малый вес, дешевле пластмассовых, удобны и просты в ремонте и хранении. Стеклопластику как конструкционному материалу также дана в общем высокая оценка, несмотря на то, что пластмассовые лодки промышленного изготовления до сих пор особым успехом не пользуются. Высокая цена и отсутствие удачных проектов являются тормозом для развития производства пластмассовых прогулочных судов.
В результате опроса получена обширная информация, касающаяся технического обслуживания и условий хранения индивидуальных катеров и лодок, а также возможности приобретения запасных частей. Почти все владельцы (97%) сообщают об отсутствии мастерских техобслуживания и заправочных колонок, об отсутствии необходимых запчастей в мастерских по ремонту моторов. Качество ремонта низкое. Подавляющая часть владельцев вынуждена самостоятельно производить ремонт и судов и моторов, хотя в магазинах невозможно приобрести нужные запасные части и дефицитные материалы Так, 77% ответивших особо отмечают, что в продаже нет аптечек для ремонта лодок, электрооборудования, подшипников и т. п.
В постановлении правительства было указано: «Советам Министров союзных республик по мере развития в стране производства катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению обеспечить: строительство крупных баз с причалами для летней стоянки катеров и лодок с помещениями для осуществления необходимого ремонта катеров и лодок и с заправочными станциями, используя при этом также кооперативную форму строительства и эксплуатации указанных баз». Эта часть постановления, как сообщают авторы ответов на анкету, практически не выполняется.
Многие любители водного спорта и туризма до сих вообще не имеют постоянных специально оборудованных стоянок; 80% ответивших нам испытывают большие затруднения в получении места для хранения прогулочных катеров и лодок. Большая часть владельцев, указывающих на сложности в решении проблемы стоянок, проживает в Москве и Московской области. В таких городах, как Череповец, Вологда, Ростов-на-Дону, положение со стоянками и хранением судов несколько лучше.
Итак, анализ ответов показывает, что до настоящего времени в продаже отсутствуют суда ряда нужных типоразмеров, мало выпускается относительно дешевых металлических мотолодок, практически нет в продаже предметов комплектации и оборудования для прогулочных судов, запасных частей к моторам. В то же время некоторые промышленные катера и лодки пользуются слабым спросом — главным образом из-за несоответствия между низкими потребительскими качествами, с одной стороны, и высокой ценой, с другой.
Прогулочные суда, выпускаемые для личного пользования, еще далеко не полностью отвечают предъявляемым требованиям и современным стандартам. Конструктивные решения недостаточно продуманы, качество оставляет желать лучшего; как правило, суда мало-комфортабельны. Большая часть катеров и лодок переоборудуется владельцами, что объясняется в первую очередь несоответствием их типоразмеров и оборудования потребностям покупателей.
К основным причинам, сдерживающим сбыт катеров и лодок, относятся:
- инерция промышленности, не успевающей следить за изменением конъюнктурных условий в части выпуска судов, оптимальных по типоразмеру и материалу;
- неумение и нежелание предприятий-изготовите-лей средствами рекламы довести до потребителя необходимую ему информацию, а торгующих организаций — найти новые формы торговли, учитывающие специфику товара;
- ограничения, произвольно накладываемые местными властями на эксплуатацию прогулочных судов (по мощности моторов, доступности акваторий, срокам эксплуатации и т. п.);
- практическое отсутствие технического обслуживания, а в ряде случаев и мест для стоянок, баз и других условий, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судов.
Мнение потребителей будет учтено
В публикуемой статье кратко рассмотрены результаты первого этапа работы ВНИИКС по изучению спроса на прогулочные суда, проводившейся в конце 1970 — начале 1971 г. Полученные на сегодня материалы рисуют пока только качественную сторону потребительского рынка. Однако выводы о предпочитаемых материале корпуса и типоразмерах судов, сведения о самостоятельно вносимых в их конструкцию усовершенствованиях, о влиянии специфики бассейнов уже дают полезный материал для проектантов прогулочных судов и планирующих организаций.
При перспективном планировании будут учтены пожелания потребителей в части применения тех или иных конструкционных материалов. В частности, постепенно сокращается производство малых гребных лодок из дорогостоящего стеклопластика, который будет использован для изготовления более комфортабельных судов. В планах! проектных организаций найдет отражение растущий интерес к каютным катерам и мотолодкам.
Опыт изучения спроса при помощи анкет является первой попыткой такого рода и, как нам представляется, достаточно результативен. Ведь до настоящего времени вся информация о рынке сводилась к обработке и анализу заявок торгующих организаций, далеко не точно отражающих запросы потребителей.
К сожалению. Министерство торговли СССР не сумело еще организовать надежно действующего канала обратной связи: от потребителя — через торгующую организацию — к промышленности. Поэтому изучение потребностей рынка в настоящий момент поручено непосредственно промышленности.
В настоящее время в нашем ЦКБ «Нептун» организована лаборатория по изучению потребительского спроса на прогулочные суда и комплектующее оборудование, которая будет в дальнейшем вести подобные исследования самостоятельно. Продолжит свою работу и ВНИИКС.
Выводы, к которым приходят авторы статьи, совершенно справедливы, причем особое внимание, по нашему мнению, следует обратить на совершенно нетерпимое положение с организацией баз и стоянок для прогулочных судов. Практически полное отсутствие капитальных хранилищ на акваториях вблизи крупных населенных пунктов, абсолютное нежелание местных органов решить этот вопрос, несмотря на постановление Правительства, приводят к тому, что покупка лодки, а тем более каютного катера, становится делом, на которое может решиться только большой энтузиаст. До положительного решения этого вопроса затруднено дальнейшее развитие водного туризма, а следовательно, и расширение производства прогулочных судов.