Не помню, где и когда прочитал о постройке и испытаниях в конце прошлого века швертбота с круглым корпусом. Решил построить что-то похожее с ребятами — членами кружка юных моряков «Бригантина». В разработанном нами «Диспаре» (диск с парусом), как нам кажется, сочетаются качества парусной доски, жесткого паруса и маневренность швертбота.
Диск диаметром 2 м и толщиной 100 мм изготовили из пенопласта и оклеили стеклопластиком. В его центре устроили колодец для шверта (он же является рулем), сделанного из 10-миппи-метровой фанеры. С помощью румпеля колодец с рулем вращается на 360°.
Парус — жесткое крыло выпукло-вогнутого профиля; его высота — 3,3 м, ширина — 1,2 м. Симметричный профиль позволяет парусу работать одинаково эффективно при ветре с любой боковой шкаторины. «Пузо» наружной поверхности — 12%, внутренней — 6%. Каркас паруса обтягивается бязью и покрывается паком АК-20. Парус может поворачиваться вокруг горизонтальной оси, что необходимо при смене галса. Для уменьшения парусности при усилении ветра достаточно поставить парус в горизонтальное или близкое и нему положение.
Вес всего судна — 20—25 кг.
Испытания модели показали, что при полностью опущенном шверте-руле «Диспар» начинает вращаться вокруг вертикальной оси, а при повернутом (поджатом к днищу) — получает движение в сторону головки (оси) шверта. Смена положения шверта на противоположное вызывает движение в обратную сторону без поворота корпуса. Поворот швертового колодца в горизонтальной плоскости при помощи румпеля вызывает изменение направления движения «Диспара» без существенного поворота корпуса.
У меня, естественно, возникает вопрос — есть ли аналоги предлагаемого мной аппарата? И второе — ваше мнение о «Диспаре»?
Вряд ли предлагаемый парусник может соперничать с парусной доской и служить средством для начального обучения яхтсменов. «Диспар» скорее может служить аттракционом на больших прудах в парках культуры и отдыха. Управление этим устройством весьма специфично и увлекательно, однако вследствие дискообразной формы корпуса его ходовые качества, управляемость и мореходность будут существенно ниже парусников с традиционными обводами.
В предлагаемом сочетании — плавучего диска и жесткого паруса — подобные плавсредства нам не встречались.