Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Путешествия
  • 1983 год
  • Секретная экспедиция на Черное море в 1776 году
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Парусные регаты России 2004 года. Черное море, Сибирь и Дальний Восток
Соревнование парусных байдарок на Московском море в 1974 году
На надувной лодке через Черное море
Соревнования туристов-парусников на Московском море в 1984 году
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
Болгарские яхтсмены на Черном море
Боевая деятельность катеров типа «МО-4» на Черном море
Международная регата в Японском море «Белый парус мира» 1986 года
VIII Соловецкая регата на Белом море 1981 года
Двухмачтовая шхуна «Гордость Балтимора II» в Черном море
XII Соловецкая регата на Белом море 1985 года
Микаэл Таривердиев: «Композиторы на Черном море»
Международная гонка на кубок Японского моря в 1984 году
41-я гонка катеров открытого моря Каус Классик в 2001 году


Секретная экспедиция на Черное море в 1776 году

Год: 1983. Номер журнала «Катера и Яхты»: 105
          0


По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией (1774 г.) Россия получила, наконец, выход к Черному морю, однако, чтобы окончательно утвердиться на его берегах, необходим был флот. Имевшаяся эскадра состояла из небольшого числа кораблей, предназначенных для действий лишь вблизи берега, и не могла противостоять мощному турецкому флоту. Промышленная же база для кораблестроения в российском Причерноморье тогда отсутствовала.

Чтобы усилить черноморскую эскадру, решили перевести сюда несколько фрегатов с Балтики, подняв на них торговые флаги. Торговые, поскольку военным кораблям проход проливами был закрыт. Пример имелся: только что из Средиземного в Черное море удалось перевести 3 разоруженных фрегата и 10 мелких судов из состава бывшей Архипелагской эскадры.

Балтийский флот выделил для перевода на Черное море четыре фрегата. Команды трех из них — «Павла», «Григория» и «Натальи» — наполовину сократили, а сами корабли почти полностью разоружили: на батарейных палубах оставили лишь по 8 пушек из 40; остальные — зарыли в песочный балласт, уложенный на днище. Ставшие ненужными орудийные порты зашили и закрасили. И вообще придали фрегатам вид обычных торговых судов, а трюмы их загрузили различными товарами.

Четвертый фрегат — «Северный Орел» — в качестве эскортного боевого корабля пошел под военным флагом и с полным вооружением. Его командир капитан 2 ранга Козлянинов был назначен командиром отряда. В Ливорно к его кораблям должны были присоединиться еще два — «Св. Павел» и «Констанция», оставшиеся там от Архипелагской эскадры.

Во всех официальных документах для сохранения тайны экспедиция именовалась «торговой». Инструкцией Адмиралтейств-коллегии предписывалось ни в какие порты до Средиземного моря не заходить.

15 июня 1776 г. корабли вышли из Кронштадта и без особых происшествий за два месяца обогнули Европу и достигли Гибралтара. 10 сентября уже в итальянских водах отряд соединился со «Св. Павлом» и «Констанцией»; на них также были сняты пушки, погружены товары и поднят торговый флаг. (В командование «Св. Павлом» вступил капитан-лейтенант Ф. Ф. Ушаков — будущий прославленный адмирал — командующий Черноморским флотом.)


В январе 1777 г. три фрегата уже стояли в Константинополе, а три — у входа в Дарданеллы. Начались переговоры о пропуске судов в Черное море, сами по себе представляющие интересную страничку тайной дипломатии. Поскольку корабли были фактически разоружены и шли с грузом, турки, строго следуя букве договора, должны были их беспрепятственно пропустить. Однако правители «Блистательной Порты» сочли это крайне нежелательным и начали очень искусно затягивать решение вопроса. Тянулось это дело... целый год и кончилось тем, что разрешение так и не было дано.

24 декабря 1777 г. Козлянинов принял решение отправиться в обратный путь. Поскольку корабли требовали ремонта, отряд снова зашел в Ливорно. Интересно отметить, что появление русских кораблей в далеких водах способствовало укреплению дружественных отношений с рядом средиземноморских стран. Так, в Ливорно Козлянинов, оказавшийся неплохим дипломатом, нанес визит находившемуся здесь марокканскому посланнику (полномочному министру) и передал ему намерение Екатерины II «пребывать во всегдашнем согласии с народами, не имеющими злых намерений нарушить спокойствие ее подданных». В ответ посланник заявил, что его повелитель дал приказание открыть все гавани его владений для русских судов. В доказательство своей дружбы Козлянинов выделил два фрегата для доставки посланника и его свиты в Танжер.

Произведя ремонт и переждав зимние шторма, 11 марта 1779 г. отряд вышел из Ливорно и 14 мая благополучно прибыл в Кронштадт, завершив почти трехлетнее плавание.

Несмотря на то, что прямая цель экспедиции достигнута не была, она сыграла положительную роль. И не только тем, что содействовала росту авторитета России как морской державы. Учтя ее результаты, русское правительство приняло решение строить флот на месте. Уже в 1778 г. в 30 км от устья Днепра был основан город Херсон — первый кораблестроительный центр на берегах Черного моря. Вскоре здесь был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота «Слава Екатерины».


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
О Джошуа Слокаме и его яхте «Спрей»
Спортивный подвиг Туркменских рыбаков
Яхтсмены в партизанском холодноярском лесу
Путешествие по реке Пинега на лодке мотолодке «Прогресс-2»
Первая морская карта Байкала
Московские яхтсмены на Тихом океане
Путешествие Тима Северина по следам Синдбада-Морехода
Колесный водоход механика Ивана Кулибина
Маяк на острове Сухо Ладожского озера
2920-километровый поход по местам боевой и революционной славы
Трагические часы эвакуации последних защитников Севастополя
Лодка «МАХ-4» снова в пути — покорение Енисея
По рекам и озерам центральной Африки на надувных лодках
Три очерка о походах по реке Лена
Первые сторожевые катера Русского флота

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Секретная экспедиция на Черное море в 1776 году

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Шлюпочный поход посвященный 80-летию II съезда РСДРП
Переход через Азов на трех парусниках
Путешествие по Байкалу на буерах зимой
Круглые плоскодонные лодки коффы
Катера малые охотники в обороне Севастополя
Тендеры на Ладоге при обороне Ленинграда
Одиночное плавание по реке Ангара на «МАХ-4»
В погоне за Трансатлантическим рекордом
2500-километровый поход по маршруту: Ленинград—Кемь—Ленинград
Поход на буерах по всей длине Байкала
Властители Черного моря — очерк Александра Снисаренко
Подъем четырехмачтовой каракки «Мэри Роуз»
В Тольятти через старый Северо-Екатерининский канал
Поход по «Пяти морям» в честь открытия канала «Москва — Волга»
На ялах из Ленинграда в Севастополь


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 29 + 10 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории