Памятью об этом знаменательном событии осталась лаконичная запись ка первой странице вахтенного журнала: «26 мая 1966 г. Группа прибыла во Владивосток». В этот день четверо парней из Петропавловска-на-Камчатке — Анатолий Гаврилин, братья Валентин и Анатолий Сальниковы и Виктор Царев — сошли с парохода во Владивостокском порту. С собой они привезли две дюралевые лодки «Гейзер» и «Вулкан», шесть подвесных моторов «Москва» и план путешествия Камчатка — Лондон.
Потом началось плавание. Чтобы иметь общее представление о маршруте, возьмите географическую карту СССР и попробуйте проложить трассу от Владивостока по озеру Ханко, Амуру, Шилке, Ингоде, Селенге, Байкалу, Ангаре, Енисею, Оби, Каме, Волге, Оке и далее до Москвы. Это первый этап. Его намечено было пройти за одну навигацию. Кстати, путешественники прокладывали свой путь примерно по такой же карте — более подробных достать не удалось. Остальное снаряжение тоже было не на самом высоком уровне. Самодельные лодки не отличались быстроходностью и после серьезных испытаний на порогах быстрых сибирских рек начали течь по заклепкам. Один за другим выходили из строя моторы. И хотя два члена экипажа Анатолий Гаврилин и Анатолий Сальников были по профессии механиками, уже на первом этапе пути стало ясно, что на той технике, которая была взята из Петропавловска, добраться до Москвы не удастся. Пришлось купить по дороге еще два мотора.
2 сентября, просрочив трехмесячный отпуск и истратив все деньги, экипажи «Гейзера» и «Вулкана» финишировали у гранитной набережной Москва-реки. Планировать дальнейшее плавание на старых лодках было бессмысленно — дюральки совершенно вышли из строя.
Поход 1967-го года пришлось начать в Феодосии, так как здесь путешественники получили две новенькие пластмассовые «Кафы». Анатолий Сальников Привез из Куйбышева два «Вихря» — завод дал их бесплатно в опытную эксплуатацию. Таким образом, вопросы техники на этот раз удалось решить более радикально. И только в качестве путевых карт опять пришлось использовать наглядные пособия для средней школы, хотя маршрут плавания не выходил за пределы Европейской части нашей страны.
В походе из прошлогоднего состава приняли участие только двое — Анатолий Гаврилин и Анатолий Сальников. Третьим стал их земляк врач и журналист Зорий Балаян.
Из Феодосии лодки, получившие старые названия — «Гейзер» и «Вулкан», вышли в Азовское море, затем по Дону и Волге поднялись до Москвы и начали второй этап плавания: вышли на Волгу, добрались почти до ее истока, перебросились на верхний Днепр и закончили плавание 2 октября в Одессе.
Здесь мне и удалось познакомиться с участниками похода. Встреча произошла через час после того, как они ошвартовались в одесском яхт-клубе. Около вытащенных на берег лодок я застал одного Гаврили-на — остальные отправились в город устраиваться с гостиницей. Анатолий занимался упаковкой снаряжения. И хотя времени у него оставалось в обрез, надо было успеть до темна сдать снаряжение на склад яхт-клуба, разговор завязался немедленно.
Прежде всего о лодках. Стеклопластик прекрасно выдержал испытание; кроме чуть заметных царапин на днище, никаких повреждений. Не раз, особенно при плавании в верховьях Волги и Днепра, лодки приходилось тащить волоком через перекаты, не раз встречались и камушки, но аварийный запас смолы и стеклоткани, полученный на дорогу от судостроителей, остался нетронутым.
О конструкции «Кафы» отзыв менее приятный. Лодка с «Вихрем» выходит на глиссирование только с минимальными запасами на борту, поэтому большую часть плавания скорость не превышала 20 км/час. Для дальнего похода лодку пришлось переоборудовать. Вместо банки на миделе поставили переборку, которая не только обеспечила корпусу необходимую жесткость, но и отделила кормовой отсек, использовавшийся в качестве грузового. Сиденьем водителя служило кресло из алюминиевых трубок. На ночь и в дождь над носовым кокпитом на металлических дугах натягивали брезентовый тент. Спали обычно в лодке на надувных матрацах, которые одновременно выполняли роль спасательных средств.
Отлично показали себя моторы «Вихрь»: за весь путь ни одной серьезной поломки.
О самом плавании подробно будет рассказано в статье, которую участники похода поклялись написать для следующего выпуска «Катеров и яхт». Для первого же случая ц попросил путешественников коротко поделиться впечатлениями о плавании, рассказать о дальнейших планах.
Слово главному историографу похода Зорию Балаяну:
— Мы называем себя моряками-землепроходцами. Почему? Потому что мы отправились в путь, чтобы посмотреть нашу землю. А путешествовать нам приходится большей частью по морям. Вы думаете в России есть реки? Честное слово, их куда меньше, чем морей. В этом году нам пришлось пройти, наверное, десятью морями! Самое интересное в нашем плавании — это люди, с которыми приходилось встречаться. Люди разные, но в большинстве случаев хорошие и отзывчивые. Посмотрите наш вахтенный журнал: в нем более сотни записей, сделанных и официальными лицами и случайными встречными. Среди них ни одной неблагожелательной или просто равнодушной. Вот — первая попавшаяся...
Читаем: «Участковый Ейской госрыбинспекции и общественные рыбинспектора участка очень и очень восхищены таким переходом. Просим всех своих сотрудников оказывать данным товарищам всестороннюю помощь. 1 августа 1967 г.».
— Но, конечно, самые большие впечатления остались от встреч с такими всем известными людьми, как писатели М. А. Шолохов и М. А. Стельмах, космонавт П. Попович. Их записи в нашем вахтенном журнале мы увозим в родной Петропавловск как драгоценные сувениры.
Не надо думать, что поход был приятной прогулкой. Три месяца мы торопились. Ложились спать после захода и поднимались до восхода солнца. Команда «Подъем!», которую в полной темноте подавал самый пунктуальный член экипажа Толя Сальников, у меня уже начинала вызывать нервный тик. Но пройдет несколько дней и, я знаю, мы начнем скучать по нашим лодкам. Болтанка на волне, неделями непросохшая одежда, сухой паек вместо обеда, — все это будет восприниматься как необходимая принадлежность похода, без которой он, наверное, был бы не таким интересным.
Несколько слов о дальнейших планах экипажа сказал Анатолий Г аврилин:
— Мы оставляем наши лодки на зиму в Одессе. Следующим летом собираемся отсюда дойти до Измаила и двинуться вверх по Дунаю. Конечная цель плавания — Атлантический океан. Сейчас нас трое, и должен сказать, идти в таком составе труднее, чем вчетвером: на одной лодке рулевому приходится работать без смены. Но мы к этому привыкли и, по-видимому, экипаж наш останется без изменений.
Итак, плавание продолжается. Пожелаем его участникам — морякам-землепроходцам — удачи, интересных встреч и, конечно же, трех футов под килем!