После войны все пришлось начинать сначала. Любители паруса под руководством опытного яхтсмена М. В. Лозовских своими силами построили десять «Ершей». Хотя их изготовили из простого строевого леса, на обычных гвоздях, с парусами из простынного полотна, ходили они хорошо. Со временем мы приобрели «эмки», «голландцы», «Финны», стали появляться и квалифицированные гонщики. Среди них олимпийский чемпион Александр Музыченко, призеры юношеского первенства Европы Александр Авдеев и Спартакиады народов СССР Юрий Кононов, чемпион СССР по «Виндгляйдеру» Валентин Могилевич и другие.
Шло время. И хотя опытные спортсмены начали уходить с гоночных дистанций, желание плавать их не оставляло. Вначале переделывали в крейсера старые «эмки», а потом, приобретая опыт, принялись проектировать и строить свои оригинальные суда. Ходили на них по знакомому Иртышу, по просторам Обской и Тазовской губы, добрались до вод Заполярья. Об одном из таких походов недавно рассказали «КиЯ» (№136) в заметке «Нас влекла Мангазея».
Сейчас в Омске уже пять яхт-клубов Флотилии «Водника», «Молнии», «Рубина», «Товарища» и Дворца пионеров насчитывают 30 крейсеров, десять «Летучих Голландцев», 30 «Финнов», 14 «Лучей», по два десятка «Кадетов» и «Оптимистов», несколько «470» и «420», более 50 парусных досок. Ходим в ДСП, гоняемся, проводим водные праздники...
Внешне кажется все хорошо, если бы не трудности, которые испытывают и яхтсмены всей страны. Старые, выработавшие всякие ресурсы лодки слишком трудно поддерживать в строю. Очень тяжело приобрести ремонтный материал, нет парусов, не хватает средств на покупку новой матчасти... Да и не очень-то теперь ее купишь. Перешедшие на хозрасчет верфи выпускают яхт для внутреннего рынка все меньше, стоят они все дороже. Мы не чувствуем, чтобы кто-нибудь в спортивном руководстве и в нашей федерации заботился о периферийном парусе, о судьбах крейсерского флота.
С интересом мы читаем в «КиЯ» о кооперативных коллективах, взявших на себя труд по снабжению яхт дельными вещами. Правда, не спешим их покупать — цена кусается. Следим и за проходящими в стране крейсерскими гонками. Неплохо бы «КиЯ» обобщить в связи с этим практику финансирования престижных регат. По нашим прикидкам, обходятся они не дешево и нам, со своим тощим карманом, до этих стартов явно не дотянуть. Вот почему мы и вынуждены ограничивать себя своим регионом.
В этом году решили провести «гонку века» — Приполярную. Маршрут: Ханты-Мансийск — Салехард. Если кто-то захочет и сможет добраться до Ханты-Мансийска к 20 июля — милости просим! Рассчитываем управиться дней за десять.
Опыт организации и проведения подобных регат у местных энтузиастов есть Минувшим летом, к примеру, в условиях Приполярья на реке Оби прошли соревнования крейсерских яхт. В них участвовало семь омских экипажей. А предстояло им пять этапов протяженностью от 78 до 275 км
И еще одна новость сезона. Два омских экипажа планируют пройти северным путем до Архангельска и Ленинграда. Будут у нас, конечно, и другие задумки. Однако, говоря о таких удаленных от парусных центров страны городах, как Омск, еще раз хотелось бы напомнить о том, что периферийные яхт-клубы нуждаются и в помощи, и в поддержке. Даже парусной литературы, особенно для начинающих, различных программ и инструкций не сыщешь у нас днем с огнем. Надоело уже вариться в собственном соку. Должен же кто-то, в конце концов, обобщать опыт других городов, координировать действия и усилия по развитию любимого многими вида спорта!
А. Ковган, ветеран парусного спорта, г. Омск.