Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Парусные суда / 1967 год / Данные по размерам деталей набора деревянных парусных яхт
    Краткое оглавление
    Материалы Характеристики для выбора сечения деталей набора Выбор размеров деталей набора Выбор толщины обшивки и палубного настила Крепления


    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Некоторые вопросы проектирования парусных катамаранов
    Геометрия швертов и рулей парусных катамаранов
    Тактика парусных гонок
    Детали деревянных корпусов лодок
    Советские спортсмены на зарубежных парусных гонках 1967 года
    Организация парусных соревнований на швертботах «Оптимист»
    Каталог основных деталей подвесного мотора «Вихрь»
    Конструктивные узлы деревянных корпусов катера или мотолодки
    Универсальная утка для парусных яхт
    Календарь парусных соревновании 1966 года
    Из практики судейства парусных соревнований
    Атмосфера парусных гонок V Олимпиады 1912 года
    Каталог парусных яхт и катамаранов
    Новая классификация парусных яхт в СССР


    Данные по размерам деталей набора деревянных парусных яхт

    Год: 1967. Номер журнала «Катера и Яхты»: 11 (Все статьи)
              1


    При выборе сечений основных связей корпуса вновь проектируемой яхты обычно используется опыт эксплуатации уже построенных яхт близких размерений. Важную роль при этом играют назначение и предполагаемый район плавания яхты. Естественно, что конструкция гоночной яхты, использующейся главным образом в относительно закрытых водах на олимпийской дистанции, может быть выполнена значительно легче, чем конструкция морской крейсерской яхты.

    Наиболее целесообразно пользоваться правилами классификации и постройки яхт, регламентирующими минимальные сечения связей набора для яхт различных классов. Эти правила создаются на основе многолетнего опыта постройки и эксплуатации яхт и позволяют сконструировать достаточно прочный и легкий корпус. Последнее также имеет важное значение, поскольку «перетяжеление» корпуса часто является причиной ухудшения ходовых и мрреходных качеств судна, непроизводительной затраты материалов и труда и повышенной стоимости судна.

    Ниже приводятся статистические данные по размерам основных деталей набора деревянных парусных яхт. Эти данные получены обработкой Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов СССР, Правил классификации и постройки деревянных яхт Английского Ллойда и данных по конструкции ряда построенных яхт. Графики и таблицы, приведенные в статье, могут быть использованы для конструирования корпуса крейсерских яхт любительской постройки.

    Материалы


    Прежде всего о материалах, из которых строится судно.

    Наибольшее распространение для изготовления обшивки и палубы получили хвойные породы: сосна с объемным весом γ = 480—550 кг/м3, ель с γ = 400—480 кг/м3, кедр с γ = 400—450 кг/м3. Эти породы древесины легко обрабатываются, хорошо склеиваются, имеют хорошее сцепление с красящими покрытиями и обладают большой удельной прочностью. Может быть использована также авиационная фанера, склеенная на водостойких клеях, или бакелизированная фанера.

    Для изготовления деталей набора, воспринимающих большие нагрузки сосредоточенного характера (кили, штевни, шпангоуты и т. п.), обычно применяют твердые породы древесины — дуб или ясень с объемным весом γ = 700—750 кг/м3. Эти породы обладают высокой механической прочностью, повышенной сопротивляемостью к загниванию, достаточно хорошо обрабатываются и хорошо деформируются в распаренном состоянии. Применение бука и березы не рекомендуется, так как они быстро загнивают и коробятся при колебаниях влажности.


    Следует оговорить, что все размеры деталей набора в таблицах и графиках соответствуют объемному весу древесины хвойных пород (сосна, ель, кедр) γ = 530 кг/м3 и твердых лиственных пород (дуб, ясень) γ = 720 кг/м3.

    При применении древесины с другим объемным весом надо увеличивать или уменьшать размеры деталей набора пропорционально отношению табличного удельного веса к удельному весу материала, применяемого строителем. Если, например, из графика (рис. 9) следует, что толщина обшивки яхты должна быть равна 20 мм, а у строителя имеются сосновые доски с объемным весом древесины γ = 480 кг/м3, толщина обшивки должна быть увеличена. Новую толщину можно подсчитать по формуле:


    где δТ—толщина обшивки, снятая с графика (взятая из таблицы), мм;
    γТ — табличный объемный вес древесины обшивки;
    γ — объемный вес применяемой древесины;
    δ — необходимая толщина обшивки строящегося судна.

    Если в таблице или графике дается площадь поперечного сечения детали набора (АХА), то в приведенную выше формулу вместо толщины обшивки следует подставить эту площадь, и формула примет вид:


    где (b·h)T и (b·h) — сечения детали набора, снятые с графика (таблицы) и необходимые для строящегося судна соответственно.


    Отношение h/b сохраняется постоянным.

    Характеристики для выбора сечения деталей набора


    В правилах классификации и постройки размеры деталей набора определяются обычно по величине продольной и поперечной характеристик.

    Продольная характеристика:


    где L — длина судна, измеренная параллельно конструктивной ватерлинии на половине высоты надводного борта на миделе, м;
    В — наибольшая ширина по обшивке, м;
    Н — высота борта, измеренная посредине длины L как сумма надводного борта и 90% максимальной осадки, м.

    Поперечная характеристика:


    В зависимости от продольной характеристики находят площади сечений киля, привальных и скуловых брусьев, стрингеров, а также толщины палубы и наружной обшивки.

    По величине поперечной характеристики определяют площади сечения шпангоутов, бимсов, флоров.

    Выбор размеров деталей набора


    Информация об изображенииРис. 1. Конструктивные мидель-шпангоуты
    Рис. 1. Конструктивные мидель-шпангоуты
     
    На рис. 1 показаны основные связи корпуса, размеры которых должны быть определены при его проектировании. Принципиально сечения связей для яхт с округлыми обводами и типа шарпи могут быть приняты одинаковыми. Однако в последнем случае, особенно при применении фанеры, величина шпации и сечения шпангоутов могут быть значительно увеличены.

    На рис. 2 показаны определяемые размеры каждой из основных связей.


    Киль. Высота дубового киля и площадь его сечения определяются по графикам (рис. 3), причем на графике для h даны пределы изменения размеров (верхние линии относятся к яхтам, плавающим в более тяжелых условиях).

    Информация об изображенииРис. 2. Определяемые размеры сечений деталей набора
    Рис. 2. Определяемые размеры сечений деталей набора
     
    Высота киля швертбота должна быть выдержана на всей его длине, а ширина — на всей длине швертового колодца. В носу ширина киля может быть уменьшена до ширины форштевня, а к транцу до 60% своего максимального значения. Киль для небольших яхт необходимо изготовлять из одного целого брусе, без замков. Если киль склеивают из частей с соединением на ус, длина уса должна быть не менее 10—12 толщин киля. Рекомендуется выклеивать киль из планок на водостойких клеях, которые обладают повышенной прочностью. Кили крупных яхт могут быть изготовлены из нескольких частей. Если эти части соединяются на болтовых замках, длина замка должна быть не менее 6 высот киля.

    Кильсон. Над килем швертбота на флоры укладывают кильсон. Площадь сечения кильсона следует принимать равной 25—30% площади киля. Обычно кильсон кладется на пласть. Отношение b/h = 4-нб, Сечение кильсона по концам может быть уменьшено до 50%. Кильсон простирается в нос от швертового колодца на 0,3—0,5 расстояния от колодца до штевня и в корму на 0,2—0,3 расстояния от колодца до транца.

    Информация об изображенииРис. 3. Графики для определения поперечного сечения киля
    Рис. 3. Графики для определения поперечного сечения киля
     
    Форштевень. Толщина форштевня швертбота должна быть в 1,6—2,0 раза больше высоты киля, снятой с графика (см. рис. 3). Ширина шпунта на форштевне и киле делается не менее 2—2,5 б, причем толщина форштевня по шпунту должна быть не менее 2 б (см. рис. 2, б).

    Толщина и ширина форштевня килевой яхты у палубы приблизительно равны высоте киля, а у замка с килем составляют 110—115% высоты киля. Форштевень должен прилегать к килю на длине не менее 6 его высот. Если эта длина меньше, то соединение осуществляется посредством кнопа, который должен перекрывать киль и форштевень не менее чем на 6 толщин киля каждый и крепиться не менее чем 4 болтами к каждой части. Высота кнопа по его середине должна быть не менее высоты киля.


    Толщина ахтерштевня может быть принята равной высоте киля.

    Контртимберс. Толщина контртимберса принимается равной толщине ахтерштевня. У ахтерштевня и гельмпорта контртимберс должен иметь живое сечение, равное квадрату толщины киля. К транцу сечение контртимберса может быть уменьшено до 75%.

    Информация об изображенииРис. 4. График для определения диаметра стального баллера килевых яхт
    Рис. 4. График для определения диаметра стального баллера килевых яхт
     
    Баллер. Диаметр стального баллера руля килевой яхты может быть определен по графику (рис. 4).

    Транец. Толщина транца может быть принята равной толщине обшивки. Целесообразно применять фанеру. По всему периметру транца ставится обвязка толщиной до 2 толщин обшивки. Транец связывают с килем при помощи транцевой кницы.

    Шпангоуты. Размеры гнутых шпангоутов малых яхт и швертботов можно определить по графику (рис. 5) в зависимости от поперечной характеристики. Обычно шпация S = 120÷200 мм. Задавшись определенной шпацией, легко вычислить размеры сечения шпангоута, зная, что отношение Ширины шпангоута к его высоте для гнутых шпангоутов составляет b/h = 2 : 3. Гнутые шпангоуты изготовляют из дуба; ЦК необходимо делать непрерывными от киля до палубы. Выше ватерлинии к палубе сечение шпангоутов может постепенно уменьшаться на 10%.

    Информация об изображенииРис. 5. График для определения сечения гнутых шпангоутов
    Рис. 5. График для определения сечения гнутых шпангоутов
     
    Пользуясь рис. 5, можно определить и размеры натесных Шпангоутов. Надо только учесть, что натесные шпангоуты Имеют ширину примерно на 20% меньше, чем гнутые, а отношение высоты к ширине порядка h/b = 1,5 : 2,0; шпация натесных шпангоутов обычно больше, чем гнутых (примерно в 2 раза). Натесные шпангоуты могут изготовляться из Древесины хвойных пород. Ветви натесных шпангоутов (флортимберсы и топтимберсы) у скулы соединяются между собой на кницах; металлических, дубовых или из бакели-зированной фанеры с длиной ветвей (сторон) 100—150 мм.

    В районе мачты ставятся дополнительные шпангоуты (три-четыре гнутых или один-два натесных).


    Морские килевые яхты могут строиться на гнутых, ка натесных или на натесных в комбинации с гнутыми шпангоутах. Величина шпации при гнутых шпангоутах изменяется в пределах 140—200 мм. Отношение высоты гнутого шпангоута к его ширине h/b = 0,65÷0,9.

    Размеры натесных шпангоутов определяют по графику (рис. 6). Если набор состоит из одних натесных шпангоутов, S = 200÷300 мм. У киля натесные шпангоуты имеют h/b = 1,1÷1,2.

    Информация об изображенииРис. 6. График для определения сечения шпангоутов
    Рис. 6. График для определения сечения шпангоутов
     
    Некоторые яхты строят на смешанном наборе, состоящем из натесных шпангоутов с одним или двумя промежуточными гнутыми шпангоутами. В этих случаях шпация натесных шпангоутов с одним промежуточным гнутым шпангоутом составляет 390—560 мм, а шпация натесных шпангоутов с двумя промежуточными гнутыми 490—660 мм. При смешанной конструкции набора отношение h/b для гнутых шпангоутов составляет 0,7÷0,8, а для натесных 1,3÷1,35. Высота натесных шпангоутов от киля к ватервейсу может постепенно уменьшаться до 75% значения у киля.

    Характеристики шпангоутов bh2 : S при смешанной системе набора представляют собой сумму характеристик натесного шпангоута и одного или двух гнутых соответственно системе набора, т. е.:


    Информация об изображенииРис. 7. График для определения высоты флоров малых яхт
    Рис. 7. График для определения высоты флоров малых яхт
     
    Флоры. При наборе швертботов на гнутых шпангоутах деревянные флоры ставят на каждом втором шпангоуте в районе швертового колодца и на каждом третьем шпангоуте за его пределами. Высота флоров определяется по графику (рис. 7) в зависимости от поперечной характеристики и измеряется от верхней кромки киля (см. рис. 2, д). Толщина флоров обычно соответствует ширине шпангоутов. Длина каждой ветви флора должна быть не менее ⅔ полу-широты корпуса по ватерлинии в данном месте. Высота флоров к концам ветвей может уменьшаться до двойной высоты соответствующего шпангоута, а толщина — до 0,8 толщины у киля.

    Флоры из прямослойного дерева не должны иметь пере-теса волокон более 15% длины ветви; если флоры выклеивают без перетеса из нескольких планок на смоляных клеях, высота их может быть уменьшена на 10—20%.

    На килевых яхтах флоры должны ставиться на каждом шпангоуте. На небольших яхтах, имеющих набор на гнутых шпангоутах, флоры могут ставиться через шпангоут. Флоры могут быть деревянными (ставятся на небольших яхтах), металлическими коваными или металлическими листовыми с отогнутым фланцем по верхнему краю.

    Толщина деревянных флоров у киля обычно находится в пределах от 15 до 40 мм в зависимости от размеров яхты, высота флоров швертботов и компромиссов составляет 2—3 толщины флора, а килевых яхт — 2 толщины.

    Кованые флоры ставятся на гнутых шпангоутах килевых яхт и имеют обычно b = 25÷30 мм и h = 8÷10 мм.

    Информация об изображенииРис. 8. График для выбора сечения бимсов
    Рис. 8. График для выбора сечения бимсов
     
    Бимсы. Все бимсы должны опираться на привальный брус. Размеры неперерезанного сечения сосновых бимсов определяют по графику (рис. 8) в зависимости от поперечной характеристики судна. Для швертботов и компромиссов обычно h/b = 1,4÷1,6, а для килевых яхт 1,4÷1,5. впереди и позади мачты по обрезам кокпита ставят усиленные бимсы, толщина которых превышает толщину обычных бимсов примерно в 1,5 раза. Высота бимсов от середины к бортам может быть уменьшена до 75% наибольшей. Расстояние между центрами бимсов S определяется по тому же графику и обычно составляет при постройке на гнутых шпангоутах 1,5—2,0 шпации шпангоутов. Для корпусов шарпи желательно соединять шпангоуты и бимсы в одну раму.

    Усиленные бимсы у мачты и у кормового конца кокпита подкрепляют вертикальными кницами с длиной ветвей (сторон) не менее 170—200 им. Кроме того, усиленные бимсы связывают с привальным брусом и карленгсами горизонтальными кницами из твердого дерева, бакелизированной фанеры или металлическими.

    Полубимсы имеют размеры сечения такие же, как и основные бимсы. Внутренние концы полубимсов должны опираться на карленгсы, сечение которых составляет ~70% сечения привальных брусьев.

    В районе открытого кокпита палубу следует подкреплять пиллерсами или вертикальными кницами. Вертикальные кницы ставятся не менее 4 шт. на борт. Длина ветвей деревянных вертикальных книц не менее 360—420 мм. Вместо деревянных могут ставиться металлические кницы равной прочности.

    Привальные брусья. Изготовляются из древесины хвойных пород. Площадь живого сечения каждого привального бруса под врезкой бимсов должна составлять 20—25% площади сечения киля. Это сечение должно сохраняться на расстоянии 0,6 длины яхты. К носу и корме сечение привальных брусьев может быть уменьшено до 75%. Отношение h/b = 2÷3. С форштевнем и между собой привальные брусья связывают горизонтальными кницами — брештуками. К транцу и его обвязке привальные брусья крепят горизонтальными кницами.

    Скуловые стрингеры. Скуловые стрингеры на судах с округлыми обводами устанавливают только при гнутых шпангоутах или если между натесными шпангоутами установлено более двух гнутых. В случае натесных шпангоутов скуловой стрингер ставят лишь на крупных яхтах — с продольной характеристикой более 40. На судах с обводами шарпи скуловые стрингеры ставят во всех случаях.

    Площадь сечения скулового стрингера обычно составляет около 80% площади привального бруса; h/b = 2:3 (при обводах шарпи около 1:1).

    Выбор толщины обшивки и палубного настила


    Информация об изображенииРис. 9. График для определения толщины обшивки вгладь из досок
    Рис. 9. График для определения толщины обшивки вгладь из досок
     
    Толщина обшивки вгладь, определяемая по графику (рис. 9), выдерживается в средней части судна — в пределах 0,7 его Длины. За пределами указанной длины толщина обшивки может быть уменьшена на 10%. При применении обшивки внакрой, диагонально-продольной или реечной (клееной и нагелеванной по пазам) толщина обшивки и шпация могут быть изменены, как указано в табл. 1. При этом размеры шпангоутов сохраняются такими, какие были определены по рис. 6.

    При обшивке вгладь шпация и толщина обшивки, определяемые по рис. 9, могут быть изменены только при условии сохранения постоянными соотношений δ2 : S и bh2 : S.

    Таблица 1
    Таблица 1

    Толщина палубного настила принимается обычно на 1—2 мм меньше толщины обшивки.

    Толщина палубы из авиационной или бакелизированной фанеры может быть принята равной 65% толщины настиле из досок.

    Информация об изображенииРис. 10. График для определения веса фанерной палубы
    Рис. 10. График для определения веса фанерной палубы
     
    Вес 1 м2 палубы без оклеечной ткани и бимсов может быть также определен по графику (рис. 10) в зависимости от продольной характеристики судна.

    Ватервейс при фанерной палубе можно не ставить, если палуба хорошо связана с привальным брусом и бортом.

    Во всех местах, где в палубе имеются местные вырезы (пяртнерс и т. п.), ставятся оковки, утки и т. д., под настилом должны атоять подушки, распределяющие нагрузку на несколько поясьев настила и соседние бимсы или продольные связи.

    Стыкр палубного настила должны быть разогнаны со стыками обшивки, привальных брусьев и закладки.

    Крепления


    Для крепления обшивки к набору рекомендуется применять медные заклепочные гвозди с постановкой медных шайб. Возможно применение заклепочных гвоздей из мягкой отожженной стали, оцинкованных горячим способом. Иногда обшивку крепят шурупами: латунными, из нержавеющей стали или стальными оцинкованными.

    Крепления деталей набора между собой следует делать также из латуни, нержавеющей стали или из оцинкованной стали. Все стальные детали набора должны быть оцинкованы.

    Болты, гайки и шайбы надо изготовлять из одного и того же материала.

    Каждый пояс обшивки следует соединить сквозными креплениями с каждым шпангоутом. Для реечной обшивки, клееной водостойкими клеями и нагелеванной через кромку, число сквозных креплений может быть уменьшено вдвое, т. е. крепления могут ставиться в шахматном порядке через шпангоут.

    Минимальное число креплений каждого пояса обшивки к шпангоутам зависит от ширины и толщины обшивки. В правилах постройки эта зависимость представлена табл. 2.

    Таблица 2
    Таблица 2

    Размеры креплений (диаметры заклепок, шурупов) при постройке швертботов также оговариваются правилами (табл. 3).

    Таблица 3
    Таблица 3


    Понравилась ли вам эта статья?
    +14

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Гидродинамический расчет подводных крыльев
    Покрытия из пластмассы защитят деревянный корпус
    Водные лыжи глазами конструктора
    Как сделать деревянную обшивку из реек?
    Появление глиссирующих судов празднует 100 летний юбилей
    Окраска подводной части малых судов
    Яхты на подводных крыльях
    Паруса из синтетических тканей
    Обводы быстроходных катеров
    Эффективность спинакеров гоночных яхт
    Гоночные катамараны сегодня
    III Всесоюзная конференция по малотоннажному судостроению
    Проблема пластмассовой лодки
    Усовершенствование продольных реданов
    Что мы знаем о тримаранах?

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Данные по размерам деталей набора деревянных парусных яхт

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Почему ломаются балки катамаранов?
    Алюминиевые сплавы — материалы больших возможностей
    Чем красить лодки из легких сплавов?
    Гидродинамика и особенности движения глиссера
    Проблема шумности на малых моторных судах
    Новые обводы быстроходных катеров
    Алюминиевый сплав для парусников
    Как добиться эффективной работы паруса на швертботе
    Что такое теоретический чертеж?
    О «морских санях», катамаранах и тримаранах
    Регулируемые транцевые плиты
    Детали деревянных корпусов лодок
    Расчет сопротивления спортивных мотолодок
    Дакроновые паруса для «Финна»
    Наш опыт изготовления водомета


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Вадим
    05.01.2018
    13:22
    Какие "Правила классификации и постройки " упоминаются в этой статье?
    ответить цитировать



    Сколько будет 35 + 40 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории