Парусная практика не может обходиться без работы с тросами, в частности умения быстро и правильно завязать необходимый в данных условиях узел.
В сборнике №84 была опубликована статья В. П. Гусева «Двадцать четыре морских узла», где даны аннотации и изображения наиболее употребляемых в настоящее время узлов. Некоторые из них были представлены в процессе исполнения.
Понятно, что для изучения и запоминания узлов зарисовать их в таком виде, как они бывают изображены в типографских изданиях, большинству не под силу. Б. П. Коноводов предлагает схематический метод зарисовки, который при изучении такелажных работ окажет несомненную пользу.
Предлагаемый способ схематической зарисовки состоит в том, что при перекрестке двух тросов нижний (задний) трос изображается штриховой линией, а верхний (передний) — сплошной. Таким образом, самый сложный морской узел можно зарисовать в тетрадь или записную книжку. Путем утолщения линии полезно выделить один из двух тросов, связанных узлом.
При изучении морских узлов можно быстро перерисовать схему данного узла или срисовать его с натуры и время от времени практиковаться в завязывании на подручном материале: пеньке, куске шпагата и др.
Схематическое изображение узлов, предлагаемое здесь, практично, удобно, довольно быстро выполнимо, дает четкое представление о структуре.
Для демонстрации схем узлов в классе следует пользоваться крупными рисунками, например, размером 30X40 см каждая схема, изготовляемыми или от руки, или фотографическим путем. Рисунки мелом на классной доске на скорую руку менее отчетливы, менее ясны и, кроме того, требуют каждый раз (заново!) траты времени.