Мотор «Москва-25А» я эксплуатирую с 1970 г. Первые два сезона — на легкой мотолодке типа «МК-29А». Редуктор мотора работал хорошо, нарекания были только на его недостаточную герметичность. Но с этим еще можно было мириться.
С 1974 года мотор был установлен на мотолодку «Темп» весом 380 кг. И здесь я столкнулся с таким явлением — задний подшипник гребного вала (№ 7203) стал выходить из строя — лопалось внутреннее кольцо, причем за сезон приходилось менять три подшипника, конечно, с комплектом шестерен. Я обратил внимание, что кольцо лопается по окружности приблизительно на середине высоты роликов. Мне кажется самым вероятным, что подшипник не выдерживал осевого упора винта. После появления малейшего осевого люфта появлялся люфт радиальный и это вело к выходу из строя зубчатого зацепления.
Я модернизировал узел гребного вала, и последующая эксплуатация показала, что она удалась.
Суть модернизации заключается в следующем. Вместо штатного заднего подшипника гребного вала устанавливается такой же, как и передний — № 2007106. Для этого нужно выточить новый корпус горизонтального привода. Здесь же устанавливаются две манжеты, а также два дополнительных резиновых кольца. Между задним и передним подшипниками гребного вала устанавливаются дополнительно два шариковых подшипника № 204. Это сделано, во-первых, для того, чтобы при выходе из строя одного из роликовых подшипников, а также при ослаблении гайки, которой стягиваются роликовые подшипники, гребной вал не терял радиальной опоры, а во-вторых, чтобы устранить появление прогиба вала между роликовыми опорами, что ведет к более высокому качеству зацепления зуба. И результат получился поразительный. При осмотре оказалось, что пятно контакта распространяется на всю длину зуба, чего не было при старой конструкции, износ за сезон практически отсутствовал, несмотря на то что редуктор работал с очень большой нагрузкой. В редукторе не было даже признаков воды. Детали изготовлены из самых доступных материалов — вал из стали 40Х, корпус из стали ст. 3. Присоединительные размеры остались прежними, за исключением того, что в ступице винта нужно сделать выборку по внутреннему диаметру на 0,5—1 мм. Подшипники 2007106 и 204 и сальники 35X55X10 не являются дефицитными и их нетрудно приобрести.
Порядок сборки узла следующий. Сначала в корпус горизонтального привода ставятся оба шариковых подшипника, один со стороны винта, другой со стороны шестерни. Затем устанавливается наружное кольцо роликоподшипника со стороны винта и сразу же распорное кольцо. На вал надевается внутреннее кольцо подшипника с роликами и вал устанавливается в корпус так, чтобы шарикоподшипник со стороны шестерни не вышел из посадочного места. Затем нужно посадить внешнее кольцо роликоподшипника со стороны шестерни, напрессовать на шестерню внутреннее кольцо подшипника с роликами и посадить шестерню на вал, установив предварительно шпонку. Выбрав осевой люфт гайкой, зашплинтовать ее и установить оба сальника. Первый — пружиной в сторону винта, второй — в сторону редуктора. Полезно между сальников уложить немного консистентной смазки.
Крепежные усики корпуса горизонтального привода обрабатываются после установки его в корпус редуктора по месту. Лучше также гайку винта изготовить из латуни, так как штатная ломается по четырем отверстиям для шплинта.