Сегодня они встречают крупнейшее парусное судно наших дней — огромный барк, входящий в гавань с помощью двух буксиров. «Вид его величественен и грациозен одновременно,— так писала одна из вечерних газет.— Четыре уходящие в перспективу мачты и восемнадцать выправленных, словно по линейке, реев над могучим, но изящным корпусом с белыми бортами. Густые заросли снастей даже при беглом взгляде обнаруживают строгую и стройную систему. На гафеле алеет флаг, на борту горят бронзовые буквы: «Седов».
Да, это был наш старый1 и снова молодой парусник, совершающий свой первый после долгого капитального ремонта рейс. В Копенгаген нас привело приглашение Общества дружбы Дания — СССР. Вот судно медленно подходит к стенке. Служащие порта с большим трудом очищают от встречающих крохотный пятачок,— следует снайперский бросок легостью, другой, третий — и из клюзов «Седова» один за другим начинают выползать и тянуться к береговым тумбам огоны швартовных концов.
По окончании швартовки экипаж начинает подготовку к приему посетителей. Желающих огромное количество. Новые и новые сотни и тысячи датчан подходят, чтобы встать в очередь к трапу или просто посмотреть на парусник со стороны. Никто из поднявшихся на борт не остается без внимания. Подтянутые и вежливые ребята в белых робах, изъясняясь на английском языке, рассказывают о «Седове», о своей практике, показывают судно. Думается, много новых друзей появилось у нашей страны! Покидающие судно гости, судя по всему, довольны, многие тут же делятся впечатлениями. Пресса отмечает искреннее радушие и приветливость советских моряков.
Из Копенгагена наш путь лежал в небольшой датский порт Хорсенс. Дело в том, что визит «Седова» совпал со знаменательной датой — 300-летием со дня рождения мореплавателя Витуса Беринга, который родился в Хорсенсе.
На этом переходе через Каттегат советские моряки смогли показать на деле, что всегда готовы оказать бескорыстную помощь. 8-балльный норд-ост развел короткую и крутую волну, которая стала так швырять сопровождающий нас с киносъемочной группой на борту маленький датский мотобот, что корпус его дал сильную течь. Капитан мотобота подал сигнал бедствия. Датская спасательная станция, вышедшая в эфир, отказалась заниматься спасением судна, предполагая лишь снять с него людей. Тогда «Седов» принял мотобот к своему подветренному борту. На судно спустилась аварийная партия. Три часа длились работы. Воду откачали при помощи погружного насоса, поданного с парусника. Затем нашли место течи и ликвидировали ее постановкой цементного ящика.
После стоянки в Хорсенсе барк посетил датские порты Орхус и Эсбьерг. Переходы были короткими, никак не позволявшими в полной мере использовать парусное вооружение «Седова», Жители всех этих городов проявляли к нашему паруснику огромный интерес. Достаточно сказать, что всего за время пребывания в Дании его посетило около 20 тыс. человек! Местные власти тоже не оставались в долгу. «Седовцы» совершали экскурсии по городам, посетили ряд морских учебных заведений и судостроительных предприятий. Свое гостеприимство проявили Общество дружбы Дания — СССР и профсоюз датских моряков. Наконец, мы были гостями хорошо известного в нашей стране художника Херлуфа Бидструпа.
В гостях хорошо, а дома лучше. Дом для нас — «Седов» в открытом море! Наконец-то у нас есть две недели до следующего захода в порт. Мы идем через Северное и Норвежское моря на Фарерские острова. Теперь можно и посмотреть, на что годится «Седов» под парусами!
Воспользовавшись благоприятным по направлению зюйд-вестом, ставим паруса, но ветер слишком слаб: несмотря на огромную площадь наших 32 парусов (это 4200 м2), он не может заставить судно двигаться быстрее 4 узлов. Но стоит скорости ветра увеличиться до 6 м/с, барк, словно забыв о своем могучем величии, набирает ход; теперь он легко и свободно бежит вперед, накренив на 3°под ветер свои мачты: 8 узлов! Многие, может быть, будут разочарованы, увидев эту цифру. Но представьте себе такую картину. Море спокойно. Погода пасмурная, поэтому оно — серого цвета, лишь изредка вспыхивают на этом фоне белые барашки. Не слышно ни воя ветра, ни рева волн. И вот но этому тихому морю уверенно и красиво движется судно водоизмещением 7000 тонн! Да, скорость его не велика, но ведь толкают его не тысячи лошадиных сил, а «бесполезный» ветер. Ни один килограмм горючего не сжигается сейчас в цилиндрах его двигателя, ни один кубометр отработавших газов не выбрасывается из выхлопного коллектора!
Конечно, уже тогда мы знали, что для «Седова» 8 узлов — далеко не рекорд. Уже через несколько дней мы имели случай в этом убедиться. Идя в бейдевинд левого галса при силе ветра 15 м/с и неся все прямые паруса (кроме первого и второго гротов и бом-брамселей), фор-стень-стаксель, кливер и грот-стень-стаксели, барк все так же уверенно развил ход до 12 узлов. В последующие дни мы поднимались все дальше и дальше на север с единственной целью как следует испытать свое судно. 20 августа, имея ход 10 узлов, «Седов» пересек Северный полярный круг. Только после этого мы повернули на юг, снова пересекли полярный круг и легли курсом на Фареры — на порт Торсхави. Затем «Седов» прошел Балтийские проливы, Балтийское море, Финский залив, посетил Ленинград и Таллин и закончил рейс в порту приписки — Риге. Этот рейс нельзя считать показательным для большого парусного судна. Множество заходов в порты, ограниченный район плавания, — все это делало его лишь самой первой попыткой получше узнать свое судно. Сейчас, я пишу это в апреле 1982 г., мы знаем парусник уже гораздо лучше. «Седов» совершил еще два рейса; оба — с выходом в Атлантический океан, оба — продолжительностью более месяца. Судно только под парусами прошло более 10 000 миль, показав при этом среднюю скорость 6,3 узла. (Заметим, именно такой и была средняя скорость большинства крупных грузовых парусников начала века!) Однажды указатель индукционного лага барка показал нам цифру 15,5 узла. Максимальная средняя скорость за час, достигнутая на настоящий момент, лишь немногим ниже — 13,9 узла; лучший суточный переход — 280 миль.
Мы твердо верим, что все это — еще не предел, что настоящие рекорды «Седова» — еще впереди, а в том, что наш «Седов» — прекрасное судно, мы уже имели немало случаев убедиться. Большое благородное дело сделали те, кто сумел отстоять, а затем и восстановить этот парусник. Замечательному барку дана новая молодость, и он, бесспорно, еще послужит нашему флоту!
Примечания
1. Судно построено в 1921 г. в Киле. Подробно с историей и устройством «Седова» можно познакомиться по статье В. П. и П. С. Митрофановых в этой статье.