Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Полезные советы / 2004 год / Готовимся к походу на моторных лодках
    Краткое оглавление
    Надувные лодки Моторы Маршрут Капитан-командор Боцман Кок Продукты Команда Снаряжение Топливо Движение во время волнения Стоянка Связь Осмотры Нештатные ситуации Примечания


    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Отзывы о моторных лодках «Казанка» и «Прогресс»
    На моторных лодках по Охотскому морю
    Из Азии в Европу на моторных лодках
    По речке Онега на моторных лодках
    Рейс «Эльдорадо» на моторных лодках по Южной Америке
    Некоторые пути экономии топлива на моторных лодках
    Гонка моторных судов на Рейне 1907 года
    Проблема шумности на малых моторных судах
    Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
    Шхерные плавания на моторных судах
    Обзор редакционной почты о лодках и моторах
    Трансевероазиатское плавание на лодках «Гейзер» и «Вулкан»
    Обзор гоночных моторов водно-моторных чемпионатов 1971 года
    Суровое испытание двух моторных лодок «Крым» с «Вихрями-М»


    Готовимся к походу на моторных лодках

    Год: 2004. Номер журнала «Катера и Яхты»: 190 (Все статьи)
              0


    Своя прелесть есть уже в осознании того, что отправляешься в путь, который ранее никогда не проделывал. Особенно, если этот путь предстоит пройти по воде. Сначала одолевает любопытство — что там, за горизонтом? Затем это становится страстью. Здорово же — отправиться за тридевять земель, в незнакомые края, с командой близких тебе по духу людей и наслаждаться общением с казалось бы давно знакомыми тебе людьми, которые в походе раскрываются по-новому, раскрепощаются. Вначале — неуверенные, скованные неизвестным, они вскоре глушат все сомнения и наполняются чистой энергией окружающей их природы. В эти моменты к каждому приходит особое чувство, что именно он распоряжается своей жизнью, а не она им.

    К любому походу следует тщательно подготовиться — важно с самого начала верить, что все будет здорово.

    Надувные лодки


    Информация об изображенииМоторная лодка на дистанции похода
    Моторная лодка на дистанции похода
     
    Их просто хранить и, если потребуется, доставить до водоема, откуда вы решили отправиться в путешествие. Да и в пути, если случится препятствие какое, эти лодки можно перенести по суше, предварительно разгрузив, несложно обслуживать и ремонтировать. На них можно преодолевать значительные расстояния за короткое время, поскольку при достаточной мощности они способны развивать скорость в снаряженном состоянии 50 км/ч и более. Надувные лодки мореходнее лодок с жестким корпусом, поскольку надувные борта гасят удары волн, они практически непотопляемы, если, конечно, не повредить герметичность всех камер. Но, согласитесь, пробоина в жестком корпусе яхты или катера делает перспективы еще более грустными. Если же вы повредили жесткий корпус РИБа, надувные борта не дадут ему затонуть, а на берегу, куда вы вытащите свой легкий катер, вас ждет недолгий ремонт.

    Борта и киль лодки следует набивать воздухом по максимуму (по нашей инструкции — 250 мбар), т. е. так, чтобы взрослый человек мог стоять на них, не продавливая. Это в значительной степени влияет на скорость судна, кроме того, баллоны груженой лодки не будут прогибаться на волнах, а мощный мотор — раскачиваться вместе с транцем, вклеенным в плотно накачанные борта.


    Лучше, если все лодки и моторы в походе будут одной модели — меньше потребуется запасных частей, да и скорость всей "эскадры" окажется одинаковой, что немаловажно.

    Моторы


    Информация об изображенииЗаправка баков бензином на берегу
    Заправка баков бензином на берегу
     
    Пока у нас не появился широкий выбор импортных подвесных моторов любой мощности, не было и такого понятия — дальний поход на надувнушке, да не было и выпуска надувных глиссирующих мотолодок достаточной грузоподъемности.

    Теперь необходимый мотор к лодке выбрать несложно, а чтобы она могла глиссировать, следует исходить из веса перевозимого груза — 1 л.с. на 20 кг. К примеру, для лодки длиной 3.8 м потребуется мотор 30 л.с., учитывая вес команды (два человека), снаряжения, мотора и бензина (90 л), которого должно хватить на 10 часов работы двигателя. При этом скорость будет около 40 км/ч по спокойной воде (нетрудно подсчитать, сколько можно пройти на одной заправке). На лодку длиной 4.7 м можно ставить мотор в 50 л.с., но лучше ограничиться 40 л.с., поскольку двигатель будет потреблять меньше топлива (скорость в этом случае вырастет до 50 км/ч), а груза вы сможете взять уже больше — 800 кг. Моторы должны быть вдвойне надежны, чтобы не пришлось отвлекаться на различные ремонты и доводки, иначе поход будет похож на лечение геморроя, которым "заболела" одновременно вся команда.

    Маршрут


    Итак, надежные лодки и моторы приобретены, выбор маршрута — за вами. Напомним, протяженность Лены — 4400 км; Оби — 3650 км; Енисея — 3487 км; Волги — 3530 км; Камы — 1805 км; Амура — 2824 км и т. д., и т. д. Проработке маршрута следует уделить особое внимание, пройдя его сначала по картам и справочникам, чтобы обозначить предположительные места стоянок, экскурсий, стоянок-убежищ, заправок и опасные участки.


    Капитан-командор


    Информация об изображенииЭкипаж мотолодки на марше
    Экипаж мотолодки на марше
     
    После того как вы определились с маршрутом и лодками, необходимо найти капитана или командора экспедиции, в общем — старшего. Это очень важный момент, и ему надо уделить внимание.

    Если у вас военная организация, то все ясно. Если — торговая или вроде того, т. е. известно, кто платит за все, здесь также вопросов не возникает: кто платит, тот и нанимает. Но если команда ваша не принадлежит ни вторым, ни первым, то проще всего капитана выбрать, как это было принято у пиратов. Хочется напомнить, что должность капитана пиратского судна невозможно было купить ни за какие деньги, имели значение только личные качества: профессионализм, сила воли и, конечно, удачливость. Хорошо, если командором станет не тиран, хам и грубиян, а человек с прямо противоположными качествами, чьи требования каждый член команды будет выполнять добровольно для общей пользы и безопасности. Поход — мероприятие коллективное.

    У капитана полно обязанностей. Он отвечает за проработку маршрута с учетом пожеланий команды, ведет журнал расходов и желательно — дневник похода, отчитывается перед командой за потраченные деньги (закупка продуктов, топлива и т. д.); вообще на нем лежит ответственность за все происходящее в походе. Капитан должен уверенно принимать решения в различных ситуациях1.

    Боцман


    Информация об изображенииНа реке встречаются препятствия
    На реке встречаются препятствия
     
    Боцмана — человека, который будет следить за всем снаряжением и оборудованием, назначает капитан. В его задачи входит тщательно продумывать все этапы похода, проверять наличие и пригодность палаток, спальных мешков, раций и спасжилетов, все снаряжение на каждой лодке. На его совести — топоры, пилы, ремкомплекты для лодок и моторов, запасные части (свечи, винты и т.д.), запас масла и топлива, достаточное количество веревок и якорей на каждую лодку, аптечки первой помощи. В общем, человек этот должен быть расторопным, запасливым и хозяйственным.

    Кок


    Информация об изображенииОтдых вечером у костра
    Отдых вечером у костра
     
    Далее капитан назначает кашевара, по-голландски — кока, т. е. того, кто не только умеет готовить, но и любит это делать. Здесь ошибиться нельзя! Умение же применять карри, майоран, тимьян, белый, черный и красный перец и т. д. только приветствуется. Разносящийся по таежным дебрям потрясающий запах жареного судака, приготовленного на костре и сдобренного этими самыми специями, запоминается надолго. Такого в ресторане не подадут! На совести этого джентльмена — все продукты и посуда, в которой он будет готовить завтраки и ужины, а также средства для ее мытья. Если приготовление еды предполагается на костре, потребуются тренога и, конечно, котел, сковорода, противень и чайник — все без сгораемых частей. Полезна будет и металлическая решетка для запекания рыбки на углях.

    Если все обязанности штатного кока берет на себя один человек, то это просто уникум. Но все же подобные обязанности невредно разделить между участниками похода: когда вся команда занята — повышается сплоченность коллектива. Бездельники вначале раздражают, затем они становятся предметом шуток и насмешек, а иногда и причиной скандалов. Забота капитана — чтобы вся команда была занята и не делилась на работяг и лоботрясов. Причем, напомним, рыбная ловля и охота не являются работой. Этим можно заняться после устройства лагеря и с одобрения капитана, подтвердив тем самым его статус.


    Продукты


    Информация об изображенииКоманда снова в пути
    Команда снова в пути
     
    Продукты в стекле — не для похода. Сейчас в продаже — большой выбор различных каш и смесей быстрого приготовления: залил кипятком — и готово. Ни к чему тащить с собой картошку — ее придется еще чистить, достаточно взять сухое, в порошке, картофельное пюре. С ним хорошо идут ГОСТовская говяжья или свиная тушенка или аппетитный сыр, который не портится в условиях похода. Хлеб храните в полиэтиленовых пакетах, но обеспечив доступ воздуха, иначе он начнет плесневеть. Различные крупы также лучше купить в герметичных пакетах. Будет полезен и запас питьевой воды в полиэтиленовых канистрах, по 10 л в лодку. И не забудьте о классическом наборе для ухи: лавровый лист, черный перец, соль, вкусная водка. К десерту хороши чай, кофе, шоколад и яблоки. Последние перед дальним переходом желательно рассовать по карманам, чтобы можно было подкрепляться во время движения. Совершенно незабываемая вещь — остановиться посреди озера, пришвартовать лодки бортами и устроить пикник вдали от берегов; здесь, естественно, разведение огня не рекомендуется. Упакованный запас продуктов и посуду лучше хранить в полиэтиленовых ящиках, снабженных фанерными крышками; ящики устанавливаются в носу лодки и тщательно крепятся веревками к ее бортам.

    Команда


    Всем членам команды, независимо от занимаемых должностей, следует иметь специальную одежду. Лучший выбор — яхтенные непромоканцы (они же и непродуванцы, так как на скорости 50 км/ч в течение нескольких часов замерзаешь даже при 20°C). Каждый должен взять с собой сменную одежду, предметы личной гигиены, чашку, ложку, кружку, упаковав все это в непромокаемый мешок. Поклонники рыбалки и охоты сами запасаются всем необходимым. А за загрузку вещей, баков, инструмента и его крепеж отвечает боцман лодки, он же должен помнить, где что лежит.


    Управлять лодкой во время дальних переходов несложно, но знать правила навигации желательно всем членам команды, а не только капитанам. Время вахты — два или четыре часа — по желанию.

    Снаряжение


    Информация об изображенииПриготовление ужина вечером
    Приготовление ужина вечером
     
    Из оборудования в каждой лодке должны быть рация, GPS-навигатор с введенными туда точками маршрута, бумажная карта (или электронная в карманном компьютере, что очень удобно).

    Спасательные жилеты во время движения обязательно надеваются поверх одежды.

    Фотоаппараты обычно имеют все члены команды, и будьте уверены — снимать будет что. Во время похода их следует упаковать в специальные чехлы.

    Снаряжение, одежду и оборудование в непромокаемых мешках укладывают в лодке таким образом, чтобы они не вывалились за борт на ходу. Весь груз тщательно закрепляют, привязывают к бортам лодки. Поверх поклажи для надежности стоит закрепить надутую кровать в чехле, на ней могут с комфортом разместиться члены экипажа. Хорошо иметь свой флаг — это поднимает дух и наполняет путешествие определенным смыслом.

    В непогоду и сильный ветер пригодится тент, который лучше установить еще на берегу. В дождь переднюю часть тента заворачивают наверх для улучшения видимости. Тент немного снижает скорость лодки, но значительно повышает комфорт и настроение команды в ненастье.

    Топливо


    Заправляться надо у какого-нибудь населенного пункта, поставив лодки ближе к дороге, чтобы легче было таскать полные баки. Впрочем, можно договориться и с владельцем какого-либо транспортного средства. Оптимально использовать баки емкостью 45-50 л, поскольку большие емкости тяжело таскать, а меньшие слишком быстро пустеют. Баки в лодке располагают так, чтобы можно было быстро переключить топливный шланг от пустого бака к полному (по опыту, это занимает пять-шесть секунд). Тогда вы сможете продолжать движение в течение многих часов, не останавливаясь. Излишне напоминать, что от курения в лодке следует воздержаться.


    Движение во время волнения


    Информация об изображенииПодготовка к дневному переходу утром
    Подготовка к дневному переходу утром
     
    Для перехода через большие открытые водные пространства (100 км и более) лучше всего дождаться спокойной воды. Если штормит с обеда, то есть большая вероятность, что рано утром погода ненадолго успокоится, и пары часов хватит вполне, чтобы преодолеть это расстояние на большой скорости. В этом одно из преимуществ легких глиссирующих лодок — можно уйти от непогоды.

    Если же вы идете во время волнения, будьте предельно внимательны. Поддерживать высокую скорость удается при ходе по волне и вдоль нее, но может потребоваться корректировка маршрута с учетом направления волн. Если волна большая и попутная, то целесообразно находиться в седловине между гребнями и двигаться со скоростью бега волны, экономя топливо. Если волна встречная, двигаться против нее довольно сложно, лучше использовать естественные прикрытия — острова. Здраво определяйте отдаленность от берега, учитывая погодные условия.

    Стоянка


    Место для стоянки выбирайте задолго до наступления темноты, поскольку дело это не простое. Если вы на реке, стоянка должна быть удалена от судового хода, чтобы перепад уровня воды при прохождении рядом крупнотоннажных судов не унес ваши лодки. Если это море или озеро, то наилучший выбор — небольшая бухточка: и от волн защита, и от ветра.

    Информация об изображенииКрасивый кадр - вода, облака, солнце и лодка
    Красивый кадр - вода, облака, солнце и лодка
     
    После того как все бытовые заботы позади (лагерь разбит, команда накормлена и дрова аккуратно уложены), кто-то из команды идет охотиться, кто-то рыбачить, а кого-то тянет поговорить, причем часто — до утра, что, конечно, роскошь, но и без этого нельзя. Потрескивают угли костра, лица освещены багровым цветом огня, волна не спеша накатывает на берег, ветер гуляет в верхушках деревьев, а друзья задушевно беседуют даже на темы, которые не обсуждаются в городской суете.

    Но разговоры разговорами, а об осторожности забывать не следует. Лодки придется вытянуть на берег в безлюдном месте, разгрузить их и закрепить, привязав за валуны или деревья. Если поблизости есть рыбаки, не будет лишним познакомиться с ними, а ваш багаж может пополниться новыми интересными историями. Иногда следует оставить вахту (на это легко соглашаются новички, поскольку от полученных впечатлений все равно не могут уснуть до утра).

    Связь


    Между лодками лучше всего связываться при помощи туристских раций; стоят они сейчас недорого, а батареек хватает надолго. Дальность действия их в походных условиях вполне достаточна — до 5 км. У капитана должна быть речная рация, чтобы в случае чего общаться с капитанами других судов или службой шлюзов. К примеру: "Волго-Балт 123", ответьте "Корсару", что там Онега, штормит?" Или: "Шлюз второй, ответьте "Корсару". Когда нам шлюзоваться?" Весь процесс шлюзования занимает не более часа, но надо внимательно слушать команды службы шлюза и четко выполнять их. Швартоваться к всплывающему рыму следует петлей, чтобы в случае заклинивания механизма лодку не утопило или не перевернуло. Обратите внимание: бетонные стены шлюза шершавые, из них нередко торчат прутья арматуры, поэтому одерживайте лодки на 0.30.4 м от стен при помощи весел.

    Осмотры


    Через каждую тысячу километров придется тщательно осматривать лодки, разгрузив их, причем делать это лучше в сухую погоду, так как при надобности легче будет подклеить места проколов или порезов — времени это много не занимает. Идеальные условия для склеивания ПВХ — температура воздуха плюс 20-30°С и влажность до 30%, при этом полимеризация склеиваемых поверхностей проходит на все "сто". Правда, такие условия — редкость, но, тем не менее, ремонт выполнить можно, следуя инструкции, и при худших условиях. И даже если полимеризация пройдет только на 70%, этого будет достаточно. К типичным дефектам можно отнести порез днища лодки. Если в кокпите собирается небольшое количество воды, хотя ни дождя, ни забрызгивания через борт не наблюдалось, значит, экипаж этой лодки протер днище, возможно, при вытаскивании лодки на берег. Ремонтировать ее лучше изнутри, предварительно сняв фанерный пол.

    Нештатные ситуации


    Замена винта вдали от берега. К примеру, вы налетели, не дай бог, на бревно, находящееся в свободном плавании: удар, и мотор заглох! По рации подзовите ближайшую лодку, швартуетесь — корма-борт — и поменяйте винт. Некоторые повреждения лопастей можно исправить с помощью обуха топора и скалы-наковальни. Иметь исковерканный винт лучше, чем не иметь никакого винта.

    Если мотор заглох безнадежно, использование весел — бесполезная трата времени. Эту лодку надо отбуксировать к берегу. Привяжите концы буксирного троса к лодке-буксиру, пропустив его через боковые рымы буксируемой. Команде поврежденной лодки можно перебраться на буксир.

    Незваные гости, это те, которых "не ждали, а они пришли". Поздоровались, то да се, но не уходят. Ясно — хотят выпить. Здесь возможны три варианта: рассказать о "вреде пьянства", сказать, мол, "извините и до свидания" или напоить. Самый эффективный способ — последний (по опыту).

    Конечно, всех рекомендаций не перечислишь, но здравый рассудок поможет принять верное решение в любой ситуации. И не забывайте, удачлив тот, кто верит в удачу. В добрый путь!

    Джентльмены команды "Корсар"

    Примечания


    1. Проблема выбора капитана — не надуманная. Легкомысленное отношение к этому вопросу порой имело очень нехорошие последствия.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Испытание мотолодки трейлерного класса «Castello Amazon HT»
    Рабная ловля на катере «Karnic-2250»
    Шлифовочные материалы под торговой маркой «Abranet»
    Парусное вооружение для фанерной лодки «Бриз-42»
    Испытания надувной мотолодки РИБ «Буревестник В-530Н»
    Испытания дюралюминиевой моторной лодки «Бриз»
    Испытания спортивного гидроцикла «Yamaha SuperJet»
    Испытания канадского катера «Utopia 185»
    Покупаем подержанный импортный подвесной мотор
    Чехлы для подвесных лодочных моторов
    Катер глазами рыболова-любителя
    Кое-что о рыболовных блеснах «Luhr Jensen»
    Испытания обновленной мотолодки «Ладога-2»
    Испытания мореходной РИБ мотолодки «Nuova Jolly King 750 Cabin»
    Австралийская спортивная яхта «JS9000»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Готовимся к походу на моторных лодках

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    О потере остойчивости судна и аварийность
    Средства для поддержания чистоты корпуса малого судна
    Полезные мелочи: анаэробный клей, тренажер, причал, горячая голова...
    Испытания надувной РИБ мотолодки «Кальмар-Компакт»
    Испытания аэросаней-амфибии с эластичным днищем «Патруль»
    Испытание стеклопластиковой компактной мотолодки «Альбатрос»
    Испытания финского комфортабельного катера «Aquador-32C»
    Испытания гидрокартинга катамарана «Gemini ZapCat ZX-1»
    Испытания небольшой трейлерной яхточки «MacGregor 26М»
    Рекомендации по подбору подвесного мотора для надувной мотолодки
    Испытания каютной алюминиевой мотолодки «Альянс»
    Тестирование подвесных моторов «Suzuki» «DF50», «DF140» и «DF200»
    Тестирование лодочных двигателей «Volvo Penta» «D4-210 А» и «4.3 GXi»
    Скоростной тест мотолодки «Мастер-510» с мотором «Mercury» мощностью 115 л.с.
    Первенство мира по ловле американского окуня в городе Шарлотт


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 49 + 12 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории