Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • 2001 год
  • Борьба за скорость быстроходных малых судов
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Суперкавитирующие гребные винты быстроходных судов
Основы технологии постройки малых судов
Постройка корпусов малых судов из стеклопластика
Вопросы проектирования малых судов на воздушной подушке
Окраска подводной части малых судов
Особенности расчетов прочности малых судов
Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
Виды сигнальных средств для малых судов
Защита стеклотканью корпусов малых спортивно-туристских судов
В Хельсинки прошла VIII выставка малых судов «Вене-73»
Слагаемые безопасности малых судов
Постройка малых судов из армоцемента
Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО
Статистика распространенности малых судов в мире


Борьба за скорость быстроходных малых судов

Год: 2001. Номер журнала «Катера и Яхты»: 174
          0


Все последнее столетие в судостроении, как и в других областях транспортной техники, прошло под лозунгом борьбы за скорость. Успехи на этом пути поразительны, какой бы показатель мы ни брали для сравнения. Достаточно, например, напомнить, что на сегодня абсолютный рекорд скорости на воде (511 км/ч), как и средняя скорость пересечения Атлантики (53 узла), на порядок выше, чем сто лет назад.

Информация об изображенииОбводы судна "Samantha Lin"
Обводы судна "Samantha Lin"
 
Соответственно заметно возросли и путевые скорости на морском транспорте, особенно при перевозке срочных грузов. Эксплуатируются уже несколько сотен морских высокоскоростных 40-45-узловых автомобильно-пассажирских паромов, причем наметилась тенденция строить их для линий все большей протяженности; именно в связи с этим на первый план вышла задача повышения их мореходных качеств, дающих возможность поддерживать более высокую эксплуатационную скорость при плавании на волнении. Вводятся в строй огромные 40-узловые контейнеровозы...

Не будем говорить о боевых и патрульных катерах, но рост скоростей наблюдается и в сугубо мирном катеростроении — при постройке спортивных, прогулочно-туристских малых судов и моторных яхт. Подавляющее большинство комфортабельных 15-20-метровых катеров и более крупных моторных яхт, введенных в строй в последние 15-20 лет уходящего столетия, имеют вдвое, а то и втрое большую энерговооруженность, чем в середине века, и уверенно развивают скорость хода 35-40 узлов.

Информация об изображенииСудно неограниченного района плавания "Samantha Lin"
Судно неограниченного района плавания "Samantha Lin"
 
Строители быстроходных малых судов привычно обосновывают эту борьбу за скорость ссылками на требования рынка. Изменился самый темп и стиль жизни современного человека, изменилась психология владельца катера: неоправданные потери времени теперь сразу же оцениваются цифрой убытков в любом виде бизнеса. Соответственно осознанию важности "повышения интенсивности релаксации" изменяются и понимание самой идеи отдыха на воде, и тот основополагающий принцип, который закладывается в "идеологию проекта" каждого нового катера, оправдывая рост мощностей и скоростей с использованием всех новейших достижений науки и техники.

Информация об изображенииПланы палуб судна "Samantha Lin"
Планы палуб судна "Samantha Lin"
 
Идет ли речь о выходах на рыбалку или о туристских — крейсерских — плаваниях, главное — сократить затраты времени на "бесполезные" переходы. Высокая скорость стала основной приманкой при рекламе катеров и тем более — роскошных моторных яхт и малых круизных судов.

Однако в последние годы стали все чаще попадаться рекламные объявления, предлагающие состоятельному покупателю отнюдь не менее дорогую, но несколько менее быстроходную модель.


Информация об изображенииСпальня владельца яхты
Спальня владельца яхты
 
Теперь появилось и новое обоснование идеи такого судна: вы платите за возможность поддерживать относительно высокую скорость при плавании в плохую погоду, а точнее — за комфортные условия даже при ходе по волне. Действительно, какой смысл оплачивать рекордную энерговооруженность и гнаться за максимальными скоростями на тихой воде, если при выходе в море приходится существенно снижать скорость, чтобы владелец и его гости могли наслаждаться, а не страдали от качки и ударов о волну. Вот показательный пример. Знаменитая 44-метровая моторная яхта "Octopussy" — рекордсмен по скорости среди судов этого класса, развивавшая на мерной миле до 53 узлов, при плавании в открытом океане практически могла поддерживать крейсерскую скорость всего 12 узлов...

Информация об изображенииМореходный голландский катер "Атлантис-50"
Мореходный голландский катер "Атлантис-50"
 
Потребовалось изменить подход.

Показательна в этом отношении статья "Четыре шага в будущее", опубликованная в "КиЯ" №169. Обозреватель американского журнала "Power and Motoryacht" Моника Мальдонадо рассказывает о четырех характерных, с ее точки зрения, проектах, ярко воплощающих стиль XXI столетия и потому премированных на конкурсе дизайнеров "Взгляд на яхту будущего". Эти четыре проекта предусматривают постройку моторных яхт разного типа, но объединяет их то, что скорости предусматриваются никак не фантастические.


Вот, например, "шаг третий" — всплеск фантазии раскованных американских дизайнеров. Модерновый внешний вид, многоцелевые откидные лацпорты в бортах, подъемная "палуба приключений" и т.д. и т.п., и при том — скорость всего-навсего 25 узлов.

Информация об изображении50-метровая мореходная моторная яхта "Amnesia"
50-метровая мореходная моторная яхта "Amnesia"
 
"Шаг второй" — "Проа 2000". В глазах традиционалов — чистый футуризм, намного опережающий достигнутый уровень так называемых "развлекательных" круизных яхт ("именно так отдыхают марсиане"), а наибольшая скорость — 16 узлов!

"Шаг четвертый" — "Глобал сервис". Это представитель нового направления — "экспедиционных" моторных яхт, внешне мало отличающихся от небольших научноисследовательских или даже промысловых судов. Главное — комфорт и полный спектр оборудования для отдыха при неограниченном районе плаваний по Мировому океану. А скорость? Невероятно, но это всего 13.5 узла.

Самое время заметить, что, по крайней мере, три из этих четырех проектов осуществляются.

Стоит отметить и уже нередко встречающийся вариант такой модернизации высокоскоростных моторных яхт прежних лет постройки, при котором изменяют самый состав, как правило, многовальной энергетической установки. Стараются сделать ее двухрежимной, позволяющей поддерживать достаточно высокую и главное — комфортную крейсерскую скорость в открытом море даже при некотором снижении рекордной максимальной скорости на тихой воде. Подчеркнем, делается это не только по экономическим соображениям!

Информация об изображенииВысокоскоростная моторная яхта "Octopussy"
Высокоскоростная моторная яхта "Octopussy"
 
Совсем недавно известный морской писатель Дег Пайк, много писавший о проблемах повышения скоростей на море, выступил с очень интересной статьей "Теория водоизмещения". Смысл этой "теории" в том, что наряду с любителями фантастических все более высоких скоростей появились и любители "просто с комфортом плавать по миру, а не носиться с места на место". Идеологию этого течения разработал основатель и руководитель существующей сорок с лишним лет голландской верфи "Heesen" (г. Осс) Франс Хесен. Появление и наблюдающийся рост спроса на "неторопливые" развлекательные и экспедиционные моторные яхты он объясняет коротко и довольно убедительно: "Появилось немало способных заказать себе сколь угодно дорогое судно людей, которые по той или иной причине уже отошли от дел, получили возможность не торопиться и готовы оплачивать не сверхвысокий ход, а дальность плавания и комфорт".

Это не просто слова. Верфь "Heesen" хорошо известна как один из крупнейших в мире изготовителей высокоскоростных — глиссирующих — алюминиевых моторных яхт (именно здесь и была построена упоминавшаяся выше "Octopussy" — путевки на недельные круизы на которой рекламируются ныне и в России). И теперь это предприятие делает крутой поворот — начинает отказываться от заказов на чисто глиссирующие суда. Приводя производственную программу в соответствие с новыми требованиями рынка, руководители фирмы переводят ее в основном на постройку более мореходных водоизмещающих моторных яхт (в том числе уже и со стальными корпусами).


Информация об изображенииДвижители современной крупной моторной яхты
Движители современной крупной моторной яхты
 
Анализ портфеля заказов верфи на ближайшие два года показывает, что 50% строящихся и заказанных судов представляют собой водоизмещающие моторные яхты длиной 35-40 м со скоростями 14 узлов. Первое такое судно было построено в 1998 г. Проекты разрабатываются собственными силами — командой "Diaship" — и с привлечением проектантов фирмы "Vripack". Новые суда отличают более мощные корпуса с "более легкими округлыми обводами", необходимыми для плавания при неблагоприятных погодных условиях.

Даже быстроходные яхты, строящиеся сегодня на верфи на базе глиссирующих корпусов, имеют умеренные максимальные скорости в пределах 24-30 узлов.

Новые веяния особенно заметны на расширяющемся рынке экспедиционных яхт, причем здесь можно отметить существенное разнообразие требований к энергетической установке и обеспечению комфорта.

Информация об изображенииВеликолепный 67.7-метровый "Destriero"
Великолепный 67.7-метровый "Destriero"
 
"У владельцев очень разные и порой неожиданные требования, когда они хотят плавать в отдаленных уголках Мирового океана, — говорит Хесен. — Одна из 35метровых яхт, которую мы сейчас строим из алюминия только потому, что владелец подвизается в алюминиевом бизнесе, будет первой оборудованной поворотной винторулевой колонкой "Schottel", которая придает ей исключительную маневренность. Одновременно мы строим что-то вроде малого десантного судна, чтобы владелец смог выкатывать с него свой "Лендровер" прямо на необорудованный берег".

Мы, разумеется, далеки от мысли, что прогресс прекратился и росту скоростей в малом судостроении пришел конец. Важнее подчеркнуть другое. Это — показательный пример гибкости ведения дел в современной лодочной индустрии. Стоило на рынке моторных яхт обозначиться новой и незанятой нише, дальновидные изготовители немедленно перестроились и не жалеют средств на переоборудование производства. (Кстати сказать, во всяком случае временно — на первых порах, верфь "Хеесен" налаживает кооперацию с другими предприятиями, которые будут строить и поставлять ей стальные корпуса.)


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Вопросы и ответы по технологии шитья парусов «3DL»
Моторная яхта СМПВ (суда с малой площадью ватерлиний)
Современные приводы гребных винтов с подсосом воздуха
Интерцепторы — средство управления гидродинамическими параметрами быстроходного судна
Скоростной однороторный ротоплан «Марлин»
Простейший вариант привода винта с подсосом воздуха «Power-Vent»
Радиальный корпус яхты
Фантазии на тему яхтенного киля
Теория работы роторно-поршневых машин
О возможностях резкого повышения скоростей яхт на подводных крыльях
Обзор скоростных современных патрульных катеров
Обзор конструкций яхт — победителей «Кубка Америки 2000»
Взгляд конструктора на результаты «Кубка Америки 2000»
О парусных катамаранах доктора Мартина Мая
Топливная экономичность подвесного мотора

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Борьба за скорость быстроходных малых судов

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Аэродинамика, гидродинамика и предел скорости судна
Скоростные катамараны «гибридных» типов
Продолжаются испытания экранолета «Иволга-2»
Глиссирующий не по правилам мореходный катер Эрбила Сертера
Новое в технологии малого судостроения
Крылатые парусники Алдиса Эглайса
Еще один вариант «горизонтального» парусного вооружения
Какие бывают виды коррозии металлов?
Развитие впрысковых систем для двухтактных двигателей
Приближенная оценка экономичности водоизмещающего катера
Особенности проектирования формы корпуса быстроходных моторных яхт
Гоночный катер, самостабилизированный аэродинамическими силами
Работа водометного движителя на аквабайках класса PRO-1200
Новости из мира судостроительных материалов
Нужна ли двигателю система опережения зажигания?


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 20 + 29 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории