При полной загрузке мотолодка «Днепр» из-за повышенной килеватости днища с трудом выходит на глиссирование. Повышенное волнообразование, большая смачиваемая поверхность днища — все это отрицательно сказывается на скорости и, как следствие, на экономичности лодки.
Чтобы компенсировать потерю гидродинамического качества на килеватом корпусе, рекомендуется устанавливать продольные реданы. Решил попробовать и я, и был поражен результатами. При увеличении газа «обреданенная» лодка начала быстро выходить на глиссирование, вырывающиеся усы сместились в район миделя, полностью исчезло забрызгивание кокпита. Под мотором «Вихрь-М» лодка теперь легко выходит на глиссирование с четырьмя взрослыми пассажирами и одним ребенком, с тремя канистрами топлива. При одинаковой загрузке ни «Крым» ни «Казанка-5» обойти меня уже не могут. Правда, и двигатель подвергся небольшим доработкам: отполированы каналы для всасывания рабочей смеси, поставлены стальные шайбы под золотники, на 0,5 единицы увеличена степень сжатия.
Есть и отрицательный эффект — несколько увеличились ударные нагрузки.
Реданы были изготовлены из дюралевого угольника 35X35 мм и приклепаны и днищу алюминиевыми заклепками диаметром 5 мм. Предварительно между днищем и реданами был проложен слой стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой.
Первая пара реданов, расположенная ближе в нос и испытывающая наибольшие ударные нагрузки при встрече с волной, склепана Т-образно между собой, а затем установлена на днище. Вторая пара реданов сделана из одинарного угольника. Заклепки установлены в 2 ряда с шагом 80—100 мм в каждом ряду.
Для придания угольникам нужной формы, соответствующей изгибу днища, необходимо согнуть их следующим образом: положив уголок на твердую основу полкой уголка вниз, тяжелым молотком наносят по нему удары до тех пор, пока он не примет нужную форму в верткиальиой (по отношению к земле) плоскости. Изгиб в горизонтальной плоскости, возникающий при этом, устраняют последующей рихтовкой тем же способом.
Потом, засверлив в реданах отверстия 0 4,8 мм, винтами М4 их притягивают к корпусу в трех точках. Сначала заклепки устанавливают через одну, используя оставшиеся отверстия для последовательного поджатия реданов и корпусу. Затем устанавливают оставшиеся заклепки.
Отверстия в корпусе засверливают по месту, одновременно рассверливая отверстия в реданах до ∅5,0 мм. Днище в месте установки реданов тщательно зачищается и обезжиривается.
Расположение и размеры реданов на днище приведены на эскизе. При повторении данной конструкции рекомендую удлинить первую пару реданов на 100—200 мм.
После установки реданов в первое время из-за уменьшения осадки при движении в глиссирующем режиме (на реданах создается дополнительная подъемная сила, приподнимающая корпус лодки), гребной винт довольно часто кавитировал. Но после приобретения некоторого опыта управления кавитация возникает крайне редко.
Мой «Днепр» с реданами эксплуатируется уже четвертый сезон. Конструкция оказалась весьма удачной и надежной.