Системы зажигания от магнето (магдино) отличаются высокой надежностью, просты в обслуживании, однако не лишены принципиальных недостатков. Основной из них — уменьшение напряжения, развиваемого магнето на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. При неблагоприятных условиях запуск двигателя может быть затруднен, при малой частоте вращения мотор работает неустойчиво.
Анализируя возможности повышения энергии искры на подвесных моторах в режиме запуска и при малой частоте вращения, мы обратили внимание на конструкцию высоковольтного трансформатора ТЛМ. Этот трансформатор имеет открытый сердечник, поэтому магнитный поток замыкается через воздух, имеющий малую магнитную проницаемость.
Для увеличения магнитного потока (следовательно, и ЭДС, возникающей в обмотке) в состав магнитной цепи трансформаторов вводят ферромагнитные материалы (обычно электротехническую сталь), у которых магнитная проницаемость в десятки тысяч раз больше, чем у воздуха. Наиболее сильный магнитный поток получается в замкнутом сердечнике, где магнитное сопротивление минимально. Следовательно, если исключить из магнитной цепи трансформатора ТЛМ воздушный промежуток, можно значительно увеличить магнитный поток и в конечном итоге — напряжение на вторичной обмотке трансформатора.
С этой целью из набора трансформаторных пластин Ш-20 мы изготовили П-образный сердечник, образующий магнитную цепь, и провели сравнительные замеры пробиваемого искрового промежутка на макете. В схему включали один и тот же трансформатор ТЛМ, сперва без сердечника, а затем с ним. В первом случае искровой промежуток 6 мм устойчиво пробивался при подаче напряжения 4 В, а с замкнутым сердечником — при напряжении 2 В. Это свидетельствует о том, что с сердечником мощность искры возрастает почти в два раза.
Пластины типа Ш-20 мы использовали от вышедших из строя подходящих трансформаторов (по размеру они совпадают с размерами основного сердечника ТЛМ). У пластин отрезали средний стержень, укоротили боковые стержни до необходимой высоты и пакетировали набор, скрепляя его двумя винтами М3 вместе с крепежными пластинами, расположенными с двух сторон пакета. Затем при помощи крепежных пластин пакет соединили с основным сердечником, используя винты, которыми трансформатор ТЛМ крепится к мотору.
Трансформаторы ТЛМ с замкнутым сердечником эксплуатируются на моторах «Вихрь-25» и «Привет-22» уже в течение нескольких сезонов. Заводятся моторы с первой попытки, при малой частоте вращения работают устойчиво; даже при легком прокручивании маховика мотора искра между электродами свечи устой кивая, сильная, голубого цвета.