Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Моторы / Самодельные моторы / 2004 год / Самодельный привод Арнесона для катера
    Подкатегории раздела
    Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Новый тип трансмиссии — привод Арнесона
    Первый отечественный катер «Мангуст» с приводами Арнесона
    Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
    Самодельный катер-амфибия «Катам»
    Самодельный катер-амфибия на основе мотолодки «Янтарь»
    Самодельные катера с обводами «эйрслот»
    Выбор типа туристического катера
    Катера любительской постройки
    Любительская постройка корпуса катера
    Упорно-опорный подшипник валопровода для катера с двигателем АМ-401
    Водометный движитель для небольшого катера
    Туристам необходимы водометные катера
    Камбуз-глушитель для туристического катера
    Почему катера не строят узкими?


    Самодельный привод Арнесона для катера

    Год: 2004. Номер журнала «Катера и Яхты»: 189 (Все статьи)
              0


    В 1962 г, когда мне было 11 лет, впервые на Оби увидел катер на подводных крыльях и с тех пор заболел мечтой. В 1973 г, придя из армии, приобрел старенькую "крылатку" с неисправным двигателем от "ГАЗ-52". Год упорного труда — и катер "полетел", покрывая расстояния. Через несколько лет приобрел новый корпус, который назывался "Волга". Установил в него единственно доступный по тем временам двигатель "ЗМЗ-53". Восторгу не было предела, но радость от бесподобных ходовых качеств часто омрачали повреждения винтоваловой группы на отмелях и при швартовках у берега. Приходилось два-три раза в сезон поднимать катер, снимать валовую систему и править ее, но, несмотря на аккуратную эксплуатацию катера, он однажды затонул на отмели из-за отрыва пера руля вместе с баллером. Единственным выходом из порочного круга тогда было усиление транца и установка на него угловой колонки "Volvo Penta". На карту было поставлено все, и через год на катере стояла шведская колонка. И однажды при буксировке лыжника вокруг острова Хреновый на Обском водохранилище нижний редуктор колонки был вдребезги разбит о подводные камни.

    Информация об изображенииТранец катера с приводом Арнесона
    Транец катера с приводом Арнесона
     
    К тому времени мне попалась книга "Отечественные суда на подводных крыльях" 1967 г. издания со всеми проектами катеров и теплоходов, разработанными конструктором Р. Е. Алексеевым. Из нее взял проект катера "Волга" с трехступенчатым водометным движителем. Три года заняло изготовление всего устройства от болвана до спрямляющего аппарата, затем — установка на катер и ходовые испытания. Помогал мне в этом деле известный новосибирский водометчик В. Н. Аболенцев. Под дизелем "AVIA-712" на полных оборотах (2800 об/мин) катер легко развивал 60 км/ч. Проблема осадки решилась, но этот проект до совершенства довести не удалось.

    В декабре 1991 г. получил журнал "КиЯ" со статьей о приводе Арнесона, где были приведены скоростные характеристики оснащенных этими установками катеров, превосходившие характеристики водометных в 1.5 раза. Это значило, что КПД установок, оснащенных ЧПВ, существенно превосходят КПД водометов. Было над чем задуматься. Принял такое решение: оставить водометную тему, спроектировать и изготовить привод с ЧПВ.

    Информация об изображенииТурбодизель "AVIA-712" в моторном отсеке катера
    Турбодизель "AVIA-712" в моторном отсеке катера
     
    За основу передачи принял классический шарнир Гука, выполненный в виде кольца. Гребной вал соединяется с промежуточным валом, выведенным через транец, двойным карданным шарниром, закрытым резиновой гофрой. Эта давно известная конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя на угловых колонках, позволяет передавать вращение при повороте гребного вала на 45° для управления по курсу и на 20° в вертикальной плоскости для регулировки заглубления винта. Для исключения попадания воды в подшипники применил оригинальную дренажную систему масляной ванны установки, обеспечивающую выравнивание давления до атмосферного.

    Прочитав в одном из номеров "КиЯ", как какой-то энтузиаст изготовил около 40 винтов, пока добился неких сомнительных результатов, я вновь обратился к изданию "Отечественные суда на подводных крыльях" — нужной технической литературы по расчетам и изготовлению ЧПВ найти не удалось. Уже в те далекие 50-е гг. Р. Е. Алексеевым были разработаны и испытаны мелкосидящие суда на подводных крыльях с ЧПВ. Это теплоход "Ракета-М" (1957), катер "Волга-М" (1958) и теплоход "Беларусь" (1963). Последнее из перечисленных судов с ЧПВ диаметром 700 мм я обнаружил в речном порту Новосибирска, назывался он уже "Полесье". В 30-градусный мороз с товарищем по работе Александром Скобой проник в порт. Залезли мы под теплоход, откопали в снегу винт, наложили на лопасть винта заранее приготовленную свинцовую пластину и отстучали профиль лопасти с переходом на ступицу. Дома полученный свинцовый оттиск аккуратно прибили к заранее приготовленной деревянной ступице, установили изделие на расчерченное поле, и через полчаса шаговая горка ЧПВ диаметром 700 мм была готова. Далее не составило большого труда рассчитать и построить шаговую горку нужного нам диаметра.

    Информация об изображенииКатер с подводными крыльями на ходу
    Катер с подводными крыльями на ходу
     
    Уже в августе 1992 г катер с дизельным двигателем "AVIA-712", с родной механической коробкой передач, гидроусилителем руля от "ГАЗ-66" и установленным приводом, оснащенным четырехлопастным сварным винтом (вся конструкция выполнена из нержавеющей стали) вышел на ходовые испытания. Заглубление винта регулировал вручную с помощью талрепа. С пятью пассажирами на борту катер легко вышел на крыло, на третьей передаче оставив позади идущую параллельно пустую "Ракету". Раскрутил двигатель до 2800 об/мин. Скорость — около 60 км/ч. Со скрежетом, несмотря на муфту сцепления, включил прямую, четвертую, передачу. На тахометре — 1700 об/мин. Катер, не чувствуя нагрузки, легко шел с прежней скоростью. Гидродинамическое качество катера на подводных крыльях высокое, поэтому для преодоления "горба" сопротивления и при повышенных нагрузках (буксировке лыжника, в штормовую погоду и т. п.) необходим запас мощности, и у нас он есть. Прибавляю газ. Двигатель легко набирает обороты, и скорость растет неимоверно: при 2800 об/мин — около 75 км/ч. Катер становится неуправляемым, начинает рыскать, нужно остановиться и заглубить винт, но вдруг появилась сильная вибрация — стоп машина. Как оказалось, отломилась одна из четырех лопастей. На буксире идем к берегу. "Болгаркой" отрезал лопасть, противоположную потерянной, увеличил загрузку винта и продолжил испытания в двухлопастном варианте. Ходовые показатели практически не изменились, но сильнее ощущается вибрация. С более заглубленным винтом на максимальной скорости катер шел устойчивее. В конце концов отломилась и предпоследняя лопасть. Испытания закончены — идем на зимовку.

    Информация об изображенииСхема расположения основных узлов самодельного привода с ЧПВ
    Схема расположения основных узлов самодельного привода с ЧПВ
     
    В следующий сезон 1993 г. на катер установил трехступенчатую автоматическую коробку передач от "BMW-730", турбонаддув ТКР-7, электропривод заглубления винта. Гидротрансформатор заменила эластичная жигулевская муфта. Пятилопастной нержавеющий винт имел клиновидный профиль лопастей. С загрузкой в десять взрослых пассажиров на полном газу и второй передаче катер уверенно вышел на крыло. Легким движением включаю прямую третью передачу, ощущается приятный рывок вперед и последующее ускорение, точно так же, как на легковом автомобиле с автоматической коробкой передач. С умеренной загрузкой в пять-шесть человек катер легко идет со скоростью 60 км/ч на прямой передаче при 1800-2000 об/мин.

    Расход топлива на этом режиме не превышает 13-14 л/ч. С загрузкой два-три человека при скорости 60 км/ч (1700 об/мин) расход топлива составляет 11-12 л/ч. При 1500 об/мин чудо-катер с такой же нагрузкой легко развивает 50 км/ч на полном крыле, расход соответственно пропорционален оборотам. Фантастика! В трехбалльный шторм вдвоем с сыном Андреем надеваем жилеты и на второй передаче при 2800 об/мин ходим по волнам любым галсом на полной скорости, не сваливаясь с крыла. В штилевую погоду на полном ходу правый разворот выполняется практически на месте, корма буквально "обегает" вокруг носа. Важно только успеть при выходе из виража дать полный газ, включив вторую передачу, и катер выпрыгивает из воды, не успев свалиться с крыла.

    Информация об изображенииСпуск катера на воду
    Спуск катера на воду
     
    Сегодня я работаю над построением автожира с вертикальным взлетом, а сын готовит к жизни новую версию катера "Волга". Новый корпус последнего образца, позволяющий развивать 80 км/ч и более, будет оснащен модернизированным приводом с суперкавитирующим винтом, исключающим рысканье на высоких скоростях. На двигатель будет установлен интеркулер, который повысит экономичность и улучшит и так прекрасную динамику при старте. Также будет установлена лебедка для буксировки парашютиста и старта его с кормы на ходу. Думал ли Р. Е. Алексеев в те далекие 50-е, что закладывает в свое творение — катер-легенду "Волга", который грациозностью хода и изяществом линий никого не оставляет равнодушным, огромный потенциал и что в XXI в. его "крылатка" обретет вторую молодость и новую жизнь?


    Понравилась ли вам эта статья?
    +28

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Отечественные подвесные моторы глазами ремонтников
    Мотор-интеллектуал нового поколения «Suzuki DF140»
    Как улучшить серийный подвесной мотор «Салют»
    Модернизация двигателя «Вихрь» компанией ООО «ДСК»
    Шестицилиндровые моторы «Suzuki» «DF250», «DF225» и «DF200»
    Технические характеристики моторов «Suzuki» «DF40» и «DF50»
    Двухтактные подвесные моторы «Evinrude E-Tec»
    Сравнение подвесных моторов мощностью 50 и 60 л.с.
    Самостоятельный тюнинг двигателя МП «Нептун-23»
    Зарубежные японские подвесные моторы 2004 года
    Свечи для импортных подвесных моторов
    Зарубежные американские подвесные моторы 2004 года
    Как выбрать масло для лодочного двигателя
    Подвесной мотор с двигателем от бензопилы «Дружба»
    Корректировка шага и диаметра гребного винта

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Самодельный привод Арнесона для катера

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Четырехтактные моторы «Verado» компании «Mercury»
    Линейка двухтактных подвесных моторов «Suzuki»
    Новая система впрыска «E-Tec» для подвесных моторов
    Преимущество инжекторной системы на примере мотора «Tohatsu»
    Система впрыска «VTEC» на подвесных моторах «Honda»
    Ремонт импортных лодочных двигателей своими силами
    Привод «IPS» от «Volvo Penta»
    Что такое обкатка двигателя?
    Как правильно обкатывать мотор?
    Системы впрыска «Mercury OptiMax»
    Подвесные лодочные моторы 2005 года
    Подвесные моторы «Suzuki DF50», «DF70» и «DF90/115»
    Система впрыска мотора «Evinrude» по технологии «E-Tec»
    Из опыта постройки водометов
    Регулируем указатель триммера гидрооткидки подвесного мотора


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 22 + 34 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории