Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Технологии
  • 1985 год
  • Аммиак — дешевое малотоксичное горючее
Краткое оглавление
Моторные качества Преимущества аммиака Недостатки Примечания


Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Ключи к снижению расхода горючего
Три дешевые крейсерские яхты
Измеритель уровня горючего в топливном баке
Регулировка горючей смеси и зажигания мотора «Ветерок»


Аммиак — дешевое малотоксичное горючее

Год: 1985. Номер журнала «Катера и Яхты»: 115
          0


В наши дни все большее значение приобретают топлива, для производства которых имеются практически неограниченные сырьевые ресурсы1. К их числу относится аммиак (NH3) — простейшее химическое соединение азота с водородом. Аммиак служит исходным продуктом для получения азотной кислоты, удобрений (сульфата аммония и других), им проявляют светокопии чертежей, его используют в холодильной технике, широко применяют в химической технологии. В последнее время его рассматривают как альтернативное синтетическое горючее.

При нормальных условиях аммиак представляет собой бесцветный газ с резким специфическим запахом. Его водный раствор — это всем хорошо известный нашатырный спирт. Аммиак может растворяться в воде в очень больших количествах: в одном объеме воды от 700 объемов при 20° до 1200 объемов при 0° С. Состав жидкого технического аммиака приведен в табл. 1.

Аммиак не отличается высокими энергетическими показателями. Его энергетические показатели значительно ниже по сравнению с бензином и водородом (табл. 2), зато энергоплотность выше, чем у водорода.


Моторные качества


Аммиак обладает высокой детонационной стойкостью. Его октановое число, определенное по моторному методу, равно 111, а по исследовательскому — 130. Вместе с тем он отличается низким стехиометрическим коэффициентом, высокой температурой воспламенения аммиачно-воздушной смеси (650° С) и вялым ее сгоранием. Вялое сгорание является следствием низкой температуры пламени аммиака (1682 °С по сравнению с 2063°С у бензина), что замедляет самоускорение реакции горения. Поэтому при использовании аммиака в двигателях с искровым зажиганием требуется повышенная энергия зажигания, что может обеспечить применение высокотемпературных свечей с большим искровым промежутком и мощных индукционных катушек зажигания.


Информация об изображенииМодифицированная камера сгорания для аммиачного топлива
Модифицированная камера сгорания для аммиачного топлива
 
Весьма перспективным для двигателей, работающих на аммиаке, окажется применение плазменного зажигания (см. «КЯ» № 113).

Для ускорения сгорания аммиачно-воздушной смеси в результате уменьшения расстояния, проходимого фронтом пламени (от очага воспламенения до стенок), предложено использовать сферическую камеру сгорания в поршне (см. рис.) и свечу зажигания с удлиненными электродами. При использовании системы зажигания от магнето, степени сжатия 12—16 и искровом промежутке между электродами свечи 0,2—0,3 мм было получено устойчивое зажигание. Однако из-за медленного сгорания аммиачной смеси двигатель мог работать на ограниченной частоте вращения коленчатого вала — не более 3000 об/мин. Впрыск небольшого количества водорода (около 1,5%) позволил увеличить частоту вращения до 4500 об/мин.

Расчет технико-экономических показателей автомобиля «ЗИЛ-130» при работе на бензине, аммиаке и водороде выявил некоторое преимущество аммиака (с учетом сложности эксплуатации криогенной системы хранения водорода).

Опыты, проведенные в лаборатории топлив и масел военного ведомства США, показали, что для обеспечения надежного воспламенения аммиака в дизелях требуется увеличить степень сжатия до 35 и одновременно повысить до 150°С температуру во впускном коллекторе и системе охлаждения двигателя. Рабочий процесс характеризуется повышенной жесткостью.

Ускорению процесса воспламенения и горения аммиака способствуют впрыск запального топлива или добавка активизирующих присадок (в том числе газов). В качестве запального топлива в дизелях используют дизельное топливо с высоким цетановым числом (ЦЧ). Этим достигается устойчивое сгорание аммиака при степени сжатия 30. В качестве эффективных активирующих присадок применяют амилнитрат (ЦЧ = = 100) или диметилгидразин (ЦЧ = 67). Эти присадки обеспечивают надежное сгорание аммиака при обычных степенях сжатия порядка 12—14. Применение диметилгидразина предпочтительнее, так как по своим свойствам он близок к аммиаку.


Улучшению сгорания аммиака способствует добавка таких высокооктановых газов, как водород и ацетилен. Добавка 6—10% водорода обеспечивает устойчивое сгорание аммиака, начиная со степени сжатия 21 и температуре на впуске 65 °С. Еще более эффективна добавка ацетилена в количестве 15—20%, позволяющая снизить степень сжатия до 16 и уменьшить жесткость работы двигателя.

Преимущества аммиака


Главными преимуществами аммиака являются его относительно низкая стоимость (так же как у водорода), практически неограниченная сырьевая база и малая токсичность отработавших газов. К этому следует добавить относительно малую пожарную опасность. Пределы воспламенения смеси аммиака с воздухом составляют 15—18% по объему, температура самовоспламенения — 651 °С.

В продуктах сгорания аммиака содержится только один токсичный компонент — окислы азота. Исследования, проведенные в университете штата Теннесси (США) на стандартном двигателе при частоте вращения 2000 об/мин, полностью открытой дроссельной заслонке и составе смеси, характеризуемом отношением топлива к воздуху 7,6 (α = 1,24), показали незначительное содержание окислов азота в отработавших газах.

Недостатки


Специфический резкий запах аммиака вызывает раздражение слизистых оболочек носа, рта, дыхательных путей, сопровождающееся иногда кашлем. Однако этим же в значительной степени снижается опасность аммиака: его можно обнаружить даже при самой малой концентрации паров 5·10—2 мг/м3. Согласно ГОСТ 12.1005—76 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования», предельно допустимая концентрация аммиака в воздухе рабочей зоны составляет 20 мг/м3. Для воздуха населенных мест среднесуточная и максимальная разовая концентрации составляют 0,2 мг/м3. Другими словами, аммиак в четыре раз менее вреден, чем метанол.

Недостатком аммиака является также его коррозионная активность по отношению к таким цветным металлам, как медь, латунь, бронза. Это объясняется щелочными свойствами аммиака.

Перспективы. Учитывая простоту производства, относительно низкую стоимость, удовлетворительные термодинамические показатели и малую токсичность отработавших газов, аммиак может рассматриваться как реальный заменитель бензина и дизельного топлива в рамках энергетики будущего.

В настоящее время производство аммиака достигло больших масштабов. Его стоимость сравнима со стоимостью бензина, но вследствие низкого энергосодержания стоимость аммиака как моторного топлива оказывается в 2—2,5 раза выше. Можно ожидать, что в связи с постоянным ростом цен на нефтепродукты и вполне возможным снижением затрат на производство синтетического топлива применение аммиака может стать реальным уже к 1990 г.

Примечания


1. Перспективным видам топлива были посвящены уже три статьи того же автора, опубликованные в «КЯ» №99, №107, №108.


Понравилась ли вам эта статья?
+9

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Спирто-бензиновые топливные смеси
Эффективность рулевого комплекса крейсерско-гоночной яхты
Водород — топливо будущего
Идеи Уффа Фокса и новые гоночные суда
Размерения и обводы водоизмещающего катера
Правила построения современных яхт 12-метрового класса
Рекомендации по расчету и изготовлению воздушного винта
Что такое транцевый интерцептор?
Анализ качества гидролета и его перспектив
Что надо знать о дизельном топливе
Прогрессивные системы зажигания двигателей
Расчет характеристик глиссирования плоско-килеватых корпусов
Практическое применение парусов на транспортном флоте
Установка стационарного двигателя с водометом вместо ПМ
Вакуумное формование стеклопластиковых оболочек

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Аммиак — дешевое малотоксичное горючее

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Вспомогательное парусное вооружение для катеров
Какой должна быть лодка из легких сплавов
Эволюция обводов крейсерско-гоночных яхт
Секреты успеха гоночных водных скутеров
Работа дизеля на эмульсии из воды и мазута
Новое поколение спасательных шлюпок
Всегда ли хорош плавниковый киль?
Как рассчитать оптимальный водомет
Выбор, проверка и устранение деффектов парусов
Вибрационно-резонансный метод оценки жесткости мачт
Есть ли будущее у роторно-поршневых двигателей?
Исправление дефектов парусов
Новые технологии материалов из дерева
Снижение бокового усилия мотора при полностью погруженном гребном винте
Совершенствование свинцовых аккумуляторов


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 38 + 32 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории