Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Военная страничка
  • 1983 год
  • Трагические часы эвакуации последних защитников Севастополя
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Катера малые охотники в обороне Севастополя
Воспоминания Сергея Степановича Воркова об обороне Севастополя
XIII регата на приз газеты «Слава Севастополя» 1985 года
Парусные переходы из Севастополя в Волгоград
Сообщения: циклон, страхование, вода в море, танктейнер, часы...
Сообщения: компас, пираты, тянитолкай, траулер, слава, крен, часы...
Регата на приз «Славы Севастополя» 1983 года
Парусные гонки на приз газеты «Слава Севастополя» 1984 года
XIV регата на приз газеты «Слава Севастополя» 1986 года
XV парусная регата на приз газеты «Слава Севастополя» 1987 года
Всесоюзной регаты на приз газеты «Слава Севастополя» 1988 года
Результаты последних семи олимпийских регат
Полезные мелочи: часы, битенг, фиксация мотора, снятие с мели...
Марафон «24 часа Руана» 1973 года


Трагические часы эвакуации последних защитников Севастополя

Год: 1983. Номер журнала «Катера и Яхты»: 103
          0


Печатаем отрывок из книги воспоминаний капитана 1 ранга В. М. Гернгросса (На мостике тральщика. М., Воениздат, 1979). В годы войны Владимир Михайлович командовал БТЩ «Щит», награжденным орденом Красного Знамени. В приведенном отрывке рассказывается о встрече, которая произошла 2 июля 1942 г. — в трагические часы эвакуации последних защитников Севастополя.

Возвращаемся в Новороссийск.

Рассвет застает нас уже на траверзе Феодосии, которая, как и весь Керченский полуостров, находится в руках врага. Здесь базируются торпедные катера противника. Сейчас штормит, катера вряд ли выйдут в море, однако наши командоры приготовились в любую минуту открыть огонь.

Сигнальщик слева по борту заметил белый предмет. Его трудно разглядеть и в бинокль. Решаю подойти поближе к предмету. Через некоторое время удается установить, что это над волнами покачивается одинокий парус.

Подходим еще ближе и с удивлением замечаем, что парус необычной формы и поднят... на гидросамолете. Сигнальщик Радченко докладывает:

— Наш двухмоторный типа «ГСТ»!

В бинокль вижу: в машине копошатся люди.

— Не иначе как потерпели аварию, — говорит штурман.

— По всему видно, что это так, — отвечаю ему. — Подойдете на шлюпке к самолету!

Корабль стопорит ход. В считанные секунды шлюпка оказывается за бортом, и дежурные гребцы во главе с лейтенантом Чуйко наваливаются на весла.

Первым делом Чуйко доставил на «Щит» раненых и женщин. Всего же на гидросамолете оказалось 33 человека. Шлюпка сняла их за четыре рейса. Затем по просьбе командира воздушного корабля капитана Малахова была перевезена на тральщик часть вооружения и оборудования. Из-за сильного волнения моря гидросамолет буксировать не удалось. Его пришлось расстрелять. Дали несколько очередей из крупнокалиберного пулемета, самолет вспыхнул, как свеча, начал крениться, потом перевернулся и затонул. В эти минуты экипаж «ГСТ-9» находился на верхней палубе. Надо было видеть суровые лица летчиков, выражавшие их душевную боль. Воздушные бойцы прощались со своей машиной, на которой совершили десятки боевых вылетов.


Капитан Малахов поднялся на мостик. Он рассказал, что «ГСТ-9» в составе подразделения гидросамолетов в ночь на 1 июля вылетел с кавказского побережья в Севастополь. Самолеты, имея задание эвакуировать раненных и летно-технический персонал авиачасти, приводнились в одной из севастопольских бухт под артиллерийским огнем противника. Взлетели, когда уже начало светать. Капитан со штурманом обсудили обстановку. Было решено проложить курс мористее, где была меньшей вероятность встречи с авиацией противника.

Летели низко над водой. После бессонной ночи Малахова клонило ко сну, но он крепился. Дремоту отогнал доклад штурмана о том, что самолет проходит траверз Феодосии.

— Ну, кажется, все обходится хорошо, — удовлетворенно заметил капитан. Но в следующую минуту его слух уловил, что левый мотор заработал с перебоями, а потом и вовсе заглох. В этой сложной ситуации выход один — посадить машину на воду. Малахов берет управление на себя и начинает снижение. «ГСТ-9» удачно коснулся килем бушующего моря и закачался на волнах.

Командир и штурман вскоре с тревогой заметили, что самолет несет к крымскому берегу. Но потом направление ветра резко переменилось, и машину стало отжимать мористее. Тут у Малахова родилась идея соорудить парус, чтобы ускорить дрейф самолета в сторону Кавказа. За эту мысль ухватился бортмеханик Артамонов.

Дюралевые отпорные крюки он приспособил под мачту, а из парашюта и чехлов изготовил парус со вшитыми в него шкотами.

Теперь гидросамолет все быстрее относило в открытое море. Белое полотнище демаскировало, немецкие самолеты несколько раз атаковали машину. Экипаж встречал их огнем из обеих турельных установок. Гитлеровцы так и не смогли потопить «ГСТ-9», но осколки авиабомб пробили бензобаки и повредили правый мотор. Для предотвращения пожара бензин из баков пришлось слить в море. Теперь шансы на спасение еще более уменьшились — подняться в воздух самолет уже никак не мог. Надежды на то, что его заметят наши корабли, тоже было мало: они проходили значительно южнее. На борту гидросамолета не было продуктов. Установить радиосвязь со своим аэродромом не удавалось.

Потерпевшим бедствие оставалось одно — положиться на попутный ветер и парус.

В 11 часов 2 июля с самолета заметили наш «Щит». Не зная точно, чей корабль появился на горизонте — свой или вражеский, решили уничтожить все документы и изготовиться к бою. «Если перед нами враг, будем драться до последней возможности, погибнем, но не сдадимся», — заявили летчики и пассажиры. Но вот они увидели на корабле советский Военно-морской флаг!


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Поход по местам боевой и трудовой славы Советского Приморья
Первые рейсы огромного барка «Седов»
Из Азии в Европу на моторных лодках
Корабли на фронтах гражданской войны
Доисторические долбленые челны
О Джошуа Слокаме и его яхте «Спрей»
Спортивный подвиг Туркменских рыбаков
Яхтсмены в партизанском холодноярском лесу
Путешествие по реке Пинега на лодке мотолодке «Прогресс-2»
Первая морская карта Байкала
Московские яхтсмены на Тихом океане
Путешествие Тима Северина по следам Синдбада-Морехода
Колесный водоход механика Ивана Кулибина
Маяк на острове Сухо Ладожского озера
2920-километровый поход по местам боевой и революционной славы

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Трагические часы эвакуации последних защитников Севастополя

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Лодка «МАХ-4» снова в пути — покорение Енисея
По рекам и озерам центральной Африки на надувных лодках
Три очерка о походах по реке Лена
Первые сторожевые катера Русского флота
Секретная экспедиция на Черное море в 1776 году
Шлюпочный поход посвященный 80-летию II съезда РСДРП
Переход через Азов на трех парусниках
Путешествие по Байкалу на буерах зимой
Круглые плоскодонные лодки коффы
Катера малые охотники в обороне Севастополя
Тендеры на Ладоге при обороне Ленинграда
Одиночное плавание по реке Ангара на «МАХ-4»
В погоне за Трансатлантическим рекордом
2500-километровый поход по маршруту: Ленинград—Кемь—Ленинград
Поход на буерах по всей длине Байкала


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 16 + 34 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории