О наиболее характерных, «модных» направлениях в проектировании «полутонников» дает представление проект известного английского конструктора Ангуса Примроуза (чертежи были опубликованы в журнале «Yachts and yachting», № 663).
«Чизм» (это испанское слово, означающее что-то вроде — усовершенствование, техническая новинка) рассчитана на гонки в слабый ветер и устойчивое глиссирование при свежих попутных ветрах. Корпус яхты имеет широкое плоское днище в кормовой части, максимум ширины ее заметно смещен в корму.
Ширина корпуса превышает 3,5 м при максимальной длине по ватерлинии около 8,6 м. Этим необычно низким отношением L/B, как и высоким надводным бортом, преследовалась цель получить низкий гоночный балл по правилам IOR и снабдить за счет этого яхту максимально возможной площадью парусов. Такой, что ее даже не удалось разместить на 9-метровом корпусе, пришлось делать носовую выступающую площадку-бушприт. Длина нижней шкаторины самого большого генуэзского стакселя почти равна длине яхты. Разумеется, ставить его можно только на полных курсах; на бейдевинде для правильной проводки шкотов не хватает даже принятой экстремальной ширины палубы.
Узкий киль требует очень тщательной центровки и постоянной работы с парусами в зависимости от курса и силы ветра. Яхта очень чувствительна к перемещению экипажа по палубе, но несмотря на все экстрем-ные решения проекта, «Чизм» удается «держать в узде» даже при ветре скоростью 15—20 м/сек.
К интересным деталям этого оригинального проекта можно отнести и рулевое устройство. Управляют «Чизм» с помощью вертикального румпеля, имеющего шарнир над полом кокпита и связанного с баллером руля посредством тросов и обычного сектора. Благодаря такому решению экономится место в кокпите — немаловажный фактор на такой маленькой яхте, так как в гонках ее экипаж состоит из пяти человек. Для работы с носовыми парусами оборудован неглубокий кокпит на баке.
Корпус «Чизм» построен из стеклопластика и имеет очень легкую конструкцию. Обшивка подкреплена переборками и стенками шкафов, вес фальшкиля и нагрузка от мачты воспринимаются клееным деревянным килем. Все оборудование также облегчено до предела. Даже для фалов парусов вместо обычных лебедок применены эксцентриковые зажимы.
В гонках «Чизм» управлялась испанским экипажем (рулевой М. де Коста) и, по мнению обозревателей ведущих яхтенных журналов, недостаточный опыт гонщиков не позволил им использовать все возможности этой интересной яхты — в итоге «Чизм» оказалась на 50-м месте!
Кубок Атлантики увез неугомонный датчанин Эльвстрем, который выступал на похожей яхте «Бес», построенной на собственной верфи. Он также всемерно облегчил конструкцию яхты и ее оборудование, но применил очень эффективное парусное вооружение с гибкой мачтой. Многое в оснастке «Бес» взято от «Солинг», на которой Эльвстрем был одним из первых чемпионов после утверждения класса.
В четырех гонках в Марштранде никому не удалось опередить Эльвстрема, хотя его буквально по пятам преследовал англичанин В. Бэнкс на стандартной «Скампи».
Примечания
1. См. статью «Полутонники и гонки на них», опубликованную в №37 сборника.