17 марта 1905 г. пушечный выстрел оповестил о старте «регаты века»: Германия, которая любой ценой стремилась получить титул «владычицы морей», организовала международную гонку через Атлантический океан. Главным призом был изготовленный по указанию кайзера Вильгельма II дорогостоящий кубок «из чистого золота»1. Старт взяли 11 яхт, представлявших три страны. Победу одержала американская стальная трехмачтовая шхуна «Атлантики, управляемая экипажем из 50 человек с капитаном Чарльзом Барроу, она покрыла расстояние в 3014 миль от мыса Сэнди-Хук близ Нью-Йорка до мыса Лизард (южная оконечность Англии) за 12 суток 4 часа 1 мин и 19 сек, развив среднюю скорость 10,35 уз. Это время и стало рекордом, который держался вплоть до июля 1980 г., несмотря на все попытки перекрыть его на самых ультрасовременных и быстроходных парусниках разных размеров. К слову сказать, шхуна «Атлантик» была довольно крупным судном: ее длина с бушпритом превышала 55 м, длина по ватерлинии — 41 м, площадь парусности — 1720 м2.
В 70-х годах было сделано несколько попыток перекрыть рекорд «Атлантика». Подогревались они солидным денежным призом в 10 тысяч фунтов, который английская газета «Санди Таймс» учредила для награждения нового рекордсмена.
В 1972 г. Алан Кола форсировал Атлантику, используя для этого возвращение на тримаране «Пан Дюик IV» из Нью-Йорка посла финиша Трансатлантической гонки яхтсменов-одиночек.
В 1976 г. английский яхтсмен Чэй Блитт пытался сделать рекордный бросок через океан на 25-метровом супертримарана «Грайт Бритн III».
Годом позже французские яхтсмены совместно с телевизионной компанией зафрахтовали у американцев самую быстроходную в мире крейсерско-гоночную яхту «Ондин» длиной 25 м, построенную из легких сплавов. Ужа на подходе к цели — у берегов Ирландии — «Ондин» попала в глубокий штиль, ее результат оказался далеким от рекорда. Весной 1979 г. посла окончания «Ромового рейса» очередную попытку побить устоявшийся рекорд сделали сразу три яхтсмена: французы Алан Гликсман на тримаране «РТЛ-Таймекс» и Оливье да Карсасон на 24-метровом тримарана «Крите-IV» и победитель гонки канадец Майкл Бирч (см. сборник №80) На арендованном им тримарана «Олимпия». Все три претендента попали в жестокий апрельский шторм, в результата которого «РТЛ-Таймекс» и «Крите-IV» затонули (после чего экипажу Гликсмана довелось провести 10 суток на надувном спасательном плоту посреди разбушевавшейся Атлантики). Бирчу удалось сохранить судно, спустившись намного к Югу от оптимального пути, чтобы обойти центр циклона. Средняя скорость «Олимпии» не превысила 9 уз!
Катастрофой закончился также рейс сверхлегкой 19-метровой однокорпусной яхты «Шэдоу» («Призрак»), на которой в декабре того же года вышел англичанин Джон Таттл. И эта яхта затонула, экипаж был спасен проходящим грузовым теплоходом.
Весной прошлого 1980 г. в океан для побития рекорда «Атлантика» вышли французские экипажи на двух однокорпусных яхтах «Кардио-Франс» и «Фернан» и тримаране «Кавасаки» (бывший «ВСД»), Лучший, но, однако, не рекордный результат показал Пьер Инглиш на «Фернане» — 15 суток и 22 часа.
Наконец, 22 июля прошлого года начал свой победный бег через Атлантику на крылатом тримаране «Поль Рикар» Эрик Табарли вместе с тремя членами экипажа. На первом этапе перехода южные и Юго-восточные ветры силой От 4 до 6 баллов позволяли развивать скорость от 12 до 15 уз, так что уже на четвертые сутки «Поль Рикар» опережал «Атлантика» на два дня! Затем ветер стих, скорость упала до 5—6 уз.. Но вот тримаран пересек меридиан 30° W, по которому проходила граница формирования погоды между антициклоном с центром где-то над Азорскими островами и циклоном с центром над берегами Ирландии. Ветер изменил направление — зашел к северо-востоку — и задул с еще большей силой 5—7 баллов. «Алюминиевая птица», как окрестили тримаран журналисты, продолжила свой великолепный «полет». Временами лаг показывал более 19 уз!
Рано утром на одиннадцатые сутки Табарли занес в вахтенный журнал точное время пересечения траверза мыса Лизард. На трансатлантический переход было затрачено 10 суток 5 час 14 мин и 20 сек. Средняя скорость составила 12,29 уз, лучший суточный переход — 363 мили. Табарли и «Поль Рикар» дали новый толчок работам конструкторов рекордных океанских яхт и совершенствованию искусства вождения подобных судов в океане.
На старинном штурвале «Атлантика», хранящемся в городском музее Нью-Йорка, в память о достижении Табарли выгравировали его имя и название тримарана.
Подробный рассказ об истории рекорда «Атлантика» и о том, как Табарли удалось «выжать» из своего тримарана рекордные скорости, планируется опубликовать в одном из номеров этого года.
Примечания
1. Любопытна такая подробность, касающаяся самого кайзеровского кубка. Когда началась первая мировая война, владелец шхуны «Атлантик» отдал кубок на переплавку — в качестве символического вклада в дело борьбы с Германией. Вот тут-то и оказалось что он вовсе не отлит «из чистого золота», как об этом шумно оповещала всех германская печать, а всего лишь искусно позолочен.