Шквал — внезапный порыв ветра силой 8—12 баллов, действующий внезапно и в короткий промежуток времени, представляет серьезную опасность для любых судов, особенно для парусных. История мореплавания знает немало трагических случаев их гибели. И часто причиной являлись не «непредвиденные случайности», а именно ошибки в управлении судами и парусами при шквале, пренебрежительное отношение к изменению характера погоды.
Все, кто связан с водными путешествиями, независимо от типа используемых судов, должны уметь предвидеть шквал и быстро подготовиться к встрече с ним. Это не такая легкая задача, ибо предвидеть шквал по картам погоды и прогнозам синоптиков затруднительно.
О его приближении, как правило, судят по появлению шкваловых облаков. Подходу шквала предшествует возникновение на горизонте мощных развитых по высоте серо-синих кучево-дождевых облаков. Массивное темное шкваловое облако с резким контуром и рвущимися краями почти сливается с ними и постепенно окрашивается в беловатосвинцовый цвет.
Под шкваловым облаком происходит циркуляция воздуха: впереди — восходящая, в центре и позади — нисходящая. Передние и боковые облака — темные валики с когтеобразными, рваными краями вращаются снизу вверх.
В авангарде, подобно разведчикам, мчатся клочья облаков светло-серого цвета. Чем быстрее их движение, тем сильнее шквал. За несколько минут до него на поверхности моря появляются бегущие и хорошо заметные полосы: черная, если шквал «сухой»; белая, если с дождем. Одновременно доносится свист ветра, рокот волн, шум дождя. Причем, если дождь пройдет раньше шквала, — значит шквал будет продолжительным, ветер усилится. И наоборот, если прежде задует ветер, то он скоро затихнет.
Когда шкваловое облако достигнет зенита, делается темнее и прохладнее, ветер обычно на несколько минут затихает, а затем, усиливаясь, задувает вновь, но с противоположной стороны. Надо, стало быть, опасаться шквала с подветра. Первый, обычно сухой, шквал разражается в полную силу, когда облако будет над головой. Последующий — часто проходит с дождем или ливнем, а летом с грозами. После шквала чаще всего ветер задувает с прежнего направления.
Хотя барограф не успевает явно указать на быстрое ухудшение погоды, все же пристальное наблюдение за характером кривой помогает предвидеть неприятные ситуации. При подходе шквала давление обычно падает незначительно — на 2—3 мм, а затем, после остановки, его первый подъем совпадает с ударом шквала.
Повышение давления тоже не всегда благо. Быстрый подъем предсказывает неустойчивую погоду, шквалистые ветра. Лишь медленный, длительный подъем в течение нескольких суток свидетельствует об установлении жаркой, антициклональной погоды. Грозу с сильными ветрами и шквалами предсказывает резкое уменьшение давления в течение 1—2 ч.
Движение облаков дает возможность сделать важные выводы о приближении плохой погоды. Если облака идут против ветра у поверхности воды, то в ближайшие часы жди грозу и сильный ветер. Движение облаков нижнего и верхнего яруса поперек или навстречу друг другу предупреждает о подходе шквального ветра с осадками. Усиление ветра после дождя также предшествует его приближению.
Указанные основные местные признаки погоды, наблюдаемые визуально и фиксируемые барографом, свидетельствуют, что шквалы не возникают вдруг и предвидеть их можно, особенно в светлое время суток. В темное время об этом можно судить (кроме анализа показаний барографа) по внезапному заходу ветра, характерному усиливающемуся шуму и резкому понижению температуры.
Шквалы бывают разными и отличаются друг от друга своими признаками, повадками и силой. Так, динамический удар с под-ветра в паруса и вооружение яхты создает крен, в два раза больший, чем она имела бы от действия ветра той же силы, но дующего равномерно. Он может положить яхту парусами на воду, залить или опрокинуть ее.
Очень коварны белые шквалы, которые обрушиваются внезапно и почти не имеют видимых признаков. Они налетают без осадков и часто при чистом, безоблачном небе. Иногда единственным признаком их приближения являются отдельные высокие кучевые облака чечевицеобразной формы, напоминающие дирижабли. Предвидеть их можно еще по резкому заходу ветра.
Белые шквалы не поднимают заметной пыли, обычно подхватываемой сильным ветром над береговой полосой, отсутствует и белая рябь на море. Наблюдаются они в различных местах земного шара. В СССР бывают на юге у побережий Азовского и Каспийского морей, крупных водохранилищ. На Балтике белые шквалы наблюдались в южной части моря.
Именно там в 1932 г. погиб от белого шквала учебный парусник германского военного флота — барк «Ниобе» водоизмещением 1 50 т. Барк шел днем под парусами в проливе Фемари-Бельт при 2—3-балльном ветре. Капитан, заметив на западе скопление белых кучевых облаков, приказал закрепить верхние паруса. Вскоре налетел шквал, однако с юго-юго-запада, а не с ожидаемого румба. Сила его была более 10 баллов. Барк накренило на 50° на левый борт, перо руля вышло из воды, судно стало неуправляемым.
Однажды такой шквал обрушился на небольшую яхту вблизи Травемюнде. Капитан заметил резкий заход ветра на 120° и, несмотря на спокойную погоду, приказал убрать паруса. И не напрасно. Вскоре на яхту налетел белый шквал и положил ее под голым рангоутом на борт.
Термические шквалы — так иногда называют шквалы, возникающие в летние ясные солнечные дни при высокой температуре воздуха и влажности, которые способствуют циркуляции воздушной массы и образованию кучевой облачности. Вследствие местного нагрева поверхности земли и сильной конвекции, с раннего утра на горизонте появляются отдельные белые кучевые облака с рваными краями. Они постепенно группируются вместе и образуют мощное свинцово-серое облако. Оно и является причиной грозы со шквалами большой силы.
Как же встречать шквал? Если он замечен своевременно, то самым безопасным маневром является уборка парусов. На яхтах с традиционным вооружением шлюпа убирают грот, а затем стаксель. На современных яхтах, например с топовым вооружением, начинают с уборки больших передних парусов.
При встречном шквале после уборки парусов его можно переждать в дрейфе или лавировать под зарифленными или штормовыми парусами. Рекомендуемая некоторыми учебниками постановка на якорь не всегда целесообразна, даже при наличии подходящих глубин. Шквалы быстро разводят волну, и стоянка на якоре становится опасной, а съемка с якоря — трудной.
Если своевременно убрать паруса не удалось, встречать шквал на килевых яхтах безопаснее на полных курсах фордевинд или бакштаг. От попутного шквала уходят, следуя своим курсом и неся паруса по силе ветра. С усилением ветра убирают паруса, берут рифы или идут под рангоутом и малым стакселем для устойчивости на курсе.
Встречая шквал на курсе фордевинд или бакштаг, необходимо очень точно определить, с какого направления идет шквал, чтобы избежать непроизвольного поворота фордевинд, способного вызвать аварию или опрокидывание судна.
На дистанции гонок первенства Европы 1978 г. в Кильской бухте шквал силой 7—8 баллов настиг четыре «Солинга» (два с французскими экипажами и два — со шведскими), которые шли курсом бакштаг под гротами и спинакерами. От мощного ветра яхты резко привелись, паруса легли на воду и все четыре судна затонули. Кстати, этому способствовали чрезмерно выбранные шкоты и незадраенные водонепроницаемые емкости.
Килевые яхты на курсе бейдевинд хорошо переносят шквал с туго выбранными шкотами передних парусов и слегка потравленным гика-шкотом. В этом случае яхта не теряет ход, лучше сохраняет остойчивость и произвольно не приводится, несмотря на частичное заполаскивание грота.
На мореходной крейсерской яхте можно встречать шквал, не убирая парусов. Для этого надо приводиться к ветру быстро, но так, чтобы не принять порывы ветра с полощущимися парусами, т. е. не встать левентик, иначе ход будет потерян, яхта получит большой крен и может опрокинуться.
На швертботах и легких яхтах принимать шквал лучше на курсе полный бейдевинд, на котором яхта будет идти хорошим ходом и легко управляться.
Швертботы при ходе курсом фордевинд могут опрокинуться из-за недостаточно поднятого шверта. Но если все же шквал принят на этом курсе, опрокидывание можно предупредить, быстро выбрав гика-шкот или приведясь до курса бакштаг.
Шверт поднимают наполовину или на треть, в зависимости от силы ветра и хода. Швертбот с приподнятым швертом не перевернется, и под действием шквала сдрейфует под ветер.
Встречая шквал на курсе галфвинд, сразу же травят шкоты, чтобы уменьшить давление ветра на паруса.
Быстрое приведение на швертботе приводит к опрокидыванию, так как кренящее действие ветра усиливается дополнительным центробежным моментом.
Известно, что катамараны и тримараны обладают большой начальной остойчивостью, но тоже опрокидываются, подобно швертботу, хотя и выдерживают более сильные ветры с небольшим креном. Это нередко порождает беспечность экипажа и, естественно, приводит к неприятностям.
Большие крейсерские тримараны опрокидываются при шквале стремительно, за 3—7 сек, и экипаж не успевает предупредить опрокидывание. Поэтому многокорпусным судам безопаснее встречать шквал с убранными парусами.
Всегда помните, что, встречая шквал, важно не терять хода, иметь все шкоты и фалы разобранными и готовыми к немедленной отдаче, а экипаж привязанным страховочными концами.