Соревнования по водномоторному спорту «Львовская весна» стали уже традиционными. Для участия в очередных V ралли, проходивших, как и прежде, на Стыре и Припяти, прибыло восемь команд (по 2 экипажа), представляющих семь городов Советского Союза — от Таллина и Лиепаи до Якутска.
Трассу марафона протяженностью 1560 км разбили на 5 примерно одинаковых этапов.
Соревнования начались с острой и увлекательной борьбы на специальной трассе длиной всего 100 м. Здесь проверялось умение водителей маневрировать на скорости, оказывать помощь терпящему бедствие, демонстрировалась слаженность экипажей. Для этого на трассе оборудовали слаломный и скоростной участки, отвели зону для бросания спасательного круга на дальность и точность.
Первые победы и поражения: экипаж из Якутска (водитель С. Фролов) преодолел трассу за 1 мин 20 с, однако штрафные очки отодвинули этих спортсменов на 7-е место. Экипаж из Рожища (Е. Величко) после броска спасательного круга набрал 110 очков, но за заход в штрафную зону тут же 100 очков потерял; в результате пришлось довольствоваться только 10-м местом.
Победили в этом соревновании те, кто правильно рассчитал свои силы, учел возможности техники, не поддался предстартовой горячке и точно выполнил все необходимые задания. Почетные места распределились так: 1 — В. Грицишин, г. Рожище; 2 — М. Ялакас, г. Таллин; 3 — Ю. Емец, г. Золочев.
Старт первого этапа — зачетного в лично-командном первенстве с учетом гандикапа — марафона Луцк — Пинск по реке Стырь был дан 2 мая в 7 утра. Сложность этой гонки заключалась в том, что фарватер реки очень извилист, имеет повороты до 170°. К тому же весенний разлив скрыл судоходное русло, затопив луга и поймы не менее чем на 10 см.
Первой финишировала «Обь» (водитель Ю. Емец), показав среднюю скорость 41,3 км/ч. Вторым пришел «Днепр» (М. Ялакас), третьим — «Прогресс-4» (А. Букс, г. Лиепая), средняя скорость которого была 34,2 км/ч; все шли с моторами «Вихрь-М». Остальные участники финишировали с минимальными разрывами, как будто трасса была не 300 км, а в десять раз короче.
Этап Пинск — Мозырь начался при проливном дожде. Разлив превратил реку Припять в сплошное море. Только опытный глаз мог заметить среди торчащих из воды верхушек кустарников и деревьев тонкие столбы ходовых знаков. Интенсивное судоходство осложняло и без того нелегкие условия движения по трассе. Водителям полагалось идти с опущенными тентами, несмотря ка дождь.
В задачу этапа входило движение с заявленной скоростью: каждый участник должен пройти весь участок, строго соблюдая им самим названную скорость. Для контроля соблюдения скорости на трассе в двух местах были размещены «секретные» контрольные пункты, в которых находились судьи, фиксирующие все отклонения от графика.
К финишу первым пришел экипаж из Золочева (Б. Чучман). Погодные условия заставили его превысить заявленную скорость, за это спортсмены получили 103 штрафных минуты и как следствие — 12-е место. Команды из Рожища, Таллина и Лиепаи, чтобы избежать преждевременного появления, подошли к берегу в 500 м от финиша; однако судейская коллегия наказала их за это, зафиксировав финиш по фактическому моменту подхода к берегу.
Наименьшее отклонение на всех КП и финише оказалось у команды из Таллина (водитель М. Ялакас); 2-е место завоевал экипаж Шевченковского РК ДОСААФ г. Львова (Л. Панькив); 3-е место заняла команда г. Рожнще (Е. Величко).
По программе соревнований в 2 часа ночи, через 5 часов после финиша второго этапа, должен быть дан старт гонки следующего этапа Мозырь — Чернобыль — Мозырь протяженностью 308 км. К этому времени дождь начал утихать, но ветер усилился до 15—17 м/с, высота волны на трассе местами достигала 1,5 м. На ближайшие дни прогноз обещал дождь. Все это заставило судейскую коллегию объявить о замене ночной гонки дневной, давая таким образом спортсменам просушить вещи и отдохнуть. Впереди еще 900 км!
6 часов утра. Дождя нет, но ветер — до 20 м/с, волна на некоторых участках — до 2 м. На внеочередном заседании судейской коллегии принимается решение не допускать на трассу лодки с низкими мореходными характеристиками, провести этот этап как дополнительное соревнование по отдельным заявкам и исключить его результаты из зачета на Кубок.
Первая заявка поступила от С. Фролова из Якутска и М. Ялакаса из Таллина, которые решили выступать на этом этапе объединенным экипажем. На изящную «Афалину» якутчан вместо их старого мотора, прошедшего в прошлом году на «Звездном-77» 8800 км от Якутска до Ленинграда, поставили новенький «Вихрь-М» эстонской команды. Участвовать в дополнительной гонке также изъявили желание команда из Лиепаи (в полном составе) и по одному экипажу из всех других команд.
Первой финишировала «Афалина», показав среднюю скорость 40 км/ч. Второй гонку закончила «Обь» из Золочева. От удара волн на этой лодке образовалась трещина в районе киля, тем не менее средняя скорость судна была 36,2 км/ч; однако после пересчета скорости по гандикапу золочевцы уступили 2-е место своим соперникам из г. Рожище.
Вечером на набережной Мозыря в торжественной обстановке состоялся торжественный митинг, посвященный ралли-марафону. Первый секретарь горкома комсомола Белоруссии и председатель ГК ДОСААФ приветствовали участников соревнований.
В 7.00 следующего дня был дан старт четвертому этапу марафона по маршруту Мозырь — Пинск. Финиш этого этапа команда Таллина, вероятно, запомнила надолго. Не рассчитав расход горючего на движение против течения, а также желая уменьшить до минимума нагрузку судна, они приняли бензина, что называется, в обрез. В результате в 500 м от финиша горючее кончилось. Финишировать эстонским спортсменам пришлось на веслах, преодолевая сильное течение. Опередив команду г. Рожище на 12 мин, таллинцы победили.
В последний день соревнований была проведена лично-командная гонка без гандикапа — на абсолютный результат. Спортивный накал этого этапа был самым высоким, особенно для всех «обиженных» гандикапом на предыдущих гонках. Именно здесь появилась возможность проявить себя двухмоторным судам Шевченковского РК ДОСААФ г. Львова; однако их подвело то, что моторы «Вихрь-ЗОР», купленные за два дня до старта ралли-марафона, еще требовали обкатки, регулировки и подбора гребных винтов.
На 150-м километре трассы лидеры гонки — экипаж «Прогресса-4» (водитель Б. Маслов), первыми встретили непредвиденное препятствие — понтонный мост, только вчера установленный местными жителями. Не растерявшись, экипаж притопил свою лодку балластом и прошел под низким сводом моста. Теперь отрыв от второго экипажа составил 30 мин, но за 100 км до финиша на некрутом повороте, где можно было идти на максимальной скорости, перевалившись - через левую скулу, судно опрокинулось. Подошедшие экипажи помогли отбуксировать опрокинутое судно к берегу. Среди лодок лучшими себя показали на этом этапе «Обь», «Днепр» и «Крым».
Победителями ралли-марафона «Львовская весна-78» стали команды Таллина (1), г. Золочева (2), г. Рожище (3). Абсолютное первенство выиграла команда Лиепаи (А. Церс) как единственная в полном составе участвовавшая во всех, в том числе и в дополнительных соревнованиях.
После закрытия соревнований состоялась конференция, на которой были подведены и обсуждены итоги.
Прошедшие соревнования помогли усовершенствовать систему обмера и оптимизировать расчеты гандикапов, что уравняло шансы спортсменов, выступающих на разных типах судов и моторов.
Участниками конференции намечено на ралли-марафон «Львовская ве-сиа-79» пригласить заводы-изготовители лодок и моторов, считая, что трасса соревнований будет лучшим полигоном для испытаний новой техники.
В своих отзывах о прошедшем марафоне спортсмены много говорили о трудностях организации многодневных соревнований на моторных судах, поэтому было решено обратиться в Львовский ОК ДОСААФ с просьбой создать областную федерацию водномоторного спорта и финансировать соревнования комитетами ДОСААФ.
В 1979 г. Львовская областная федерация проводит совмещенные соревнования «Звездный-79» и ралли-марафон «Львовская весна-79». Для участия в этих состязаниях приглашаются команды, состоящие из двух экипажей, ,иа судах, которые имеют право выхода в водохранилища. Все желающие должны собраться 2 мая, до 12 часов, в г. Мозырь.
Команда-победитель «Звездиого-79» определяется по наибольшей сумме зачетного километража, пройденного до г. Мозырь от своей базы.
Трасса марафона протяженностью 1520 км будет состоять из пяти дневных и одного ночного этапов: Мозырь — Припять — Гомель — Светлогорск — Чернобыль — Мозырь — Пинск. Финиш намечен на 8 мая.