Регата проводилась 31 мая и 1 июня в Дрездене Германским Союзом водно-моторного спорта (ADWA) и городским спортивным клубом «Эльба». Отметим, что на ней присутствовал официальный представитель УИМ, поскольку эта регата включена в календарь международных встреч УИМ в качестве личных соревнований. Победители определялись по международной очковой системе (пришедший первым получал 400 очков, второй — 300 очков и т. д.). В соответствии с положением о регате, в каждом из пяти участвующих классов проводилось по три заезда, причем все три были зачетными.
Река Эльба в районе трассы соревнований сравнительно узка (примерно 100 м), поэтому на поворотах было выставлено лишь по одному бую. В каждой гонке суда должны были совершить пять кругов (дистанция 10 км).
В борьбе участвовало около 100 сильнейших спортсменов ГДР, Австрии, ЧССР, Швейцарии и Швеции. Среди них были такие известные гонщики, как немцы Питер Розенов — официальный рекордсмен мира на дистанции 1 км в классе OJ (на этот раз он выступал в классе ОА и занял скромное 8-е место, так как успешно закончил лишь одну гонку) и Берндт Бекхузен — чемпион ГДР (занял 1-е место в классе ОА; 871 очко). Оспаривал первенство и прошлогодний чемпион Европы Клаус Дриферт (общее 2-е место; 800 очков в классе OJ). В классе скутеров ОС, в котором разыгрывался основной приз регаты — Большой Кубок Эльбы, участвовали такие гонщики мирового класса, как Эрвин Циммерман (Австрия) и Бернхард Даниш. Слабее был представлен класс катеров Е-01: в нем стартовали лишь хозяева трассы на восьми судах, семь из которых были оснащены стандартными двухтактными трехцилиндровыми двигателями «Вартбург», а один — роторным двигателем НСУ (кстати сказать, он не прошел гонку). Победителем здесь стал Герберт Бемер, блестяще прошедший первым все три гонки — 1200 очков! Несмотря на малочисленность участников, заезды катеров представляли исключительно красивое зрелище: суда шли плотной массой на большой скорости.
В классе OJ (23 участника) упорнейшая борьба разгорелась между Дрифертом и нашим новосибирцем Вадимом Шолоховым. В первых двух заездах Дриферт пришел первым, однако из-за фальстарта в третьем он вынужден был уступить победу Шолохову (2-е место в первых двух гонках и 1-е в третье). Призовое 3-е место завоевал советский спортсмен из Армении Самвел Агаджанян (469 очков; первую гонку не прошел, 4-е место во второй, и 2-е в третьей). Это — большой и заслуженный успех молодого гонщика в ответственной международной встрече.
В классе скутеров ОА (заявлено 17 спортсменов) также приняли участие два наших гонщика, однако их выступление было менее удачным, чем тех, о ком рассказывалось выше. Иван Богданов сделал фальстарт в первой гонке, поэтому даже набрав в двух последующих 700 очков, смог занять лишь 2-е место, отстав на 171 очко от Бекхузена. Хуже обстояли дела у Валентина Степанчикова. Погорячившись в первой гонке, он «заработал баранку» за фальстарт, Закапризничавший мотор не дал ему возможность стартовать и во второй; в результате — 95 очков и 10-е место, Безусловно, в этом классе наши достижения могли быть выше.
Прекрасно выступил один из лучших гонщиков страны Петр Богданов. В классе «тяжелых» скутеров ОС в первой и третьей гонках он 'уверенно лидировал и не дал обогнать себя главному своему сопернику Эрвину Циммерману. Хотя во втором заезде из-за неисправности мотора Богданов смог занять лишь 6-е место, тогда как Циммерман пришел первым, советский гонщик набрал в сумме 895 очков — на 70 очков больше, чем австриец. Победа, да еще какая!
Прямо скажем, не повезло выступавшему в том же классе автору этих строк. Уверенно пройдя первую гонку (3-е место) и находясь в числе лидеров во второй, я погорячился и в результате на скорости 120—130 км/час перевернулся на волне из-за налетевшего порыва ветра (в итоге — 7-е место).
В гонках судов остальных двух классов советские спортсмены участия не принимали. Несколько слов о материальной части. Все наши гонщики выступали на зарубежной технике — с моторами «ИВЛ» (ГДР) или «Кениг» (ФРГ). Отечественные «ГЛМ» и «СИЧ», по своим характеристикам не уступающие лучшим зарубежным образцам, к сожалению, отсутствовали (наладить их серийное производство пока никак не удается). То же, к сожалению, придется сказать и о корпусах. Наши спортсмены шли на скутерах, изготовленных в ГДР Шульце или Данишем (кстати, сам Бернхард Даниш, выступая в классе ОС, занял общее 5-е место). Следует отметить, что корпуса Даниша, качество которых с каждым годом повышается, широко представлены на многих международных соревнованиях, а в этой регате доминировали во всех классах судов, кроме катеров Е-01, которые вообще этой фирмой не выпускаются. На этот раз продукция Даниша (40 корпусов) «вытеснила» столь распространенные в недалеком прошлом корпуса Пфеннига (4) и Шульце (8). Немецкие гонщики, естественно, пользовались отечественной техникой. Их скутера класса OJ также были оснащены старыми моторами «ИВЛ», а прочих классов — моторами «Кениг». Несколько гонщиков из ГДР выступало на интересных опытных моторах «Илтис», заводской выпуск которых пока, к сожалению, не начат.
Итак, дебют в Дрездене оказался удачным. Наша команда получила приглашение принять участие в предстоящих чемпионатах Европы по всем классам.
В заключение — несколько штрихов, характеризующих организационную сторону соревнования. Было предоставлено достаточно времени для тренировок и наладки техники, причем, в отличие от нашей практики, обязательные тренировки проводились раздельно по классам, и лишь в последние полчаса были разрешены совместные выезды. Текущая информация по трансляции шла по двум каналам: отдельно для гонщиков и для публики. Все гонщики получили программы с точным расписанием времени выхода для тренировок и на старт. Порядок во время гонок соблюдался идеальный; многочисленные зрители (за два дня было продано более 50000 билетов!), находившиеся, кстати сказать, за невысоким заборчиком, не имели доступа к участникам. Как курьез отметим, что для всех наших гонщиков были зарезервированы по два места в гостинице: оказывается, второе место предназначалось для механиков. Для иностранцев было открытием, что все наши гонщики сами отличные механики! Заметим, что на этот раз нам пришлось выступать еще и в роли грузчиков: речь идет о печальной необходимости в восьмикратной перегрузке своими силами всей техники, отправленной железнодорожным транспортом, а не на автоприцепе.