Для объективной оценки ходовых качеств катера, выбора его размерении, обводов и особенно гребного винта нужно знать величину сопротивления воды движению судна при различных нагрузках и центровках по длине. Определить ее можно, пользуясь паспортной диаграммой тяги гребного винта.
На рис. 1 приведена расчетная паспортная диаграмма штатного гребного винта мотора «Вихрь» (шаг винта Н=300 мм), построенная с учетом влияния на работу винта обтекателя и стоики реверс-редуктора (колонки). Как показали испытания, сопротивление мотолодок определяется по таким диаграммам с достаточной точностью. Все же расчетные тяговые характеристики гребного вала носят ориентировочный характер и могут быть, строго говоря, использованы только для относительной оценки сопротивления моторных лодок при сравнении их гидродинамических качеств и влияния на сопротивление удельной нагрузки, центровки по длине, волнения и т. п.
Для построения кривой сопротивления катера (с счетом сопротивления подводной части мотора) по диаграмме необходимо знать несколько значений скоростей и соответствующих им чисел оборотов мотора.
Замерять скорость можно любым достаточно точным способом при строго постоянном значении числа оборотов (положении ручки газа). На быстроходной лодке (максимальная скорость хода не менее 20 км/час) ее .можно определять, например, по скоростному напору с помощью манометра. Такая конструкция описывалась в статье Э. М. Медведева «В поход на крыльях» (сборник №3, 1964 г.). Она представляет собой датчик скоростного давления (трубка небольшого сечения, направленная против набегающего потока), соединенный с манометром. Перевод величины давления, замеряемого манометром, в скорость катера производится по тарировочной кривой, которая определяется путем замера скорости прохождения мерного участка при нескольких постоянных показаниях манометра. Обычно такая кривая близка к кривой полного скоростного напора (рис. 2), определяемого по формуле:
где υ — скорость судна в м/сек.
Число оборотов мотора должно определяться достаточно точно (±30 об/мин), для чего можно использовать обычные тахометры и тахоскопы.
Чтобы исключить во время испытаний влияние поверхности воды на работу гребного винта, которое не учитывалось при расчете диаграммы, нужно обеспечить его достаточное погружение (кавитационная плита мотора должна быть на 25—30 мм ниже днища лодки).
Приведенными диаграммами можно пользоваться и для определения сопротивления лодок с моторами «Нептун», у которых элементы гребного винта те же, что у «Вихрей». Аналогичные кривые могут быть построены и для других винто-моторных установок.