В №43 сборника мы рассказали о конструкции гоночных подвесных моторов «Ветерок» Ульяновского моторного завода. В статье упоминалась система передвижения мегафонов для настройки выхлопной системы мотора. Оборудовать такой системой можно и серийные моторы «Вихрь», «Нептун», «Москва-25», которые форсируются самими спортсменами для участия в гонках в национальных классах скутеров ОВ и ОС. Учитывая это, приводим более детальное описание механизма передвижения мегафонов.
Устройство несложно, а выигрыш, который оно дает, большой: значительно возрастает приемистость мотора после прохождения поворота, что позволяет повысить среднюю скорость движения по трассе, особенно, если дистанция имеет много поворотов или повороты под 180° вокруг одного буя.
Механизм «передвижения мегафонов» «Ветерка-34» и «-43» со стоит из трех основных деталей стальных кронштейнов 1, направляющих штанг 2 и подвижной опоры 3. Кронштейн изготавливается из полосовой стали толщиной 6 мм на сварке и крепится к приливам картера мотора и к подмоторной плите в верхней части дейдвуда. К вертикальным пластинам крои штейна прикреплены направляющие штанги, на свободных концах которых установлен ограничительный пруток. По штангам свобод но перемещается подвижная опора с закрепленными на ней мегафонами. Крепежный хомут на мегафоне выполнен из стальной ленты и приварен к нему по периметру. Хомут мегафона и подвижная опора для уменьшения вибрации соединены через резиновый амортизатор. Конструкция его может быть любой, на «Ветерках», в частности, применяется амортизатор с завулканизированными крепежными шпильками.
Передвижение мегафонов — педальное, ножное, посредством возвратной пружины и тросика в оболочке Боудена. Конец тросика заделывается в подвижную опору устройства, оболочка — в кронштейн. Усилие пружины удерживает мегафоны в крайнем задвинутом положении. При необходимости выдвинуть мегафоны, гонщик нажимает на педаль, закрепленную в кокпите скутера, и под давлением выхлопных газов мегафоны с подвижной опорой перемещаются по направляющим штангам. Выхлопные патрубки, закрепленные на двигателе, должны иметь при этом цилиндрическую часть достаточной длины, чтобы в крайнем выдвинутом положении мегафоны с них не соскакивали.