Следует подчеркнуть; влияние подобных диверсионных операций на ход сражений на том или ином театре неизменно оказывалось незначительным. Преувеличивать значение каких бы то ни было надводных и подводных штурмовых средств и в том числе взрывающихся катеров — не стоит. Однако несомненно и то, что знать о существовании подобных видов оружия и опыте их боевого применения, какими бы авантюристическими не казались некоторые из проведенных в прошлом операций, безусловно, надо.
В этом убеждает, в частности, такой эпизод из истории боевых действий на Балтике в годы Великой Отечественной войны1. Летом 1942 г. у гитлеровцев, осаждавших Ленинград, появилось базировавшееся на Стрельну тщательно маскируемое соединение быстроходных штурмботов. Имея сведения об использовании итальянцами и немцами на Средиземном море взрывающихся катеров, наше командование заподозрило, что какая-то часть «стрельнинских» штурмботов может быть предназначена для. атаки наиболее ценных кораблей КБФ (кстати сказать, уже многократно «потопленных» геббельсовской пропагандой). Меры были приняты своевременно: легко-водолазы роты особого назначения И. В. Прохватилова забросали катера противотанковыми гранатами...
По просьбе редакции об опыте применения взрывающихся катеров рассказывает кандидат исторических наук Иван Андреевич Косиков (г. Севастополь).
Применение наводимых на цель водителем взрывающихся катеров-торпед во время II мировой войны особой новинкой не было2: уже имелся некоторый опыт их боевого использования, в частности — в итальянском и германском флотах.
Напомним, например, об итальянском катере-танке «Грилло», построенном в 1915 г, специально для преодоления противокатерных боновых заграждений и атаки укрывающихся в базах австрийских броненосцев, Это был деревянный мелкосидящий 10,5-тонный катер с двумя цепями-гусеницами по бортам. На цепях имелись шипы-зубья, которые вонзались в бревна бона, благодаря чему «Грилло» переползал через препятствия со скоростью до 5—5,5 м в минуту. Цепи-гусеницы приводились в движение 15-сильным электродвигателем. Обычный гребной винт, размещенный в тоннеле, имел отдельный электромотор мощностью 10 л. с. Источником электроэнергии служили аккумуляторы, «Грилло» мог нести или две торпеды или заряд (150 кг) при использовании в качестве взрывающегося катера.
В ночь на 1 мая 1918 г. была предпринята попытка нанести удар по кораблям, стоявшим в главной базе австрийского флота Попа, «Грилло» удалось преодолеть два ряда бонов и противоторпедных сетей, но уже после этого он был обнаружен дозорными кораблями и подорван. Всего построили четыре таких катера, и все они были уничтожены, не достигнув цели, поскольку скорость их оказалась явно недостаточной: даже в момент выхода в атаку они развивали не более 3,5 уз.
Отдельные образцы крупных (водоизмещение 6 т) взрывающихся катеров имелись тогда же и в составе германского флота: они развивали скорость до 30 уз и несли до 230 кг взрывчатки. 24 апреля 1916 г. один из них был использован для атаки стоящего на якоре английского монитора. Катер при этом предательски шел под белым флагом, а на его палубе «спокойно стояли люди» — манекены в матросской форме, так что командир английского корабля предположил, что кто-то совершает побег с территории противника. Катер был нацелен точно — при столкновении произошел сильнейший взрыв, однако заряд находился слишком высоко — на уровне бортового пояса брони и только поэтому повреждения оказались незначительными.
Дальнейшее развитие той же идеи быстроходного взрывающегося катера, но имеющего существенно меньшие размерения, связано с предложением одного из итальянских летчиков. Командование авиации стало разрабатывать идею атаки стоящих в базах кораблей противника сверхмалыми штурмовыми катерами, которые можно было бы забрасывать прямо к месту действия по воздуху — самолетами, а точнее сказать — летающими лодками, которые могли бы садиться на воду.
Поскольку первостепенное значение приобретал вес, корпуса этих «авиационных» катеров (вернее — мотолодок, так как два экспериментальных образца имели подвесные моторы) пришлось сделать сверхлегкими — с брезентовой «обшивкой» на хрупком деревянном каркасе. Совершенствование штурмового взрывающегося катера шло по линии повышения надежности, а следовательно, и веса. Именно поэтому в конце концов вместо носителя-самолета пришлось ориентироваться на быстроходные корабли, оборудованные специальными шлюпбалками, или даже на подводные лодки, имеющие цилиндрический контейнер-ангар. Для доставки подводными лодками была построена серия специальных катеров «МТР» («туристский уменьшенный»), однако основным практически применяемым в годы войны надводным штурмовым средством стали чуть более крупные 5,2-метровые «МТМ» — по первым буквам слов «модернизированный туристский моторный».
Автономность плавания «МТМ» с двумя 250-сильными3 бензиновыми «Альфа-Ромео» на максимальной скорости до 32 уз составляла около 5 часов. Поворотная угловая колонка при преодолении препятствий легко поднималась. В носовой части корпуса размещался 300-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Дав полный ход, водитель закреплял штурвал так, чтобы катер шел прямо на цель, а сам выбрасывался в воду и влезал на деревянный спасательный плотик, до того служивший заспинной доской. При попадании срабатывал ударный взрыватель, и пороховые патроны, расположенные по периметру мидель-шпангоута, разрезали корпус катера надвое. Носовая зарядная часть, не имевшая запаса плавучести, шла на дно, и по достижении установленной заранее глубины, равной осадке атакуемой цели, подрывалась гидростатическим взрывателем: это позволяло нанести удар снизу в самое уязвимое место корабля.
Рассмотрим поподробнее удачную атаку отрядом взрывающихся катеров «МТМ» английских кораблей в б. Суда — на северном побережье о. Крит — в марте 1941 г. Торопясь закончить решающие операции на Средиземном море до готовившегося в глубокой тайне нападения на Советский Союз, гитлеровское командование поставило целью во что бы то ни стало и как можно скорее овладеть этим островом, имевшим важнейшее стратегическое значение. Высадке морского десанта препятствовало то, что Крит защищали главные силы английского флота (4 линкора, 9 крейсеров, свыше 20 эсминцев). Немецких кораблей на Средиземном море практически не было, а итальянский флот, которым так гордился дуче до начала войны, только что потерпел целую серию жестоких поражений. Вот тогда-то и вспомнили о секретном оружии итальянцев, способном, как казалось, нанести ответный удар по ‘английской эскадре.
Днем 25 марта авиаразведка установила появление нескольких кораблей и группы транспортов англичан в их новой военно-морской базе — б. Суда. Немедленно вышли в море два небольших миноносца «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла». Пользуясь наступившей темнотой, они подобрались примерно на 10 миль ко входу в базу. Никаких шансов прорваться в глубь хорошо охраняемой бухты, перегороженной тремя рядами бонов и сетей, они, конечно же, не имели: в данном случае миноносцы играли роль кораблей-носителей. С них очень быстро — на тренировках это занимало всего 35 секунд! — спустили на воду катера, на каждом из них занял место водитель, и сомкнутым строем отряд устремился к цели. За ночь шесть маленьких «МТМ» преодолели все препятствия. Третий ряд заграждений они проходили, прижавшись к самому берегу, однако и при этом остались необнаруженными: так была поставлена служба у англичан1 Затем итальянцы спокойно дождались рассвета и распределили цели: двум из них было поручено атаковать крейсер, на котором как раз начинали побудку — слышались свистки боцманских дудок.
Из донесения командира группы Л. Фаджони: «Даю сигнал — Вперед! Кабрини и Тедески устремляются на крейсер. Их катера быстро развивают максимальную скорость хода, через несколько томительных секунд раздается взрыв, а немедленно за ним — звуки выстрелов зенитных орудий, стреляющих по воображаемым самолетам».
Из донесения А. Кабрини: «Некоторое время идем борт о борт на полной скорости. Когда до крейсера осталось около 80 м, закрепляю руль, освобождаю предохранитель и выбрасываюсь в воду: катер наведен на центр крейсера. Прежде чем мне удается взобраться на плотик, отчетливо слышу звуки ударов двух катеров по корпусу корабля. Ясно слышу сначала взрывы, разрезающие катера, а через несколько мгновений ощущаю мощный подводный взрыв. Сразу же вижу сильно накренившийся крейсер...»
Подорванный крейсер «Йорк» водоизмещением 10 000 т и три затопленных транспорта общим водоизмещением 32 000 т — таким был итог Этой атаки, однако, подчеркнем, практически она ничего не дала. В конце концов пришлось немцам брать Крит не с моря, а с воздуха. Потери при этом оказались очень большими — 4000 десантников и 350 самолетов, а время для развития успеха было безвозвратно упущено: как отмечает западногерманский историк Ф. Руге, основные силы, предназначавшиеся для нанесения следующих ударов по Мальте и Суэцкому каналу, «пришлось срочно перебрасывать на исходные позиции для похода в Россию»...
Тем не менее успех налета на б. Суда, когда пять из шести катеров поразили намеченные цели, подсказал мысль атаковать аналогичным же образом главную базу англичан — Ла-Валетту на Мальте. При разработке операции выяснилось, что прорваться в гавань Гран-Харбор через основной вход практически невозможно: пришлось бы преодолевать уже четыре линии усовершенствованных заграждений, а рассчитывать на неожиданность теперь было нельзя — англичане, захватившие в б. Суда в плен всех шестерых водителей и тщательно обследовавшие один невзорвавшийся «МТМ», соответственно усилили охрану базы, (Итальянцы еще не знали о применении англичанами новинки — радиолокационных станций обнаружения!) Единственным вариантом казался прорыв через узкий боковой проход под мостом, соединявшим мол у старого форта Сант-Эльмо с северным берегом. Однако с моста свешивалась мощная противоторпедная сеть, надежно перекрывающая проход до самого дна бухты. В конце концов было решено подорвать это заграждение с помощью подводников-диверсантов.
В ночь на 26 июля 1941 г. 8 взрывающихся катеров «МТМ» в точном соответствии с планом операции подошли к мосту, однако взрыва, который должен был открыть им путь, так и не услышали: вовремя уничтожить сеть не удалось из-за пустяковой неисправности двигателя человеко-торпеды. Когда же на заграждение ринулся один из катеров, произошло непредвиденное: рухнувшая при его взрыве ферма моста полностью закупорила проход. Не подозревая об этом, водители остальных семи атакующих катеров полным ходом устремились под мост и — залитые светом прожекторов, поражаемые шквальным перекрестным огнем, попали в ловушку. «Достаточно было нескольких секунд,— писали потом англичане,— и на поверхности моря прекратилось всякое движение...»
Известно, что имелись взрывающиеся катера и в составе немецкого флота. Как писал в своих мемуарах командовавший нашим Северным флотом адмирал А. Г. Головко, к моменту капитуляции гитлеровцев только в норвежских базах было сосредоточено 230 таких катеров и 240 человеко-торпед.
Развитию надводных штурмовых средств и, в частности, взрывающимся катерам уделялось особое внимание в японском флоте К моменту капитуляции Японии в составе, ее ВМС насчитывалось огромное количество — около 6200 таких катеров типа «Шинио». Очевидно, это единственный в истории мирового кораблестроения случай, когда строилась столь большая серия боевых катеров. Массовая постройка их началась в 1944 г. на самых различных предприятиях, включая автозаводы и мастерские не только в Японии, но и в Шанхае, Сингапуре, Индонезии; ежемесячно спускалось на воду 400—600 единиц. «Шинио» имели длину 5,1 м; в носовой части размещался 250-килограммовый заряд. Один или два автомобильных двигателя мощностью 67 л. с. обеспечивали скорость 18—28 уз. Направив катер в цель, водитель, как и на итальянских «МТМ», выбрасывался в воду.
«Шинио» использовались в боях за Окинаву и Филиппины, но, естественно, не могли оказать существенного влияния на ход боевых операций. На заключительном этапе войны японское командование, опасаясь высадки американских войск, сосредоточило в заливах и бухточках побережья Японии около 2000 катеров для атаки противника немедленно после постановки десантных судов на якорь для разгрузки.
Взрывающиеся катера применялись во второй мировой войне и американским флотом, особенно после высадки в Нормандии, когда была сделана ставка на расширение «кнопочной войны» — войны с использованием новейшей техники, В частности, подрывники ВМС, направленные на Средиземное море, получили в свое распоряжение три крупные партии взрывающихся радиоуправляемых катеров «Апекс» для уничтожения прибрежных укреплений.
«Апексы» были применены в ходе десантных операций в Южной Франции 15 августа 1944 г. В 1 миле от берега экипажи взрывающихся катеров, переключив руль на управление по радио, пересели на сопровождающие суда, и 18 «Апексов» были нацелены на важнейшие береговые укрепления. 15 из них действительно взорвались вблизи целей: в воздух взлетели огромные фонтаны воды, облака дыма, обломки; на двух катерах заглохли моторы, а один потерял управление, повернул в сторону и нанес серьезные повреждения своему же охотнику за подводными лодками.
Примечания
1. См. очерк П. Капицы «Подводная пехота» в сб. «Легендами овеянная» («Лениздат», 1975).
2. Родоначальниками их можно считать бравдеры эпохи парусного флота, представлявшие собой малоценные суда, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами и предназначавшиеся для сожжения вражеских кораблей. Эти суда, на реях которых крепились абордажные крючья, пускали по ветру или по течению, чаще всего ночью или в тумане.
Известно немало случаев использования идеи самоходного брандера во время I и II мировых войн — чаще всего для уничтожения береговых оборонительных сооружений. Так, 27 марта 1942 г.. при атаке базы немецких подводных лодок в Сен-Назере группой английских «коммандосов» батопорт дока был разрушен при помощи начиненного 5 т взрывчатки эсминца «Кэмпбелтаун»: эсминец с хода протаранил батопорт и затонул, а затем был взорван часовым механизмом.
3. В книге В. Боргезе «Десятая флотилия МАС» (М., «ИЛ», 1957) указана в 10 раз большая мощность — 2500 л. с., что представляется ошибочным.