Безусловно, для части наших читателей эта штука не относится к предметам первой необходимости. Действительно: мотолодку, катер или швертбот можно раз и навсегда "прописать" на прибрежной лодочной стоянке, прийти туда в любой удобный момент, завести мотор (или поднять паруса) — и в путь. Однако не переводятся судоводители, готовые пойти на все, только бы исследовать новые, неизведанные акватории, добираться до которых обычным судоводительским способом — по воде — или долго, или дорого, или попросту невозможно. Среди дополнительных аргументов в пользу трейлера выдвигаются и такие, как возможность каждый раз после возвращения из плавания поднимать судно на берег (что повышает его долговечность и облегчает уход), а также хранить его поближе к дому — например, на охраняемой автостоянке или в гараже, что особенно ценно зимой.
Надо сказать, что многие используют трейлеры даже для перевозки картопов, то есть лодок, приспособленных для перевозки на крыше легкового автомобиля — во-первых, чтобы поберечь крышу и держащие ее стойки, а во-вторых, чтобы без проблем взять с собой все необходимое: мотор, бензобак, весла, рыболовные принадлежности и прочее снаряжение для отдыха на воде. Прицепы для этого годятся любые — прежде всего, наиболее распространенные универсальные (называют их также грузовыми или хозяйственными). Поскольку вес картопа позволяет легко переносить лодочку усилиями одного-двух человек, задача у прицепа исключительно транспортная — доставить лодку из точки А в точку Б.
Это, как говорится, программа-минимум. При наличии на автомобиле сцепного устройства вы можете взять с собой не только маленький картоп, но и серьезный каютный катер со стационарным двигателем, и даже крейсерский швертбот — здесь вы ограничены лишь максимальным весом буксируемого прицепа, указанным в технических характеристиках машины, и разрешенным максимальным габаритом по ширине, который согласно требованиям ГИБДД составляет 2.5 м. Однако хозяйственным прицепом вы уже не обойдетесь, и дело здесь не только в грузоподъемности.
Согласно результатам небольшого исследования, предпринятого сотрудниками "КиЯ" (пусть и не претендующего на высокую презентативность), количество более-менее крепких мужчин, отправляющихся на автомобиле с лодкой на прицепе к вожделенному водоему, как правило, не превышает двух. Остальное место в машине обычно занято дамами, детьми и собаками. Даже если эти среднестатистические "двое" и являются чемпионами по гиревому спорту, непринужденно поднять с прицепа и отнести к воде ту же "Казанку" с навешенным на транец мотором у них вряд ли получится. Как ни крути, нужен специализированный лодочный трейлер, поскольку с его помощью решается не только транспортная, но и погрузочно-разгрузочная задача.
Итак, чем же отличается лодочный трейлер от обычного?
Как уже было отмечено, мало довезти лодку до места — нужно еще и без проблем спустить ее на воду и поднять обратно. Отсюда и отработанная конструкция лодочного трейлера, который можно попросту загнать в воду вместе с лодкой, и в определенный момент она окажется на плаву. Поэтому чем ниже клиренс такого трейлера (рис. 1), тем меньше глубина, на которой это всплытие происходит (рис. 2). Поскольку издание у нас не автомобильное, клиренсом мы в данном случае будем считать расстояние между поверхностью дороги и килем лодки, укрепленной на трейлере (Б), а не клиренс собственно трейлера (А).
Погрузка лодки на трейлер из воды производится в обратном порядке.
Чтобы обеспечить требуемый клиренс, а также надежно установить лодку на трейлер, он должен быть оборудован кильблоками, максимально соответствующими по конфигурации обводам лодки. В некоторых случаях (например, на трейлерах, приспособленных для нескольких типов лодок) кильблоки выполнены "плавающими" — автоматически приспосабливающимися к обводам разной килеватости или же регулируемыми. Для того, чтобы отрегулировать угол установки кильблоков, обычно достаточно гаечного ключа.
В реальных условиях мы редко спускаем лодку с ровного и пологого бетонного слипа, так что изображенная на рисунке процедура далеко не всегда проходит идеально. Когда рельеф берега не позволяет загнать прицеп на достаточную глубину (даже если в качестве буксировщика используется джип), требуется постороннее вмешательство (рис. 3). При спуске лодки достаточно просто столкнуть ее в воду с трейлера. Однако при обратной процедуре, учитывая встречный уклон, одними мускульными усилиями не обойтись, поэтому лодочные трейлеры оборудуют лебедками. Для облегчения погрузки трейлеры снабжают также роликами, которые устанавливаются либо на кормовых кильблоках, либо по ДП прицепа и воспринимают нагрузку киля лодки. Такие ролики нередко сами исполняют функции кильблоков, особенно если они снабжены пневматическими покрышками.
Строп лебедки, заведенный за носовой буксировочный обушок лодки, служит и в качестве фиксирующего элемента при транспортировке — лебедка при этом стопорится. Дополнительно корпус лодки крепят задними стропами, крепящимися за кормовые швартовные утки и притягивающими корпус лодки к трейлеру. Если лодка надежно "сидит" в кильблоках, на нормальной дороге этого вполне достаточно, но на всякий пожарный стоит завести пару страховочных оттяжек (рис. 1), которые в случае экстренного торможения или, не дай бог, столкновения не позволят лодке сместиться вперед и стукнуть автомобиль, особенно если трейлер не снабжен упором-"вил-кой" для форштевня.
Для удобства перемещения отцепленного трейлера упор дышла снабжается колесом и домкратом, облегчающим установку и снятие сцепного устройства с шара на автомобиле.
Нарисованный нами "портрет" хорошего лодочного трейлера будет не полон, если не упомянуть ряд хоть и не бросающихся в глаза, но очень важных вещей.
Взять, например, ту же коррозию. Обладателям обычных "хозяйственных" прицепов прекрасно известно, сколь быстро те теряют товарный вид даже после поездок по обычным дорогам. Автор этих строк, например, был бы очень доволен своим "КМЗ", если бы не вероятность встретить по дороге знакомых — поскольку вид у далеко не старого прицепа такой, будто в один прекрасный день его облили кислотой да так и оставили. Что же тогда говорить про "амфибии", о которых идет речь в нашей сегодняшней публикации?
Лучший способ борьбы с коррозией автомобильных деталей на сегодняшний день — это оцинковка, так что ответ напрашивается сам собой. Особенно это актуально в морских районах, где вода соленая и более "агрессивная" с точки зрения коррозии. Самодельщикам подобный технологический изыск не по плечу, так что можно посоветовать лишь тройную "классическую" обработку — грунт, несколько слоев краски и водоотталкивающее покрытие, например, силиконовое.
Кроме того, и все прочее оборудование лодочного трейлера должно быть рассчитано на периодические "купания". Ремарка для тех, кто собирается переделать обычный прицеп в лодочный: отечественные колесные подшипники водных процедур категорически не переносят — особенно роликовые конические (те, что требуют периодической регулировки). Шариковые ("необслуживаемые") держатся подольше. Однако не факт, что через какое-то время вы не услышите характерный вой "убитого" подшипника, который донесется до вас издалека, передаваясь через дышло прицепа на кузов машины. Серьезные фирмы, как правило, оборудуют лодочные трейлеры подшипниками, заимствованными с джипов — со специально подобранными сверхплотными сальниками.
Герметичность необходима и электрооборудованию трейлера — прежде всего, задним фонарям. Попавшая в них вода может вызвать короткое замыкание. В принципе, на сей счет и существуют предохранители, однако, во-первых, возиться с их заменой мало кому охота, а во-вторых, сгоревший предохранитель может отвечать не только за свет, но и за работу двигателя. На классических "Жигулях", например, вместе с отключившимися "поворотниками" можно остаться без системы холостого хода.
И, напоследок, о таком важном элементе оборудования, как тормоза. Разрешенная полная масса буксируемого прицепа, оборудованного или необорудованного тормозами, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. При этом для большинства отечественных автомобилей трейлер без тормозов можно использовать только при перевозке легких лодок. Ту же "Казанку" с установленным мотором и снаряжением следует перевозить только на прицепе с тормозами. Следует иметь в виду, что наличие на прицепе тормозной системы позволяет не только сократить тормозной путь, но и снизить вероятность всяких неприятностей вроде "складывания" автопоезда. (Особенности управления автомобилем с прицепом мы рассмотрим в одной из следующих публикаций).
Трейлеры рассматриваемого типа оборудуются тормозной системой с инерционным приводом, действующим за счет усилия, которое возникает на сцепном устройстве трейлера при торможении автомобиля (прицеп как бы упирается дышлом в буксировщик). Сам привод может быть гидравлическим (главный цилиндр при этом устанавливается в сцепном устройстве), а также механическим — тросовым или рычажным.
Для лодочных трейлеров "гидравлика" является наиболее надежным вариантом, поскольку система изначально герметична. Правда, необходимо следить за состоянием пыльников колесных цилиндров, которые в нашем случае служат защитой не только от пыли, но и от воды.
Из "механики" лучше использовать рычажные системы, пусть и требующие регулярного ухода. Тросовые приводы после нескольких "купаний" могут подвести — попавшая в оболочки вода вызывает усиленную коррозию. Поскольку площадь соприкосновения троса и оболочки достаточно велика, трос может заклинить со всеми вытекающими последствиями. Работа коррозии в тормозных системах лодочных трейлеров усугубляется еще и тем, что трейлер больше стоит, чем ездит, и нарождающаяся ржавчина не удаляется за счет регулярной работы движущихся деталей.
Учитывая серьезный вес трейлера с лодкой и способ погрузки-разгрузки с уклона, не лишним будет и стояночный тормоз с удобно расположенной рукояткой.
В следующем номере мы осветим вопросы развесовки автопоезда (распределения масс по осям и сцепному устройству), а также рассмотрим плюсы и минусы одноосной и двухосной колесных схем лодочного трейлера.