Ленинградские судостроители правильно оценили ситуацию на рынке прогулочно-туристских судов, на котором ощущается острый дефицит в современных сравнительно недорогих парусных яхтах. «Нева» быстро нашла своего покупателя — сейчас на внутренних водоемах страны уже плавают около 100 яхт этого типа. Они принимают участие в региональных и всесоюзных соревнованиях, их владельцы настаивают даже на создании клуба яхт «минитонного» класса.
Основные данные яхты «Нева»
Длина наибольшая, м | 6,42 |
Длина по КВЛ, м | 5,25 |
Ширина наибольшая, м | 2,48 |
Высота борта иа миделе, м | 1,05 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 1,50 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 1000 |
Масса плавникового фальшкиля, кг | 380 |
Площадь парусности, м2 | 24,2 |
Экипаж, чел. | 4 |
Высота до клотика мачты от ватерлинии, м | 10,7 |
Розничная цена, руб. | 6130 |
Для того чтобы составить объективное мнение о «Неве», познакомиться с достоинствами и недостатками новой яхты, мы решили провести ее испытания на мерной миле «Катеров и яхт» в восточной части Финского залива. Здесь в конце августа прошлого года не было недостатка ветра, можно было встретить и довольно крупную для такого судна волну высотой 1—1,5 м, которая обладает неприятным свойством, присущим большинству мелководных водоемов — короткой длиной. Так что нельзя сказать, что испытания были недостаточно суровыми. Наши впечатления дополнили рассказы капитанов яхт этого типа, базирующихся в ленинградском клубе водно-моторного туризма «Нева».
Первое, что ощущаешь, ступив на палубу яхты, это надежность судна. Достаточно большая ширина корпуса, высокий надводный борт, само-отливной кокпит и небольшой входной люк (единственное отверстие в палубе), расположенный в диаметральной плоскости, обеспечивают безопасное плавание яхты в экстремальных условиях. Внутри корпуса по бортам и на днище закреплены блоки пенопласта, создающие аварийный запас плавучести на случай пробоины в шестимиллиметровой наружной обшивке. Они же придают корпусу дополнительную жесткость и прочность.
Правда, ощущение безопасности плавания несколько поколебалось после того как яхта побывала в свежий ветер, а экипаж поработал на палубе. На ее глянцевой скользкой поверхности трудно удержаться на ногах при крене и качке. Ищешь опоры для ног и ничего не находишь, кроме невысокого (10 мм!) деревянного фальшборта. Недаром на некоторых яхтах их владельцы стали приклеивать к стеклопластиковой палубе «потопчины» из резиновых ковриков или окрашивать их эпоксидной краской с просеянным речным песком. Неуверенно чувствуешь себя и в открытом с кормы кокпите, где все поверхности гладкие и скользкие, не во что упереться ногами или за что-то ухватиться рукой.
Спускаемся в каюту, которая, как указывается в паспорте яхты, рассчитана на экипаж из четырех человек. Пожалуй, четверо смогут здесь разместиться только при коротких прибрежных плаваниях с ночевками на стоянках. Если же планируется совершить, скажем, двухнедельный поход по такому озеру, как Ладожское или Онежское, то экипаж лучше сократить вдвое, так как места для размещения всех припасов, питьевой воды, снаряжения для 4 человек в каюте явно недостаточно. Это следствие того, что внутреннее пространство в значительной степени занято пенопластом, обеспечивающим непотопляемость судна.
На ходу и при крене для четырех человек оказывается тесноват и кокпит. Спать на узких койках на ходу возможно, если только снабдить их закладными досками или сетками. Владельцу яхты приходится самостоятельно приобретать и устанавливать и газовую плитку, без которой немыслимо даже плавание выходного дня.
Хотя наши плавания на «Неве» были непродолжительными, пребывание на ее борту омрачалось водой, которая проникала в каюту через неплотности соединения секций палубы с бортом, в местах крепления вант- и штаг-путенсов, иллюминаторов, вентиляторов, стаканов леерных стоек, лебедок и через анкерные болты фальшкиля. Видимо, как и на яхтах деревянной конструкции, в процессе эксплуатации болты крепления балластного фальшкиля на «Неве» необходимо периодически подтягивать для устранения течи. Но здесь гайки болтов залиты полиэфирной смолой, которую в этих случаях приходится вырубать.
Но вот пришло время поставить паруса. Отмечаем, что мачта сделана из трубы с приваренным ликпазом, а не из стандартного прессованного профиля, который ставит на свои яхты Ленинградская экспериментальная судоверфь. Проводка бегучего такелажа не позволяет ставить и убирать паруса из кокпита, не выходя на палубу. В комплекте всего два лавсановых паруса — грот и стаксель — явно недостаточно даже для круизного плавания, не говоря уже о гонках.
В море «Нева» радует своими ходовыми и мореходными качествами. Она идет достаточно круто к ветру — под 35—40°, при скорости ветра 8 м/с в полный бейдевинд развивает более 5 узлов. На курсе бакштаг скорость значительно увеличивается, а при ветре свыше 10 м/с и попутной волне яхта имеет тенденцию к глиссированию. Максимальная скорость в режиме серфинга на волне при ветре 16 м/с зафиксирована более 13 узлов.
«Нева» способна реагировать и на слабые дуновения ветра. При ветре до 4 м/с лавирует значительно круче, дрейф почти не заметен. Но с увеличением высоты волны и силы ветра «Нева» идет уже с большим креном. При ветре 10—11 м/с и волне до 2 м (это, правда, уже выше разрешенных паспортом яхты условий) кромка палубы входит в воду, дрейф достигает 10°. Судно иногда зарывается носом в гребни вопи, вода попадает на палубу, а брызги достигают кокпита. Ухудшается управляемость яхты.
«Нева», как и большинство легких яхт подобных размерений, чувствительна к величине и распределению нагрузки. Когда на лодку погружен весь запас, предназначенный для продолжительного плавания, кормовой свес корпуса погружается в воду и яхта начинает «тащить» за собой волну. Скорость хода при этом уменьшается. Судно нужно дифферентовать на нос. Но при умеренной нагрузке, среднем ветре и волне высотой до метра «Нева» отличается мягким ходом, легко всходит на волну, не берет воду на палубу. Она хорошо отцентрована, поворотлива и легко управляется. Яхтенный рулевой даже с небольшим опытом успешно может справиться с нею один Более опытный яхтсмен найдет в оснастке «Невы» необходимый минимум приспособлений для настройки ее парусов на эффективную работу.
Обстоятельства не позволили нам длительное время плавать на яхте под мотором «Ветерок». Однако удалось установить, что скорость движения на небольшой волне не менее 10 им/ч. Владелец «Невы» под заводским номером 18 Г. А. Евдонин испытал яхту под двухсильным мотором «Салют» — замеры показали скорость 5 км/ч.
Подводя итог нашему кратковременному знакомству с новой серийной той, можно сказать, что основной замысел ее создателей — получит достаточно быстроходное судно, снабженное полноценным парусным вооружением работа экипажа с которым должна стать основой активного отдыха — реализована в полной мере. Отдельные конструктивные недоработки, выявленные владельцами яхт при их использовании для туристских и дальних спортивных плаваний, могут быть учтены в конструкции серийных яхт, видимо, без существенного повышения стоимости судна. Это касается прежде всего обеспечения безопасности пребывания экипажа в кокпите, его работы на палубе, повышения надежности крепления вант-путенсов и степса мачты и т. п.
Сложнее реализовать пожелание многих капитанов «Невы», к которым присоединяется и наш экипаж «прогнавший» яхту на мерной миле «КиЯ», повысить уровень комфорта в каюте, предусмотреть места для хранения подвесного мотора, запасов горючего походного снаряжения. Сделать это можно, увы, лишь ценой отказа от большого объема пенопласта в корпусе, то есть — от аварийного запаса плавучести. К слову сказать, правила постройки яхт в большинстве зарубежных стран не требуют обеспечения непотопляемости парусных судов длиной более 5,5 м с балластным фальшиилем.
Можно также согласиться с мнением потенциальных покупателей которые хотели бы получить «Неву» пусть за более высокую цену, но снабженную всем необходимым для нормальной эксплуатации. Купить в торговой сети компас, дополнительные или штормовые паруса (даже ткань для них), спасательные принадлежности, осушительный насос, ходовые отличительные огни и многое другое из яхтенного оборудование просто невозможно — эти изделия в торговую сеть не поступают. Вряд ли комплектация дополнительным оборудованием и снабжением части годовой программы выпуска яхт является неразрешимой проблемой для предприятия. Ведь решается же она на Ленинградской экспериментальной верфи, строящей крейсерско-гоночные яхты по заказам организаций.
Безусловно, качество изготовления серийных яхт еще оставляет желать лучшего. Течь в палубе и в соединении фальшкиля с корпусом, неаккуратно выполненная внутренняя отделка, нестойкий декоративный спой — все это остается на совести технологов и работников предприятие впервые выпустившего на общедоступный рынок лодку с полноценными парусными качествами.