В 20.00 фанфары возвещают о начале церемонии открытия Международной парусной регаты «Дружба-84». В зал входят сорок юношей в морской форме. В руках у них — яркие многоцветные флаги, символизирующие море и парус. Вносятся государственные флаги стран — участниц открывающейся регаты: Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Канады, Республики Куба, Польской Народной Республики, Советского Союза, Финляндии и Чехословацкой Социалистической Республики.
Председатель оргкомитета регаты, заместитель Председателя Совета Министров ЭССР Индрек Тооме тепло приветствует собравшихся — спортсменов, гостей и всех любителей парусного спорта с открытием замечательного праздника — парусных соревнований, проводимых в рамках международных соревнований «Дружба-84».
Вице-президент Международного союза парусного спорта (ИЯРУ), председатель президиума Федерации парусного спорта СССР Андрей Кислов выражает уверенность в том, что атмосфера дружбы между спортсменами из разных стран и дух честного соперничества, безусловно, будут сопутствовать открывшимся соревнованиям. Он пожелал яхтсменам — участникам гонок хорошего ветра и высоких спортивных результатов, успехов в деле защиты идеалов международного олимпийского движения и в борьбе за мир на Земле.
И. Тооме объявляет международную парусную регату «Дружба-84» открытой.
А на следующий день в Таллинском заливе — там, где четыре года назад сильнейшие яхтсмены оспаривали медали игр XXII Олимпиады, вновь были выставлены буи на трех олимпийских дистанциях: «Альфа», «Браво» и «Чарли». В честную и открытую борьбу вступили яхтсмены, выступающие в пяти классах: «Торнадо», «Солинг», «Звездный», «Летучий Голландец» и «Виндгляйдер». Соревнования на швертботах классов «470» и «Финн» в это же самое время начались в Венгрии — на озере Балатон.
Согласно положению, каждая страна могла выставить по два экипажа в каждом классе. В тех классах («Торнадо», «Звездный» и «Виндгляйдер»), где яхт оказалось сравнительно мало, устроители регаты выставили дополнительно по нескольку экипажей, которые выступали, естественно, вне конкурса.
В полдень 18 августа был дан первый старт. А на следующий день, после окончания второй гонки, можно было уже не только оценивать расстановку сил, но и подводить первые итоги. Обе эти «стартовые» гонки прошли при непоказательных слабых ветрах (не более 6 м/с), тем не менее в каждом из пяти классов четко определились лидеры. Бели же забежать вперед, можно сказать и больше: практически все победители по сумме результатов первых двух гонок стали победителями регаты в целом!
«Торнадо»
Без единого штрафного очка провели обе гонки Сергей Приймак и Эдгар Терехин. Наш, несомненно, самый опытный экипаж — Виктор Потапов и Сергей Кузовов — в первый день пришел вторым, а во второй — только седьмым: этим он сразу же сильно осложнил себе задачу в борьбе за золото.
Прямо скажем, борьба была и очень острой, и очень интересной, но по существу представляла собой поединок между этими двумя сильнейшими советскими экипажами. Точнее — продолжение их уже ставшего привычным по-настоящему спортивного соперничества. Общий счет их встреч за последние три навигации — явно в пользу Потапова. Но вот Приймак переиграл именитого соперника на Кубке СССР в июне 1983 г. Текущий 1984 год начался с того, что на «Славе Севастополя» Приймак разделил 1-е и 2-е места с Г. Кравцовым, оттеснив Потапова на 3-е. Буквально через десять дней на чемпионате страны экс-чемпион мира взял реванш, однако и при этом он имел две выигранные гонки, а Приймак — три. Теперь их «единоборство» привлекало особое внимание.
На третий день соревнований, когда ветер, наконец-то, подул и временами достигал скорости 8—9 м/с, Потапов — признанный мастер гонок в свежую погоду — сделал все, чтобы перехватить инициативу. Ему удалось опередить в этой гонке всех, но не лидера: он опять пришел лишь вторым, это дало ему возможность переместиться только на третье место. А катамаран Приймака снова всю дистанцию — от старта и до финиша — занимал лидирующее положение и пришел на финиш на целых 3 минуты раньше потаповского!
Следующая, четвертая гонка была решающей. Потапов, несмотря на ослабление ветра, сделал новую энергичную попытку расстаться с ролью второго. Ему удалось на одном из этапов опередить Приймака, но тот все-таки сумел снова нагнать соперника, вырвался вперед и опять закончил гонку победителем с отрывом почти на 2,5 минуты. Таким образом, он по-прежнему лидировал по нарастающей сумме очков и практически уже не оставил соперникам шансов на золото.
Опытный боец Виктор Потапов продолжал наращивать темпы. Он великолепно провел очередную гонку— его катамаран пришел на финиш первым, но слишком велик был груз штрафных очков (22 против 5,7 у Приймака): даже победы в двух оставшихся гонках теперь могли сделать его чемпионом регаты лишь при условии крайнего невезения у главного соперника. Однако побед больше не было. Сергей Приймак, что называется, был в ударе. К этим соревнованиям он подошел в лучшей спортивной форме. Даже в последней, седьмой гонке, проходившей при сильном, «потаповском» ветре, при котором трем гонщикам из-за поломок вообще не удалюсь дойти до финиша, Сергей в пятый раз финишировал первым и закончил соревнования чемпионом с большим отрывом в 19,3 очка.
Зарубежные гости выступали не лучшим образом. Занявший призовое 3-е месте польский экипаж Кжинггофа Завальского набрал на 35 штрафных очков больше, чем Потапов.
Занявший последнее место финский экипаж катамарана «L6» пользовался, тем не менее, неизменной симпатией зрителей и особенно — зрительниц: дело в том, что рулевым на этом катамаране шла женщина — Юханна Бостиайнен. Кстати сказать, второй финский экипаж составили ее братья Пэттери и Калеви.
«Солинг»
Не менее упорной была борьба «солингистов». Здесь нашим спортсменам противостояли два исключительно сильных немецких экипажа — Хельмара Наука и Вольфа-Эберхарда Рихтера, входящих в десятку лучших рулевых мира в этом классе.
Серебряный призер Олимпиады-80 и чемпионата мира 1983 г. Борис Будников начал соревнова-ния неудачно и после двух «стартовых» гонок, уверенно выигранных Науком, был лишь четвертым. Правда, после третьей гонки он несколько улучшил свое положение, но по-прежнему оставался позади спортсменов из ГДР.
Необычайно острой была четвертая гонка. Будников предпринял отчаянную попытку прервать победное шествие Наука и Рихтера. В начале дистанции это ему удалось. Больше того, предпоследний знак ваши яхтсмены еще обогнули первыми, однако отрыв был очень мал? всего на 8 секунд отставал Рихтер, на 14 секунд — Наук. И великолепные яхтсмены из ГДР сумели отыграть эти секунды: на последнем повороте они шли бок о бок — впереди Будникова.
Пятая гонка казалась переломной. Свежая погода и высокая волна были на руку советским спортсменам, с самого старта они лидировали: «Солинг» Будникова был на финише первым (а Шайдуко — вторым). Однако выиграть и следующую гонку Будников уже не смог: шестое место в этот день решило исход борьбы, победа в завершающей гонке уже ничего изменить не могла.
Победа Наука была убедительной и красивой: пять первых приходов! Чаще всего его «Солинг» с номером «DDR4» уверенно и спокойно отрывался от соперников уже на старте. И чаще всего так же уверенно следом за ним шла яхта Рихтера (кстати сказать, выступавшего на регате Олимпиады-80 в классе «Звездный»; 8-е место).
По словам немецких тренеров, победа особой неожиданностью для них не была: оба экипажа из ГДР к началу регаты «Дружба-84» достигли пика своей формы, подготовлены были прекрасно. То, что эта победа одержана в серьезной борьбе с такими серьезными противниками, как признанные советские асы, делает ее особенно ценной.
«Звездный»
Пожалуй, мало кто ожидал, что после «стартовых» гонок лидером станет дебютант этого класса, бывший «финнист» Сергей Хорецкий, однако он выступал вне конкурса и, следовательно, на золото не претендовал, а после третьего дня — уступил ведущее место «зачетному» экипажу чемпиона страны этого года Гурама Биганишвили.
Эта гонка и была наиболее интересной и показательной. Со старта лидерство захватил Биганишвили; вплотную за ним на протяжении всей дистанции шли советские «звездники» Хорецкого, Балашова и Болмера, между которыми все это время не прекращалась острейшая борьба. Эскадру замыкал венгерский экипаж — братья Дьердь и Тамаш Холовиц, на Олимпиаде-80 занявшие 8-е месте. Венгры неожиданно еменили галс и ушли куда-то в сторону. Увлекшись междуусобной борьбой, наши гонщики даже не заметили, как те поднимаются к финишу в одиночку — в стороне от основной арены сражения. Каково же было всеобщее удивление, когда венгерский «звездник» под номером «М 6820» стал финишировать одним из первых. Только Гураму Биганишвили удалось вовремя оценить положение и все-таки пересечь линию финиша чуть впереди венгров. Он был первым и на следующий день. Лишь при сильном ветре во время пятой гонки его удалось опередить — уже без всякой надежды на золотую медаль — многоопытному Андрею Балашову (призеру двух Олимпийских регат, правда, выступавшему тогда в другом классе — на швертботе «Финн»).
После крепкого ветра Балтика преподнесла спортсменам сюрприз — шестой гоночный день был безветренным, штиль изрядно попортил гонщикам нервы. В полдень ветра не было, старт перенесли на 14.00 И вот медленным караваном поползли «звездники» от знака к знаку. Некоторые не выдержали — начали экспериментировать. Одни ушли к берегу в надежде поймать бриз, другие — стали подниматься Пористее.
Ушел далеко в открытое море Биганишвили — и прогадал, финишировал предпоследним. А первым неожиданно оказался придерживающийся «золотой середины» канадский экипаж Стивена Флекенштейна, занимавший по нарастающему итогу последнее место. (Это далеко не слабый экипаж: можно, например, напомнить, что на Йерской регате 1984 г. Флекенштейн был вторым!)
На финише штормового седьмого дня регаты ставший уже «привычным» порядок изменился: Алар Волмер, наконец-то, пришел первым. Но перестановки в лидирующей группе это уже не вызвало.
«Летучий Голландец»
В этом классе состав участников был особенно сильным. За призы регаты кроме известных советских гонщиков Сергея Бородинова (чемпион СССР 1984 г.; 3-е место на чемпионате мира 1983 г.) и Александра Шпилько сражались такие мастера, как Бодо Боровский и Матиас Крокс из ГДР (неоднократные призеры европейских соревнований), братья Саболс и Солт Детре (бронзовые призеры Олимпиады-80). Однако борьбу за золото в основном вели именно советские экипажи, причем тон задал Шпильке, выиграв первые две гонки. Затем Бородинов ринулся в погоню за лидером и следующие два дня финишировал первым.
Пятый день был решающим. Со старта на большой скорости устремился к верхнему поворотному знаку швертбот «SR29» под сине-розовым спинакером. Это — Шпилько. Он удачно выполнил поворот и на следующее колено дистанции ушел на 37 секунд раньше братьев Детре. Сергей Бородинов стартовал неудачно и пришел на поворотный знак лишь шестым, но именно он, по общему признанию, стал героем дня. От знака в знаку он упорно наверстывал упущенное, обходя одного соперника за другим. Финишную линию его яхта с многозначительным номером «SR 1» пересекла второй, лишь самую малость уступив лидеру.
Казалось бы, какая-то надежда на золото у него еще есть. И в шестой штилевой гонке Сергей делает все, лишь бы во что бы то ни стало выиграть. В поисках ветра он отрывается от основной группы яхт и.-проигрывает: он не укладывается в контрольное время, а в результате получает «баранку» — ноль. А первыми на этот раз оказываются братья Детре. Вторым финиширует канадский экипаж — Дункан Льюис и Иоан Стратес. Хотя Шнилько и приходит лишь третьим, но по сумме штрафных очков остается не просто лидером, а теперь уже недосягаемым претендентом на главную награду.
«Виндгляйдер»
Больше всего зарубежных гостей было в этом молодом классе. С первых же стартов серьезную заявку на призовые места сделали ведущие советские виндсерфнсты Николай Кравченко (два первых прихода) и чемпион страны этого года Сергей Самокиш (два вторых). За ними шел 19-летний венгерский спортсмен Ласло Кецери. Однако на следующий день Ласло показал характер, обогнав обоих лидеров.
Перед стартом имевшей важное значение четвертой гонки на дистанции «Альфа» страсти разгорелись. Белые треугольники парусов кружили около судейского судна уже гораздо живее, чем в первые дни: каждый старался заблаговременно выбрать самую выгодную, верную позицию. И лишь парус Ришарда Цыбульского лежал на воде, а сам этот польский спортсмен с независимым видом сидел на доске, рассматривая небо. Но вот «Виндгляйдеры» прекратили «пляску» и, как по натянутой струне, выстроились у невидимой стартовой черты. Несколько секунд — и струна лопнула, ровный строй разбился на два клина.
Мгновенно «оживший» Ришард возглавил тех, кто сразу после старта предпочел правый галс. Другие — большинство — устремились к поворотному знаку левым галсом. И повели эту «журавлиную стаю» Ласло Кецери и таллинец Матти Мик. Но они так увлеклись борьбой друг с другом, что пропустили вперед Николая Кравченко и Сергея Самокиша, которые воспользовались «случаем» и уже не сдавали позиций.
Цыбульский вынужден был довольствоваться предпоследним местом — правый галс оказался невыгодным из-за противного течения, о котором польский виндсерфист, видимо, не знал. Зарубежных тренеров удивило, что после финиша советские спортсмены и моряки наперебой стали разъяснять Цыбульскому его ошибку и давать советы. Такой была атмосфера этих необычных соревнований, которые, действительно, стали встречей друзей.
Когда усилился ветер и поднялась волна, далеко не всем удалось пройти дистанцию: в следующей гонке треть участников не финишировала. Б этом числе оказался и Кецери: для него это было особенно обидно, так как он сразу переместился с призового места на пятое. Уверенно и красиво шел по волне Кравченко. Одержав третью победу, он стал практически недосягаемым: его основной конкурент Самокиш финишировал лишь шестым.
В безветренный день старт несколько раз переносили, но пройти дистанцию за контрольное время так и не удалось, гонку отменили.
Зато последняя гонка запомнилась и участникам, и болельщикам. Сильный ровный ветер позволял развивать большие скорости. Менее часа понадобилось лидерам, чтобы пройти всю дистанцию. Всего на 5 секунд позже Самокиша финишировал поляк Гжегош Мышковский. Затем один за другим с такими же интервалами по нескольку секунд закончили дистанцию и завершили регату выступающий вне зачета эстонский спортсмен Сада Тоомас, канадец Рейнес Коуби, кубинец Хуан Хидальго.
Николай Кравченко, уже освоившись в роли победителя, не торопился — Спокойно «проехал» дистанцию и финишировал шестым.
В это же самое время в Венгрии на озере Балатон брали старты швертботы классов «470» и «Финн», на которых выступали представители восьми стран Европы: Австрии, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ФРГ ЧССР и СФРЮ. Погода и здесь не благоприятствовала соревнованиям: слабые ветра то и дело сменялись полными штилями, из-за безветрия здесь удалось провести только шесть гонок.
Нашу страну представляли в классе «470» — экипажи Д. Березкина и М. Кудрявцева, а в классе «Финн» — О. Хоперский и Н. Сухорукое.
Сильнейшую конкуренцию советским спортсменам, выступающим на «семидесятках», составили гонщики из ГДР — призер чемпионата Европы И. Фатер и призер первенства мира Й. Боровский, а также венгр Г. Фундак. В таком порядке они и стали призерами соревнований.
А вот среди «финнистов» был вне конкуренции чемпион СССР 1984 г. Олег Хоперский: выиграв четыре гонки из пяти, он досрочно завоевал золотую медаль. Чемпион мира известный польский спортсмен Я. Совковиак на этот раз смог претендовать лишь на серебро, набрав на 13 штрафных очков больше.
Соревнования закончились. Как отмечали зарубежные участники и гости регаты, встреча в Таллине прошла на высоком спортивном уровне, была проникнута духом морского товарищества, стала подлинным спортивным праздником. Неукоснительно соблюдались олимпийские идеалы, но регата в целом ни в коей мере не противопоставлялась Олимпийским играм. Всем без исключения были созданы равные условия для успешного выступления.
«Польские спортсмены в Таллине уже десятый раз, — заявил на пресс-конференции представитель команды ПНР редактор журнала «Жагле» Лешек Блащик. — И каждый раз они встречают здесь дружеский прием. Международная регата «Дружба» была проведена на очень высоком организационном уровне, в поистине дружеской обстановке сердечной теплоты. На дистанциях проходила настоящая — острая и красивая спортивная борьба. Парусная регата «Дружба» хорошо служила делу укрепления дружбы между народами!»
Все выступавшие поддержали эту высокую оценку соревнований.
Победители и призеры
Таллин, оз. Балатон; 18—26 августа 1984 г.
«Торнадо» (10): 1 — С. Приймак, СССР (места по гонкам — 1, 1, 1, 1, 3, 6, 1); сумма очков — 5,7; 2 — В. Потапов, СССР (2, 7, 2, 2, 1, 9, 2); 25,0; 3 — К. Завальский, ПНР (9, 3, 8, 7, 6, 2, ДК); 62,4.
«Солинг» (8): 1 — X. Наук, ГДР (1, 1, 1, 1, 3, 1, 3); 5,7; 2 — В. Рихтер, ГДР (3, 3, 2, 2, 4, 2, 2); 23,4; 3 — Б. Будников. СССР (4, 4, 3, 3, 1, 6, 1); 27,4.
«Звездный» (7): 1 — Г. Биганишвили, СССР (1, 3, 1, 1, 2, 4, 3); 14,4; 2 — А. Балашов, СССР (5, ФС, 4, 3, 1, 3, 1); 32,4; 3 — С. Флекенштейн, Канада (3, НС, 6, НФ, НФ, 1, НФ); 34,8.
«Летучий Голландец» (8): 1 — А. Шпилько, СССР (1, 1, 2, 2, 1, 3, 3); 11,7; 2 — С. Бородинов, СССР (3, 4, 1, 1, 2, НФ, 5); 26,7; 3 — С. Детре, ВНР (6, 2, 3, 5, 3, 1, 4); 32,4.
«Виндгляйдер» (15): 1 — Н. Кравченко, СССР (1, 1, 3, 2, 1, 6); 8,7; 2 — С. Самокиш, СССР (2. 2, 4, 1, 6, 1); 14,0; 3 — Л. Кецери, ВНР (7, 3, 1, 3, НФ, 9); 39,4; 4 — Г. Мышковский, ПНР (6, И, 6, 5, 4, 2); 44,4; 5 —Р. Коуби, Канада (8, 6, 5, 7, 3, 4); 48,4; 6 — X. Хидальго, Куба (11, 9, 7, 10, 7, 5); 67,0.
«470» (18): 1 — И. Фатер, ГДР; 3,0; 2 — Й. Боровский, ГДР; 30,4; 3 — Г. Фундак, ВНР; 32,7; 4 — Д. Березкин, СССР; 32,7; 5 — М. Кудрявцев, СССР; 46,4; 6 — Я. Харангхя, ВНР; 48,0.
«Финн» (13): 1 — О. Хоперский, СССР; 3,0; 2 — Я. Совковиак, ПНР; 16,0; 3 — Г. Боцман, ПНР; 32,4; 4 — Н. Сухорукое, СССР; 33,7; 5 — И. Руяк, ВНР; 43,7; 6 — X. Блашек, ПНР; 47,4.