Разборная байдарка «Ладога» (типа М-5,4) — судно, безусловно, неплохое: вместительное, хорошо идущее по волне, устойчивое и даже комфортабельное, насколько может быть комфортабельной байдарка. Однако эту лодку можно при желании и улучшить. Вот несколько советов по этому поводу.
Собирая байдарку, не забудьте смазать (например, вазелином) места соединений стрингеров и привальных брусьев, как это и предусмотрено инструкцией; иначе соединения может так «прихватить», что для разборки потребуются изрядные усилия. Однако смазанные выдвижные втулки даже при небольшой волне могут самопроизвольно Вдвигаться, разъединяя привальные брусья и стрингера на две части. Чтобы избежать этого, полезно сделать фиксаторы положения выдвижных втулок.
Материал для всех описываемых поделок выбирайте нержавеющий. Для изготовления деталей, работающих без большой нагрузки, можно применить дуралюмин Д16Т; в остальных случаях стоит отдать предпочтение нержавеющей стали. Стальных деталей будет немного, а кроме того, они очень мелкие, так что вес вашего судна практически не увеличится.
На рис. 1 изображен разрез штатной выдвижной втулки привальных брусьев, снабженной кнопочным фиксатором. Таких втулок для «Ладоги» нужно две штуки. Выдвижные втулки стрингеров (их четыре) значительно меньше по диаметру, поэтому цилиндрические пружины разместить трудно и приходится заменять их плоскими (рис. 2).
При вытаскивании лодки на берег иногда стрингеры отделяются от шпангоутов, так как крючки стрингеров соскакивают с фиксаторов. Это легко предотвратить, поставив пластинки из мягкого листового алюминия (рис. 3). Всего потребуется восемь таких пластин. Пластину нужно вставить между шпангоутом и крючком стрингера, а тонкий конец ее обогнуть вокруг крючка.
Вообще нужно отметить, что соединениям набора «Ладоги» не повезло; это самые уязвимые места байдарки. Поэтому стоит заняться и другими узлами. Крючки фальшбортов имеют обыкновение отсоединяться от шпангоутов прямо на воде, не считаясь с тем, что тотчас пристать к берегу не всегда возможно. Изогните эти крючки, как показано на рис. 4, и можете больше не опасаться, что фальшборты отскочат от шпангоутов в самый неподходящий момент.
Крючки на кильсоне, спинке кокпита (задняя планка фальшборта) и на козырьке волнореза тоже следует изогнуть, но несколько иначе — так, как изображено на рис. 5. Не будет лишним подогнуть и выступы четырех ползунов на замках носового и кормового кильсонов (рис. 6).
При плавании по порожистым рекам многие считают рулевое устройство не только лишним, но и опасным (если, например, байдарку развернет против течения и перо руля попадет между камнями, возможна авария). Однако на озерах и спокойных реках рулевое устройство облегчает плавание, особенно в ветренную погоду, так что неплохо и в нем кое-что усовершенствовать. Шарнир пера руля и фиксатор втулки стойки подпятника надо предохранить от выпадания, надев для страховки кусочек резиновой трубки перед поворотным язычком, как показано на рис. 7. Эксцентрик подпятника лучше заменить новой деталью (рис. 8); это избавит вас от внезапных выскакиваний подпятника из гнезда металлической пластины кильсона.
Крепление штуртросов к педали руля неудобно: за снятой педалью вечно тянутся длинными хвостами штуртросы, так как быстро отсоединить их нельзя. Снабдите педаль «пуговицами» и вопрос решен (рис. 9). Винт после сборки слегка расклепайте. Соединение штуртросов с пуговицами следует производить при помощи промежуточного веревочного кольца; его можно сделать из кусочка киперной ленты. Кольцо нужно продеть сквозь отверстие в педали и уже после этого набросить на пуговицу. Если на пуговицу надеть непосредственно штуртрос, то регулировать его длину манеткой будет трудно из-за трения в местах перегиба.
На первом шпангоуте для крепления стойки с педалью руля имеется трубка, которая мешает загружать нос лодки. Если эту трубку аккуратно обработать кусачками и зачистить напильником (рис. 10), ее можно сделать поворотной. Трубка небольшим усилием поворачивается и занимает горизонтальное положение, а вы без всяких помех укладываете груз или достаете его. Для установки педали достаточно трубку опустить,
В дождливую или холодную погоду путешественника спасает фартук. Крепить его на «Ладоге» очень удобно (рис. 11), так как на фальшбортах есть отверстия; стерженьки нужно располагать через два отверстия на третьем. Позаботьтесь, чтобы фартук наглухо закрывал кокпит от дождя и в тех случаях, когда байдарка причалена к берегу и вас в ней нет.
Переделайте крепление козырька-волнореза. В прорезиненном клапане, пришитом к деке, пробойником сделайте отверстия напротив отверстий алюминиевого козырька. Клапан оставьте снаружи, а внутрь заложит; козырек. Когда пришнуруете фартук соединение станет очень надежным а между фартуком и декой образуется удобное место для хранения мелких предметов.
Если вы предпочитаете дождь пережидать, захватите с собой кусок полиэтиленовой пленки примерно по длине лодки. Как только пошел дождь, приставайте к берегу и накрывайтесь пленкой, привязав весла к фальшбортам. Ни один дождь не длится вечно. Однако, подержав пленку; по которой барабанит дождь, час-другой на голове, вы согласитесь, что лучше из этой же пленки соорудить тент. Подпорки вырежьте из прутьев ивы заранее, когда начнете плавание. Гнезда (рис. 12) удобнее всего крепить барашками. На «Ладогу» хватит шести таких гнезд; еще два гнезда сделайте из кусочков дюралевой трубки, приклепав их по краям спинки кокпита (рис. 13). В трубках, напротив заклепок, сделайте отверстия, и тогда бородком без особых затруднений можно будет клепать.
В некоторых случаях, если, например, гребет ребенок, стоит уменьшить площади лопастей весла. Лопасть обрежьте с боков ножницами, а заусенцы снимите напильником. Для начала обрежьте миллиметров на двадцать.
Если вы при случае не прочь поставить паруса, то из двух весел можно сделать мачту (напомним, что «Ладога» укомплектована тремя веслами). Средники весел соедините отрезком трубы длиной примерно 160 мм с диаметром в свету 30 мм, а на верхний конец мачты наденьте цевье весла. Если лопасти не снимаются, а мачту вы хотите иметь подлиннее, то возьмите соединительную трубку большей длины. Для крепления такой мачты к кильсону можно сделать стакан, показанный на рис. 14.
Случается, что задняя спинка выскакивает из гнезд фальшбортов. Чаще всего это происходит при энергичной гребле, когда времени для того чтобы заниматься посторонними делами нет. Поэтому заднюю спинку также стоит переделать. Одну ось замените более длинной (рис. 15), а другую вообще замените болтом (рис. 16).
В одну из навигаций единственным, но зато постоянным видом ремонта, которым приходилось заниматься авторам, было приклепывание деревянных планок спинки к поперечине. Поэтому советуем усилить спинку алюминиевыми накладками (рис. 17).
В этой статье мы описываем только то, что изготовили и проверили на своей практике, используя и многолетний опыт своих старших товарищей. Но мы сделали еще не все. В дальнейшем считаем необходимым улучшить крепление шпангоутов (особенно третьего и четвертого) к кильсону, а также устранить возможность выскакивания стрингеров из резиновых сухарей шпангоутов. В нормальных условиях разборная байдарка может служить лет 10—15, поэтому владельцам есть смысл устранять недоделки и вносить все новые усовершенствования. Разумеется, многое из того, что говорилось о «Ладоге» М-5,4, можно сделать и на любой другой байдарке.
Чтобы продлить срок службы оболочки, туристы наклеивают с ее внешней стороны вдоль стрингеров и кильсона протекторы. Чаще всего наклеивают резиновые медицинские бинты. Мы считаем, что лучший протектор получается из шины гоночного велосипеда.
Многие используют в качестве сиденья подкладные медицинские круги. Напомним, что такие круги будут служить дольше, если их беречь от солнца и сильно не надувать. Места, пропускающие воздух, можно временно подлатать лейкопластырем.
Если вы возите с собой надувной матрац, то захватите и специальный насос к нему (такие насосы бывают в продаже). Надувать матрац насосом гораздо быстрее и легче. Насос поможет также надуть волейбольные камеры, если вы закладываете их в нос и корму лодки (кстати, такая предусмотрительность весьма полезна!). В плохую погоду насос ускорит разжигание костра, так как им очень хорошо раздувать огонь.
Дорожное снаряжение полезно дополнить алюминиевым ведром с крышкой. В нем должна помещаться вся посуда (если вы ее правильно подобрали, и один предмет вкладывается в другой, как матрешки).
Лучшие колышки для палатки получаются из сталистой проволоки диаметром 2,5—3 мм, длиной 50 см. Согните кусок такой проволоки пополам (наподобие женской шпильки)—и колышек готов. Он хорошо держит палатку на любом грунте. Немаловажно, что такие колышки компактны и легче алюминиевых. Их можно использовать и для швартовки к берегу при короткой остановке. Привяжите, например, к кормовой чалке колышек и воткните его в дно, а носовую привяжите на берегу (можно использовать второй колышек); лодка окажется расчаленной и будет все время находиться на плаву.
Если в лодку попадает грязь, оболочка в местах прилегания к стрингерам перетирается быстрее. Постелите в ногах кусок материи — и вся грязь будет оставаться на этом коврике.
Для удаления воды из лодки захватите с собой поролоновую губку. Влажный поролон достаточно положить в образовавшуюся лужу и вода соберется в губке. Остается только отжать ее за борт.
От друзей в качестве доброго напутствия байдарочник слышит — «Сухих спичек!». Если такое пожелание понять буквально, то нет ничего проще: сделайте герметический контейнер (рис. 18), но вместе со спичками не забудьте положить терку (боковинку) от коробка.
Итак, сухих вам спичек!