Всестороннее изучение не только морей и океанов, но и любых больших озер возможно лишь при наличии соответствующего научно-исследовательского флота. О своем исследовательском судне, оснащенном нужными приборами и устройствами, еще в конце прошлого столетия мечтали ученые, работавшие на самом глубоком в мире озере — Байкале.
Взявшийся за организацию на берегу Байкала стационарной озероведческой станции молодой талантливый зоолог Виталий Чеславович Дорогостайский прекрасно понимал, что проводить здесь широкие исследования, не имея в своем распоряжении надежного специально оборудованного судна, практически невозможно. Использовать обычные рыболовецкие лодки было и очень тяжело, и опасно. В связи с этим В. Ч. Дорогостайский сам разработал проект небольшого и мелкосидящего, но достаточно мореходного научно-исследовательского судна с соответствующими приспособлениями для проведения гидрологических наблюдений и взятия проб дночерпателем и драгой.
Зимой 1916 г. были подготовлены рабочие чертежи. Прибыв на Байкал 13 мая, буквально через пару дней Дорогостайский уже смог приступить к постройке необходимого ученым судна. Катер строится на средства, собранные гражданами города Иркутска, в местных судоремонтных мастерских верфи Байкальской железнодорожной переправы. Работа была выполнена в чрезвычайно короткий срок. Уже 6 июля того же года деревянный катер под названием «Чайка» был спущен на воду, начались достроечные работы, отделка и оснащение навигационными приборами и исследовательским инвентарем.
Приводим его основные размерения: длина наибольшая — 9,5 м; ширина наибольшая — 2 м; водоизмещение — ок. 10 т; осадка — 1 м. В открытом кокпите был установлен 12-сильный двигатель, под которым «Чайка» развивала скорость порядка 10—12 км/ч. Вспомогательное парусное вооружение состояло из гафельного грота и стакселя. В каюте, занимающей носовую половину корпуса, были оборудованы четыре спальных места. В передней ее части было устроено нечто вроде гидрохимической лаборатории для предварительной обработки научных материалов. В корме имелись лебедка и трал-балка для глубоководного траления. Гик использовался в качестве грузовой стрелы.
Многие исследователи, работавшие на «Чайке», отмечали ее высокие мореходные качества. Несмотря па малые размеры, судно оказалось надежным; оно хорошо ходило и под мотором, и под парусами. Малая осадка позволяла проводить исследования мелководных участков озера.
В навигацию 1916 г. под начальством В. Ч. Дорогостайского проводилась Первая Байкальская экспедиция Академии наук. В 1917 г. Дорогостанский работал на «Чайке» в составе экспедиции Московского университета.
Дальнейшая история «Чайки» оказалась весьма сложной. В 1918 г. катер был захвачен белочехами, которые превратили его в сторожевое судно, установив на нем пулемет. Однако вскоре на «Чайке» снова подняли красный флаг. Известно, что в 1920 г. она находилась в составе Байкальского отряда Сибирской речной военной флотилии п была переоборудована в разведочный катер; на ее палубе появилась пушка.
В том же 1920 г. по распоряжению командира отряда М. Н. Попова (в дальнейшем — командующего созданной в феврале 1921 г. самостоятельной Байкальской флотилией) «Чайку» передали Гидробиологической станции АН СССР, организуемой в пади Большие Коты на западном берегу Байкала. Все научное снаряжение катера к этому времени погибло, корпус и двигатель требовали основательного ремонта. За переоборудование и ремонт судна со свойственной ему энергией снова взялся В. Ч. Дорогостанский, теперь уже — профессор недавно открывшегося Иркутского университета.
К 1921 г. восстановительные работы были завершены. Однако совершенно неожиданно — за три дня до начала экспедиционной поездки сотрудников университета в северную часть Байкала — вышло постановление о передаче «Чайки» Губрыбе. Лишь после длительных хлопот удалось добиться ее возвращения арендуемой университетом Гидробиологической станции. Таким образом, эта экспедиция все же состоялась.
Зимой 1922 г. из-за наводнения во время ледостава на Ангаре «Чайку» затопило водой выше рубки, в таком виде она вмерзла в лед. Прочный корпус катера выдержал и это испытание. В очередную навигацию «Чайка» снова вышла в Байкал.
В 1925 г. В. Ч. Дорогостайский передал «Чайку» и принадлежавшее Академии наук снаряжение проф. Г, Ю. Верещагину, возглавившему новую экспедицию Академии наук на Байкале и перенесшему стационарную станцию из Больших Котов на ст. Маритуй. С тех пор катер использовался этой экспедицией, которая е 1.Х 1928 г. была реорганизована в постоянную лимнологическую станцию АН СССР на Байкале (в 1930 г. переведена в с. Лиственичное).
Сколько лет прослужила «Чайка» науке, точно неизвестно. В книге Г. Ю. Верещагина «Байкал» (Географгиз, М., 1949) написано, что «моторный катер «Чайка» (точная копия первого варианта до сих пор служит делу исследования». По воспоминаниям сотрудников станции, «вторая Чайка» была построена в середине тридцатых годов и прослужила до середины пятидесятых.
Таким образом, первое наше научно-исследовательское судно прожило на Байкале две жизни и внесло значительный вклад в изучение этого уникального водоема.