Предлагаем вашему вниманию интервью нашего корреспондента с капитаном яхты «Мир» О. Паневиным и заметку журналиста из Риги В. Строя.
— Олег Валентинович, известно, что ваше плавание проходило ровно два месяца. Каким был маршрут "Мира‘‘,что интересного довелось увидеть?
— Начну с того, что в программе гонок были впечатляющие морские парады. Причем от парада к параду количество участвующих яхт постоянно увеличивалось. Так, с 29 июня по 1 июля на параде парусов в честь 600-летия шведского города Норчёпинг было около сотни судов из разных стран, в основном, европейских. А во Фленсбурге (ФРГ) — уже 202 яхты. Там же мы наблюдали ход Ромовой регаты в честь 700-летня города. Проводилась она только для судов до 1935 г. постройки.
Потом переход во Фредериксхавн. Начало гонки. Старт. Ветер будто намеренно проверял на прочность яхту и людей, но экипаж действовал слаженно, умело, в результате чего мы пришли к финишу в Гриноке третьими. Затем — переход в Ливерпуль, а оттуда 4 августа пошли в Ленинград.
И тут возникли трудности с питьевой водой, «ливерпульская» быстро испортилась и пришлось нам на один день пришвартоваться в Каусе, что на острове Уайт. А это, надо заметить, центр европейского парусного спорта. Там по традиции как раз собрались яхты на очередную регату — почти со всего мира. Им предстояли гонки вокруг Англии. Приз — большой денежный выигрыш.
Наши суда в этих соревнованиях не участвуют, поэтому «Мир» был встречен, по меньшей мере, с громадным удивлением, ведь советская яхта зашла в Каус впервые за всю его историю. Конечно, жаждущих на нее посмотреть, все прощупать своими руками, попробовать чуть ли не па зуб, было хоть отбавляй.
В Северном море попали в норд 8 баллов. Полетело крепление штага. К счастью, это случилось уже после гонки и особых переживаний мы не испытывали. За два дня отремонтировались в бельгийском порту и — домой.
25 августа утром «Мир» пришвартовался у пирса яхт-клуба БМП в Ленинграде. Настроение — радостное: снова дома после нелегкого рейса, да еще с бронзовой наградой!
— На переходе во Фредериксхавн по инициативе немецкой ассоциации учебных парусных судов был произведен интерченч — частичная замена экипажей Сказались "потери" своих моряков?
— Нам заменили троих. Студенты — двое из Англии, и один из Швейцарии — не хуже наших ребят управлялись с парусами. Но пустились они в трудные плавания на яхтах за собственные деньги, и надо полагать, не от хорошей жизни. Каждый таким образом вынужден заполнять зачетную книжку, что в будущем с подобной «характеристикой» гарантирует преимущественное право поступления на работу.
— У вас давняя связь с "Тормелинде". Вы не однажды встречались на Кубке Балтики. Вместе с Титом Захаровым с этой яхты ходили на "Новике" на Операцию Парус-82. Что случилось с эстонскими яхтсменами7
— «Тормелинде» пришла во Фредериксхавн к началу гонок. Хорошо снабженная радионавигационными приборами, парусным вооружением, только что вышедшая из ремонта в Польше, она имела все шансы на успех. Стартовала неплохо — одновременно с «Искрой». Но потом погода испортилась: дует вест, норд-вест силой до 8—9 баллов. И тут с баллера слетело перо руля. На «Тормелинде» тотчас убрали паруса. В любой момент они могли воспользоваться помощью судейского судна, которое шло в полосе радиослышимости. Помощь по радио предлагала и «Искра». В ответ в эфир полетело; «Управимся сами. Это — гонки, ребята. Вперед!»
Был, конечно, риск и немалый. Но ведь «Искра» пришла первой и, считаю, здесь есть заслуга экипажа «Тормелинде».
Использовав вместо руля на иолы, прикрученные к спинакер-гику, эстонцы благополучно финишировали. Ну, а в Гриноке они за сутки починили руль и пошли в Ливерпуль.
— Что можете сказать о своем экипаже?
— Его составили несколько опытных моряков и курсанты не старше 25 лет, все как на подбор 1964 года рождения, отслужившие в армии. Правда, раньше большинство из курсантов не было знакомо с парусным спортом. Однако, к старту все обрели необходимые яхтенные качества.
Моим помощником был Сергей Гусев, в совершенстве владеющий английским. Он стал дублером, так как по образованию тоже штурман дальнего плавания. Это был его дебют на яхте, но Сергей настолько овладел делом, что на вахте с англичанами сам ставил спинакер. Обязанности радиста и старпома выполнял рулевой I класса Владимир Франтасьев. Он обеспечивал нам прогнозы погоды. Прогнозы сбывались, но.- на сутки позже. Как-то в рацию «Ласточка» попала вода. Чтобы просушить, Владимир даже спал с нею в обнимку. Просушить удалось. Хотя на передачу рация не работала, но прием вела.
Наш помполит, рулевой II класса Андрей Туманов — яхтсмен с одиннадцатилетним стажем, ходит у старейшего капитана А. А. Аристова на «Орионе». Очень обаятельный человек и отлично поддерживал на яхте необходимый микроклимат.
Отдельно о каждом курсанте. Михаил Француз, например, обладает такой силой, что выбирал шкоты без лебедки. Исполнительный Айрат Кабилов при ннтерченче попал на шведский барк «Гладан». Боцман барка остался им доволен. Сергей Вольхин был артельщиком, следил за расходом продуктов. На переходе из Гринока в Ливерпуль попал на английскую яхту, откуда из-за «английского меню» приехал похудевшим и сразу набросился на еду. Только хорошее могу сказать об Александре Любимове и Сергее Легай.
Таким вот образом ребята и познали тяжелый труд моряка-яхтсмена. Такой морской практике можно позавидовать.
Сквозь штили и штормы
— Пли! — раздалась команда начальника рижского яхт-клуба «Моряк» К. Валбаха. Выстрел из шведской корабельной пушки приветствовал «Искру», вернувшуюся с первым призом с Операции Парус-84. Это было глубоко символично, ведь пушка — нечто иное, как спортивный трофей, выигранный «Искрой» в 19ВЗ году.
На встречающих яхтах — почетный караул курсантов рижского мореходного училища, на пирсе — родные, близкие, яхтсмены. Капитан-наставник В. Радугин отдает рапорт начальнику Латвийского пароходства. Капитан К. Сухов передает клубу награду за победу в своем классе — хрустальный кубок. Старший помощник В. Лыско, старший механик В. Воронин, руководитель практики курсантов И. Бондаренко, молодые яхтсмены П. Темников, В. Гаморя, Л. Копыл, А. Найденко, М. Озолиньш ведут индивидуальные «пресс-конференции». А вспомнить есть что.
17 июля во Фредериксхавне (Дания) был дан старт европейской части Операции Парус-В4. Хотя первое утро охладило спортивный азарт штилем, но постепенно ветер усилился и ночью достиг 8 баллов. Волна— до 6 метров. При средней скорости 7 уз через двое суток прошли Северное море, вышли в Атлантику, вошли в проливы между Ирландией и Шотландией. И тут опять ветер стих. Кроме изматывающего нервы штиля пришлось бороться с сильными приливно-отливными течениями. Около 30 миль до финиша эскадра преодолевала не менее 20 часов. И все же 24 июля «Искра» первой подошла к маяку Пилер Рок у порта Гринок (Шотландия).
Что и говорить, сложной была гонка. Из 38 стартовавших судов пятнадцать получили повреждения, около десяти сошли с дистанции. Всем пяти обеспечивающим судам, разбежавшимся по Северному морю, хватило работы. В целом конкуренция была очень сильной. Из года в год эти соревнования становятся все популярнее. И уже никого не удивляет, что в составе экипажей наряду с юношами и девушками можно увидеть 70—80-летних людей, а социальный состав — самый разнообразный.
После трех дней в Гриноке, где собрались все финишировавшие яхты, был дан старт совместного перехода в Ливерпуль. Там встретились яхтсмены атлантической и европейской частей Операции Парус-84. Там же состоялось награждение победителей и два парада. Приятно было видеть как во главе первого — по улицам и площадям города — шли советские яхтсмены. А впереди в их шеренгах были курсанты с «Крузенштерна», завоевавшего первое место в своем классе и получившего приз атлантической части гонок за наибольший вклад в дело STA1. В европейской части аналогичный приз получила яхта «Сэр Уинстон Черчилль», команда которой состоит из девушек. На следующий день состоялся другой парад — морской. Его принимала королева Англии с борта «Британии».
4 августа «Искра» подняла якорь в Ливерпуле и через 16 дней отдала его в Андреевской гавани Риги. Позади 4000 миль, штили и штормы, волны и приливные течения, два интерченча, обширные береговые программы в ФРГ, Дании, Англии. Позади волнующие звуки Государственного гимна СССР в честь советских яхтсменов и вручение спортивных призов.
Впереди — подготовка к новым операциям STA, уже немыслимым без участия советских яхтсменов.
Примечания
1. Об этом см. в №117 «Звезда первой величины».