Пляжный плотик-ветроход
Собираюсь строить плотин с ветродвигателем роторного типа — такие устройства применяют на судах для привода вытяжных вентиляторов. Ось двигателя будет вращаться в шарикоподшипниках; под нижней шайбой будут установлены дополнительные роликовые опоры. Один из роликов, снабженный резиновым ободом, расположен на валике, вращение с которого при помощи клиноременной передачи будет передаваться на кормовое гребное колесо. Управление лодкой — рулем, расположенным в носовой части.
Размеры плотика: длина — 3,4 м; ширина — 1,4 м; высота борта — 0,30 м. Размеры ротора прикинул на глаз — высота 2 м, диаметр — 0,9 м. К сожалению, определить его наиболее выгодные размеры затрудняюсь и буду признателен, если кто-нибудь подскажет способ расчета. Хотелось бы, чтобы плотик развивал скорость около 20 км/ч, а против ветра примерно 10 км/ч.
Мы также затрудняемся рекомендовать способ расчета ветродвигателя, но заметим, что скорость 20 км/ч для плотика таких размерений соответствует режиму глиссирования. Если бы тов. Тыжненко делал моторную лодку, то ему потребовалось бы применить подвесной мотор мощностью 5 л. с. Подобную мощность ветродвигатель может развить только в очень сильный ветер.
Нужно учесть также, что плицы гребного колеса, когда они делают «рабочий ход» в воде, имеют большое гидравлическое сечение и дают большой упор. Это требует большого вращающего моменте Чтобы ветродвигатель преодолел его, необходимо сделать понижающую передачу между валом двигателя и гребного колеса. При малой частоте вращения колеса получить желаемую скорость не удастся. Кроме того нужно учитывать малый КПД колеса и потери в передаче.
Надувная лодка-катамаран
Насколько я могу судить по статьям, публикуемым в «КиЯ», среди надувных плавучих средств в настоящее время развиваются два направления:
- 1 — надувная резиновая лодка с жестким пайолом, весельная или весельно-моторная;
- 2 — парусный катамаран на надувных поплавках.
Предлагаю конструкцию плавсредства, которая, мне кажется, соединит достоинства того и другого типов. Внешне лодка напоминает папирусную «Ра». Надувные баллоны соединяются в носу, образуя подкову с поднятым носом. Поднятыми вверх должны быть и кормовые оконечности лодки. На баллоны накладывается и крепится к ним жесткий каркас из алюминиевых труб, а поверх каркаса укладывается жесткий настил, собранный из деревянных реек трапециевидного сечения. Для транспортировки настил можно свернуть в рулон. Такая конструкция настила получается легче и малогабаритнее, чем из фанеры.
Лодки такой конструкции могут строиться длиной 5 м и более. Все зависит от жесткости и прочности каркаса. Сохраняется и высокая остойчивость катамарана. Лодка может нести парусное вооружение большой площади, сильный мотор, несколько человек и запасы, необходимые для длительного плавания.
Задранный нос и корма в сочетании с приподнятой над водой палубой и надувными секциями с боков позволяют создать внутри лодки более комфортные по сравнению с катамараном условия; в носовой части можно установить палатку.
Пластинчатый движитель для водного велосипеда
Современные водные велосипеды обладают существенным недостатком — малой скоростью движения. Думаю, что ее можно повысить, если применить предлагаемый мной движитель.
Движитель представляет собой лопасть, шарнирно закрепленную к ползуну, который приводится в возвратно-поступательное движение при помощи кривошипно-шатунного механизма. Лопасть представляет собой плоскую пластину, ширина которой в несколько раз больше ее высоты. Посередине пластины сделан вырез глубиной в полдиаметра ползуна и приклепаны два угольника с отверстиями для оси, на которой попасть крепится к ползуну.
При движении ползуна вперед попасть поворачивается во флюгерное положение и не тормозит движение лодки. Когда ползун движется назад, то под действием потока воды попасть разворачивается примерно под углом 90° к ползуну и в этом положении фиксируется за счет выреза в пластине, которым она упирается в ползун. При этом происходит отбрасывание массы воды назад — создается упор, как и при гребле веслом.
Для водного велосипеда, по-моему, достаточно пары таких лопастей, приводимых а действие педалями.
Предлагаемая тов. Вербицким конструкция движителя вполне работоспособна, хотя сомнительно, чтобы удалось получить значительный прирост скорости по сравнению с гребным колесом или винтом. Потребуется цепная передача на коленчатый вал с тем, чтобы снизить усилия на педалях механизма. Скорость велосипеда, однако, лимитируется ограниченной мощностью, которую может развить человек. Повышение КПД движителя даже на 10—15% дает малоощутимый прирост полезной мощности, который может быть реализован только на очень легкой и длинной лодке.
Для быстроходных лодок более перспективны плавниковые колеблющиеся движители, созданием которых сейчас занимаются судостроители разных стран.
Усовершенствованный шверт
Предлагаю конструкцию швертового устройства для малой лодки, который совмещает малые габариты колодца кинжального шверта с достоинствами швертов поворотного типа — может откидываться назад при ударах о подводные препятствия. Конструкция понятна из приводимого эскиза. Можно ее дополнить простым устройством для изменения наклона шверта, необходимого для регулировки центровки лодки.
Недостатком является то, что если лодка «въедет» на мелководье, то выступающая под днищем часть шверта упрется а днище и колодец и может их повредить.
Подобные шверты несколько более совершенной конструкции применяются на парусных досках — см., например, «КиЯ» №91.