Среди яхтсменов Литвы большой популярностью пользуется традиционная регата вокруг Куршского залива. В прошлом году она проводилась уже в 13-й раз. Постоянными участниками этих гонок являются яхтсмены из яхт-клубов Вильнюса, Каунаса, Клайпеды, Шауляя и Ниды. Последние несколько лет к> «дополняют» экипажи из Калининграда.
Первая регата в Куршском заливе была проведена в 1954 г. на приз республиканской газеты «Комсомольская правда». Яхтсмены выступали в двух стартовых группах: па швертботах класса «М» и килевых яхтах. Гонка проводилась в пять этапов по маршруту: Клайпеда — Нида — Зеленоградск — Полесск — Нида — Клайпеда общей протяженностью 120 миль. На следующих регатах маршрут несколько менялся, на старт выходило все большее число экипажей, стали принимать участие классы «Дракон» и «Звездный». Однако регаты эти проводились нерегулярно, несколько лет вообще не организовывались.
Начиная с 1976 г. соревнования вокруг Куршского залива проводятся каждый год. А двумя годами позже регату начала «курировать» редакция газеты «Рыбак Литвы» и республиканский совет ДСО «Жальгирис». Стал постоянным маршрут гонок. Теперь он состоит из шести этапов общей протяженностью 302 мили: Клайпеда— Полесск (50 миль); Полесск — Зелеиогралск — Матросово — Инда (62 мили); Нида — Вянте — Рыбачий — Нида (32 мили) ; Нида — Матросово — Зеленоградск — Матросово — Нида (84 мили); Нида — Полесск (24 мили) ; Полесск — Клайпеда.
Старт первой гонки по традиции дается в первую субботу августа, в 22.00. Общее время проведения соревнований — 8 дней. В регате обычно проводится общий зачет по фактическому времени прохождения дистанции и по исправленному — с учетом гандикапа, а также зачет по стартовым группам. В последних гонках яхты тина «Нефрит», «Капелла», «Конрад-24» и «Картер-30» стартовали как монотипы, а различные яхты класса VI IOR составили отдельную стартовую группу с зачетом по гандикапу.
Условия плавания в Куршском заливе близки к морским, хотя это почти закрытый бассейн площадью 1610 км2. Он представляет собой залив лагунного типа, узкой косой отделенный от моря и сообщающийся с ним проливом шириной в 2 кабельтовых. Дно Куршского залива составляет песок или ил. Особенно мелководна его северная часть. (Килевым яхтам, следующим из Клайпеды до Пярвалки, лучше не сворачивать с судового хода). Поэтому основная часть дистанции проложена в южной части акватории.
Своеобразными навигационными сюрпризами являются расставленные по заливу рыболовные сети, которые на карте не значатся и, как правило, не обставляются соответствующими знаками. Некоторые проходы среди леса вех выглядят как настоящие лабиринты. Здесь можно запутаться и в результате потерять дорогие минуты. В 1978 г. на гонках III этапа в Ниде зрители с удивлением следили за действиями яхты типа «Капелла», на которой в миле от финиша вдруг спустили паруса н отдали якорь. Оказалось, что идущую в крутой бейдевинд яхту волна бросила через расставленные сети — руль зацепился и оказался на дне.
В августе на заливе преобладают средние по силе северо-западные ветры и еще не было случая, чтобы график регаты нарушился из-за штиля. Здесь волна, обычно крутая н короткая, даже в сильный ветер не бывает высокой. Сила и направление ветра довольно непостоянные: оказывают влияние бризы. Нередко бывает штормовой ветер силой 8—9 баллов. Ломаются мачты, рвутся паруса, но именно в таких ситуациях выявляются лучшие качества яхтсменов!
Сильный ветер сопровождал гонщиков и ка 13-й регате, однако только две яхты из-за поломок сошли с дистанции. В этой регате принимало участие сравнительно немного яхт — всего 19 (в 1978 г. было 40). Часть наших крейсеристов стартовала в это время в гонках на Кубок Балтики; Каунасский яхт-клуб почему-то не смог решить проблему доставки яхт из Каунаса в Клайпеду. И все-таки конкуренция была острой, борьба — интересной.
В общем зачете с учетом гандикапа 1-е место заняла яхта типа «Конрад-24» «Эсмеральда» из Вильнюса (рулевой Н. Насвитис), 2-е — яхта типа «Картер-30» «Айолас» из Клайпеды (А. Рейка), 3-е — «Конрад-24» «Вильма» из Ниды (С. Кайрис).
В отдельных стартовых группах победителями стали «Анолас» и «Эсмеральда». В классе «Нефрит» — победили «Бриз» из Калининграда (В. Ефимов) и «Минге» из Вильнюса (В. Муденас); в классе «Капелла» — «Агила» из Клайпеды (В. Бразаускас); в отдельной группе IOR — «Янтарь» из Калининграда (А. Яковлев). Среди многокорпусных яхт лидировал катамаран «Двиняй» типа «Гауя» (Б. Бенджюнас); он завоевал и приз за наименьшее время прохождения дистанции.
Впервые яхтсмены были награждены медалями чемпионов республики, так как регата получила статус первенства республики в четвертьтонном классе.
Большинство яхтсменов считает гонки вокруг Куршского залива более интересными и более спортивными, чем в открытом море. В них нет длящихся несколько суток переходов одним галсом. Сравнительно короткие отрезки ломаного маршрута яхты проходят то в лавировку, то под спинакером. Иногда приходится идти, ориентируясь только по приборам. Есть и ночные переходы. А главное — все время чувствуется волнующее напряжение борьбы. Зачастую финиширующие яхты отделяют только секунды.
Регата в Куршском заливе стала хорошей школой крейсерских плаваний для молодых яхтсменов. Положение о соревнованиях требует, чтобы в каждом экипаже был один юноша — от 15 до 20 лет, имеющий квалификацию не ниже рулевого III класса и II спортивный разряд.
С каждым годом регата в Куршском заливе завоевывает большую популярность. Информацию о гонках просят прислать яхтсмены Латвии, Белоруссии, Украины. Возможно, эти соревнования привлекут и яхтсменов из других республик. Желающим участвовать в них необходимы документы, предусмотренные ППС—77 § 3, 16, 21, действующий судовой билет и мерительное свидетельство.
Получить информацию н высылать предварительные заявки можно по адресу: 232000, Вильнюс, ул. Тоторю, 13, республиканский совет ДСО «Жальгирис».