В редакцию поступило письмо от любителя-водномоторника В. Г. Володина из г. Уфы, в котором он спрашивает, как объясняют заводские конструкторы случай разрушения маховика на лодочном моторе «Нептун-23» и какие конкретные конструктивные меры предпринимаются заводом «Красный Октябрь» для устранения опасности разрушения маховика на уже выпущенных и выпускающихся моторах. На запрос редакции отвечает руководитель отдела лодочных моторов завода Ю. С. Ефремов.
Маховик лодочного мотора «Нептун» и всех его последующих модификаций изготавливается из высокопрочного алюминиевого сплава литьем в кокиль с последующей механической обработкой. По внутреннему ободу маховика устанавливаются четыре постоянных магнита, одноименные полюса которых соединены посредством полюсных башмаков, крепящихся к ободу четырьмя винтами. После механической обработки каждый маховик динамически с высокой точностью балансируется на специальном станке и проходит испытание на прочность при 8000 об/мин в течение трех минут.
Весь цикл изготовления маховика, начиная с получения отливки и кончая испытаниями на прочность, находится под тщательным контролем ОТК, что гарантирует надежную работу его при условии выполнения требований, указанных в заводской инструкции по эксплуатации.
На основании многолетнего опыта эксплуатации моторов «Нептун» установлено, что максимальные обороты мотора с любым из штатных винтов с шагом 280 мм и 300 мм, установленного на мотолодку массой не менее 130 кг, не превышают номинальных 5000 об/мин. Исключением являются кратковременные увеличения оборотов при отбрасывании мотора от подводного препятствия или срезании штифта гребного винта.
Приведенный же в письме случай свидетельствует о том, что были явно нарушены установленные заводом правила эксплуатации мотора — двигатель без нагрузки работал на недопустимо высоких оборотах в течение продолжительного времени, причем разрушение могло произойти не сразу, а позднее, при работе уже на номинальных оборотах.
Заводом были тщательно проанализированы случаи разрушения и проведен целый ряд экспериментальных работ с целью искусственного получения подобного дефекта. Оказалось, что разрушались на оборотах около 9000 об/мин маховики, которые имели перед испытанием искусственно нанесенные механические повреждения обода.
Принимая во внимание, что нет никаких гарантий от повторения случаев аварий маховиков из-за нарушений инструкции по эксплуатации и в будущем, завод дополнительно провел ряд конструктивно-технологических мероприятий по повышению безопасности эксплуатации мотора. В частности, с 1-го января 1974 г. все лодочные моторы «Нептун-23» выпускаются с предохранительным кожухом маховика (дет. 16.00.057.00), устанавливаемым под корпус стартера.
Кожух исключит возможные травмы при разрушении маховика, а также при неосторожном обслуживании, например, при регулировке карбюратора, угла опережения зажигания и т. д., когда работы ведутся со снятым капотом при работающем двигателе.
Конструкция кожуха проста — это цилиндр из полосы стали толщиной 3 мм с приваренными к нему тремя кронштейнами. Крепление кронштейнов производится электродуговой сваркой в защитной среде, после чего кожух оксидируется.
Для тех, кто пожелает установить предохранительный кожух на ранее выпущенный мотор, з&вод изготовит в течение 1974 г. вполне достаточное их количество. (Речь идет о моторах «Нептун-М», «Нептун-23», выпущенных до 1 января 1974 г., и о моторах «Нептун» выпуска 1974 г., серий 1Ж0001, 1И0001, 1К0001.)
Приобрести кожух 16.00.057.00 можно будет через торговую сеть, ближайшие гарантийные мастерские по ремонту моторов «Нептун», Подольскую базу Посылторга. Стоимость его — 2 руб.
При установке кожуха на мотор необходимо снять от одной до двух регулировочных шайб, установленных под опоры корпуса стартера (чтобы сохранить неизменным зазор между храповым диском на маховике и шкив-блоком стартера) и проверить проволокой ∅1 мм зазор между кожухом и наружной поверхностью обвода маховика.