Прогресс — прогрессом, а швартовка любого судна, в том числе и самого совершенного, где механизация и автоматизация достигли немыслимых вершин, выглядит довольно архаично, по-прежнему занимает немало времени, требует высокой квалификации судоводителей и наличия специальной палубной команды. Мало подвести судно к причалу и остановить его точно в нужном месте. Кто-то должен подать тяжеленные швартовные концы на берег, кто-то должен их принять и заложить за палы, но все это еще только начало! Включаются швартовные лебедки, судно передвигают вперед или назад, прежде чем удастся обтянуть и закрепить концы на кнехтах и можно будет опустить трап.
Особенно обидно терять врем на подходах и швартовке быстроходных паромов, работающих на коротких рейсах. Действительно, стоит ли ставить сверхмощные газовые турбины и ловить секунды на переходах морем, когда уже в гавани теряются десятки минут!
Однако уже можно видеть совершенно необычную — фантастическую картину из будущего, когда на больших судах "веревочные" швартовы (естественно — стальные) уйдут в прошлое и останутся лишь на спортивных и прогулочных малых судах.
С конца 1998 г. на линии, соединяющей северную и южную части Новой Зеландии, работает скоростной паром испанской постройки "Aratere". На нем проходит испытания автоматическая гидропневматическая система швартовки "Ironsailor" с многозначительным названием "железный моряк". Нет, речь идет сосем не о мигающем огнями роботе с "привычными" манипуляторами вместо человеческих рук. Как только паром оказывается на определенном расстоянии от двух вделанных в причальную стенку стальных пластин, вахтенный начальник нажимает кнопку "швартовка" и из корпуса судна выдвигаются два рычага с вакуумными "присосками", обеспечивающими 25-тонное усилие. Через 4 секунды судно оказывается жестко зафиксированным в направлениях "вперед-назад" и "от стенки-к стенке" при сохранении некоторой свободы в направлении "вверх-вниз".
Работы по системам автоматической швартовки ведутся и в Европе (в частности, в Швеции).