Россиянин Вячеслав Кавченко из Ростова-на-Дону 31 марта 2001 г. стартовал на семиметровой углепластиковой гребной лодке из небольшого городка Лос-Гигантес на западной оконечности острова Тенерифе, намереваясь достичь Барбадоса в группе Малых Антильских островов. Ему предстояло пройти на веслах в тропической и субтропической зоне Атлантики 3000 морских миль (5556 километров) и стать первым русским, покорившим на веслах Атлантический океан. Необычный марафон искателя приключений, альпиниста, велосипедиста, гребца и зубного врача по профессии — венец его семнлетних раздумий, поисков и тщетных попыток найти спонсора для необычной затеи. Необычной для России, поскольку уже около сотни гребцов из десяти стран успели прославить себя в одиночном или парном пересечении океанов за более чем столетнюю историю океанских весельных марафонов. Были в этом списке и русские гребцы из Липецка Евгении Смургис него сын Александр, совершившие нестандартный маршрут в Арктике и Атлантике. Однако в истории российского пересечения океана "от" и "до" Вячеслав Кавченко делает первую попытку. А начиналось все так...
В феврале 1994 года, вскоре после гибели российского первопроходца океанских гребных марафонов Смургиса, мне позвонил Вячеслав Кавченко и вызвался продолжить замысел Евгения Павловича о пересечении Атлантики. Поначалу он начал строить собственную лодку, но от недостатка средств этот проект так и не был осуществлен. В 1999 году Общество океанских гребцов в Лондоне предоставило Кавченко лодку. Оставалось найти деньги на оборудование, средства связи и питание. Здесь организаторов русского проекта снова ожидал провал и только в конце прошлого года нашелся зарубежный меценат, предоставивший необходимые средства (по минимуму) для пересечения океана.
На 4-ом Международном кинофестивале в Москве 2-4 марта было, наконец, заявлено о старте русского гребца на английской лодке с русским названием "Ростов-на-Дону" и под российским флагом. Русского гребца Вячеслава Кавченко на этом форуме представила Торн Марден — первая женщина, в одиночку пересекшая Атлантику на веслах в 1999 году. Она прибыла в Москву для показа фильма о своем 2895-мильном плавании через океан на гребной лодке. В президиуме пресс-конференции были замечены и опытный полярник Аргур Чилингаров — вице-спикер Государственной думы, и председатель жюри — известный телеведущий Юрий Сенкевич, и покоритель на лыжах обоих полю сов Владимир Чуков. Почетные места центре предоставили гостям: упомянуто Тори Марден и Кеннету Крачлоу — директору Общества океанских гребцов. Именно он пестовал и поддерживал идею первого российского марафона в Атлантике. Кавченко заверил участников и гостей фестиваля, что он пронесет флаг России над волнами Атлантики. За просто так или за милую душу — это как кому нравится. Впрочем, одна лишь бесстрашная научно-производственная фирма "Мобитек из Бобровска" внесла свой скромный вклад в виде набора минеральных и витаминных пищевых добавок и тем самым утвердила право именовать экспедицию российской.
После выступления Кавченко состоялась еще одна сенсация из серии "Русские идут". Участникам и гостям фестиваля были представлены 22-летние студентки-близнецы Женя и Ольга Петровы, тоже из Ростова-на-Дону. Предполагается, что после завершения марафона Вячеславом Кавченко, сестры Петровы в той же лодке будут участвовать в грандиозной гребной гонке более чем полусотни парных экипажей, посвященной Третьему тысячелетию. Гонка стартует на том же острове Тенерифе 7 октября 2001 года.
Кстати, здесь же на фестивале Кенне Крачлоу и Вячеслав Кавченко объявили о решении изменить первоначальный маршрут пересечения Атлантики и финишной точкой вместо Флориды в США был избран остров Барбадос. Так случилось, что Кавченко остался без спутникового телефона и первоначальный очень сложный маршрут пришлось несколько сократить. Поначалу надеялись на уже подаренный телефон Ричарда Джонса, который в конце февраля досрочно завершил марафон через Атлантику на рифах Багамских островов. Да вот беда. Забыл Ричард снять телефон с лодки, а она во время спасательной буксировки заполнилась водой и перевернулась. Попытка "достать" такой телефон в Москве в те дни не увенчалась успехом.
Спустя несколько дней в аэропорту Шереметьево-2 друзья и близкие провожали Вячеслава на Канарские острова. 16 марта 2001 гигантский лайнер ИЛ-96, до отказа забитый русскими любителями тропического тепла, взял курс на остров Тенерифе.
Рассказывает Юрий Поляков, преподаватель морского колледжа имени Георгия Седова в Ростове-на-Дону:
"Чартерный рейс одной популярной фирмы был хорошим решением проблем с визами и проживанием. Кроме Вячеслава в недельную поездку на Тенерифе отправилась его жена Валентина Бузарова, сын Олег и спортивный врач Эдуард Полохин. В самолете ни одного свободного места. Стюардессы носятся, как пожарные. За питьем и едой с разговорами не заметили, что пришло время пристегиваться... Через полчаса самолет замер на рулежной дорожке города Санта-Крус — де-Тенерифе.
Наш отель на самом берегу океана. Утром мы на местном автобусе отправились в городок Лос-Гигантес. Нас встретили главные герои океанской эпопеи: сам Копнет Крачлоу, его жена Татьяна, сын Федор и владельцы лодки Питер Хогден и Нил Хит.
В небольшой лодочной гавани, отгородившейся от океанских волн бетонным волноломом, уютно расположились у причалов несколько яхт и небольших катеров. Лодку "Ростов-на-Дону" спускали на воду сам Вячеслав Кавченко. Питер и Нил. Три с небольшим года назад, в октябре 1997, они на этой лодке (с названием "Хоспис-каре'') стартовали в знаменитой Атлантической гребной гонке под стартовым номером 21. Сорокадевятилетний Питер и его 29-летний напарник Нил прошли трассу до Барбадоса за 58 суток и заняли седьмое место среди тридцати стартовавших экипажей. Теперь же лодку специально приспособили для плавания в одиночку.
Через пару дней началось освоение лодки на океанских просторах. Проверяли работу весел и руля, работу компаса и спутникового навигатора, бортовой радиостанции и мембранного опреснителя морской воды. За бетонными блоками волнолома грохотали волны, а в гавани лишь легкая зыбь покачивала семиметровое суденышко. Пару дней гоняли лодку на внешнем рейде и Слава, кажется, почувствовал океанскую зыбь. Российский флаг и огромная надпись "Ростов-на-Дону" завораживала случайных прохожих на берегу и обитателей роскошных моторок в море. Сидящие в моторках кричали приветствия. Слава в своей огромной соломенной шляпе, с загорелыми руками походил на надсмотрщика банановой плантации. Время от времени он бросал весла для ответных приветствий. В лодке кроме Славы был или Питер, или Нил, но мало кто разбирался в сути происходящего, кроме разве что редактора местной газеты "The Western Sun" Роджера Дисса, также принимавшего самое деятельное участие в подготовке к старту.
После двух тренировок я протестировал буй системы "Коспар-сарсат", известный теперь среди моряков более под аббревиатурой EPIRB-406, проверил работу компаса и спутникового навигатора. В этом заключалась моя добровольная миссия "берегового штурмана".
Там, в океане, Слава будет выкручиваться один и потому к вечеру, когда не так палит солнце, мы сидим на пирсе, опустив в воду ноги, и штудируем правила прокладки курсов с помощью Джи-Пи-Эс.
Кроме Питера и Нила нашими постоянными собеседниками были испанцы Педро Рипол и его друг Франциск Корф. Педро — владелец небольшой яхты, постоянно сопровождал Кавченко на тренировочных вылазках в океан. Франциск — напарник Педро в задуманной ими гонке на веслах в октябре. Франциск еще и владелец небольшого самолета, все заверял меня, что будет отслеживать Славу на расстоянии до 300 километров от Тенерифе и таким образом поддерживать в нем боевой дух. Пока же на машине Педро мы отправляемся в город покупать УКВ-радиостанцию. Конечно, это не спутниковый телефон, но поболтать с вахтенными на проходящих на расстоянии до 15 миль судах можно наверняка. Если, конечно, эти суда попадутся в безлюдном океане. Педро ловко управляется со своим "Рено". Огибаем почти весь остров по периметру. Сплошь насаждения из банановых пальм, гигантских кактусов и множества неведомых растении. В морском магазине я выбрал 25-ваттную, довольно приличную, радиостанцию. Педро расплатился. Посидели в тени, тестируя покупку и потягивая ледяное пиво. На обратном пути Педро рассказывал об острове.
В гавани Славы не оказалось. Нил и Питер проверяли опреснитель и газовый примус. Нил сказал, что Слава вместе с "начальством" уехал в гости к знаменитому Туру Хейердалу. Стемнело. Мы поднялись в дом, где остановился Кеннет со своей семьей. Я принялся разливать спирт по небольшим пластиковым фляжкам.
— Верное средство для гигиены, — заметил Питер.
— От ожогов и раздражения кожи — вернейшее средство, — добавил Нил.
— От кого-то я слышал, что в России пьют спирт пополам с водой, — снова заметил Питер.
— Не обязательно с водой, — возразил я и налил "огненной воды" в стакан...
Наутро британцы рассматривали меня, отыскивая последствия вчерашнего.
Напоследок мне пришлось еще потрудиться.
Слава причалил к плавучему пирсу. На стенке гавани толпились любопытные. Две дамы рискнули спуститься на пирс и остановились у самой лодки, вслушиваясь в непонятный говор. А Слава объяснял мне, что у тележки нет полного отката. Леди залопотали по-английски, и я тут же сказал им, показывая на Славу, что джентльмен подыскивает попутчицу.
— Как далеко и как надолго, — деловито спросила на ломаном, как и у меня, английском юная испанка, не сразу догадываясь, что это шутка.
Пришлось устранять неисправность. В созданной нами конструкции слайда не хватало шайб. Я вспомнил поездки в автобусе от отеля и выудил из кармана четыре монеты по 25 песет: они с дырками по центру. Эти "шайбы" и решили проблему. Вечером я развлекал общество своим изобретением, нахваливая прозорливых испанцев. Этот вечер в баре "Harbour Lites" ("Огни гавани") мы нарекли отвальной с целой кучей добрых пожеланий."
Из письма Татьяны Крачлоу:
"Труднее всего было со спутниковым навигатором Джи-Пи-Эс, но Юрий Поляков научил Кавченко всем премудростям навигации. Нил выходил с Вячеславом в море для тренировок. На яхте Педро Рипола "болельщики", вооруженные видео- и фотокамерами, следовали по пятам за лодкой, на которой с первого же выхода развевался огромный российский триколор. Помню, на третьей или четвертой тренировке мы снимали Славу Кавченко уже одного. На память и просто так. как будто это был день его настоящего старта. Но до него было еще далеко...
Во-первых, ожидали, когда придет посылка из Тулузы с буем-информатором "Аргос". Этот буй с автономным питанием регулярно через спутник сообщает координаты лодки с заданной наперед периодичностью. Во-вторых, следовало подождать благоприятного восточного или северо-восточного ветра. Дело в том, что находящийся самый "крайний" от Тенерифе остров Гомера окружен мелями и желательно проскочить мимо него с попутным ветром. Это важно потому, что здесь довольно капризные и неустойчивые течения, которые могут "носить" гребную лодку в опасной близости от отмелей. А за островом гребца подхватят попутное течение и северо-восточный пассат.
Дом, в котором мы остановились с Кеннетом и Федором — моим сыном, — рядом с гаванью. Это был своего рода штаб. Второе место, где собирались все гости и провожающие — бар "Огни гавани", владельцы которого Гейл Уэдсворт и Стив Хорн всячески потчевали Славу и его русских друзей. Роджер Дисс взял на себя миссию провожатого и официального секунданта. Забегая вперед, скажу, что именно от него мы получили подробную информацию о старте Кавченко.
Однажды после очередного дня тренировок в гребле, осмотров и проверок на пирсе появился знаменитый путешественник Тур Хейердал, который с некоторых пор стал постоянным жителем испанского острова Тенерифе. После осмотра лодки Тур пригласил Вячеслава и его близких на свою виллу. Мы все вместе отправились к нему. Между прочим, маршрут второй, удачной экспедиции, которой удалось пересечь Атлантику на папирусной лодке "Ра-2" в 1970 году, почти в точности совпадает с курсом лодки, намеченным Кавченко. Да и финиш тоже — на острове Барбадос.
На Тенерифе Тур не только живет. Рядом с его домом — главное его детище: музей под открытым небом — "Парк пирамид", где кроме всего прочего красуется знаменитая папирусная лодка "РА-2". Хейердал не только выкроил время, чтобы обласкать русского искателя приключений. В шутку он заявил, что организует торжественную встречу Кавченко в его же родном Ростове-на-Дону, поскольку планирует в апреле-мае быть в донской столице в связи с археологическими раскопками. Правда. Кавченко должен будет поторопиться. Мы обошли весь музей, любовались садом, которым особенно гордится обаятельная супруга ученого.
В четверг 22 марта мы вынуждены были покинуть Тенерифе. Дело в том, что ожидался финиш транстихоокеанской эпопеи Джима Шекдара. Встречать его в австралийский порт Брисбен и отправился Кеннет Крачлоу. Уезжая с острова, мы получили заверения капитана порта о том, что он незамедлительно даст знать русскому гребцу о благоприятном ветре. К тому времени, когда Тенерифе покинули все русские провожающие (в субботу 24 марта). Слава решил и ночевать на лодке для адаптации к двух-трехмесячному пребыванию в тесной кормовой каюте. Легкая зыбь, проникающая в гавань, слегка покачивала лодку и это способствовало нормализации вестибулярного аппарата. В каюте уже поставлен на место буй "Аргос", которые каждые сутки в полдень будет посылать координаты лодки.
Слава выходил из гавани, включал опреснитель, потом на полученной воде варил суп из запасов, которые аккуратно по суточным рационам уложены в носовом грузовом отсеке. Газовый примус деловито шумел, вскоре крышка над варевом начинала прыгать, Вячеслав выключал горелку и приступал к трапезе, хотя и видел, что его друзья и поклонники из близлежащего бара с нетерпением дожидаются окончания эксперимента с тем, чтобы начать традиционный прощальный ужин с непременным пивом и креветками. Скорее всего, прощальных ужинов будет еще несколько, но все уверены, что старт все же случится в марте.
Мне оставалось ждать вестей от Роджера Дисса. Однако, первой сенсацией стало известие о финише Джима Шекдара в шесть утра по Гринвичу 30 марта. Он завершил свой рекордный рейс после 274 дней одиночного плавания. И вот утром 31 марта долгожданный звонок с Тенерифе...
Свой бар в этот день Гейл открыла еще затемно. С вечера тучи над Тейде — главной вершиной острова — развеялись. Это сулило попутный ветер па два-три дня по крайней мере. Гейл и Стив в эту ночь перед стартом решали еще одну проблему. Вечером 30 марта из Брисбена позвонил Кеннет и передал от имени Шекдара самые добрые пожелания русскому гребцу и просьбу непременно снабдить его... отпорным крюком. Вот и пришлось владельцам бара из ручки от метлы и крюка вешалки срочно сооружать этот "инструмент", знакомый каждому моряку. Знать, хватил лиха Джим за девять месяцев в океане без багра. (Если не хватает духу использовать морской термин — отпорный крюк, — можно сказать и так). А ехать в Санта-Крус в морской магазин — значит потерять драгоценное время.
Итак, Вячеслав Кавченко на лодке "Ростов-на-Дону" начал свой трансатлантический марафон в 06.55 по Гринвичу (когда в Москве было 10.55) 31 марта 2001 года. Вместо "славянки" в баре на полную громкость включили песню "Солдаты в путь, в путь". Другой подходящей не нашлось. Да и к месту, что уж говорить — впереди путь через целый океан...".
К сожалению, никого из россиян на старте этого гребного марафона через океан не было. Татьяна Крачлоу написала мне о старте после звонков Роджера Дисса с Тенерифе. Я попытался представить на свой лад как это могло быть.
Ближе к утру в субботу 31 марта Слана увидел торжественное шествие своих новых друзей и провожатых: Роджера Дисса, Педро Рипола, Франциска Корфа с доброй вестью о попутном ветре. Короткий визит в бар. Чашка кофе перед стартом.
Только что появившееся солнце бросало на землю длинные тени. Гейл и Стив поставили песню "Солдаты в путь" — она вполне соответствовала надписи на левом борту лодки: гагаринскому "Поехали".
В 7.30 по местному времени Слава потянулся к кормовому отсеку, чтобы отложить набор еды и питья на первый день плавания.
Приготовил майку, мазь от загара и широкополую соломенную шляпу от палящего тропического солнца.
Пристроил у борта отпорный крюк. (Раньше его никогда не было в арсенале океанских гребцов).
Еще под рукой он оставил перчатки, подушечку на скользящее сиденье-слайд и страховочный пояс с пристегнутым к нему довольно длинным капроновым тросом. Мельком взглянул на переключатель питания спутникового навигатора от бортовых аккумуляторов и солнечных батарей и сделал последние исправления в заранее заготовленной записи о старте.
31 марта 2001 года Кавченко вышел из гавани Лос-Гигантес. Пункт отплытия: широта = 28:14.42 северная, долгота = 16:51.14 западная. Пункт назначения — Порт-Сент-Чарлз на острове Барбадос, Малые Антильские острова. Широта = 13:30.00 северная, долгота = 59:48.00 западная.
Ворота гавани прошел в 06.55 по Гринвичу (в 10.55 по Москве). Ветер северо-восточный, 5 м/с. Море — 1 балл. Видимость — 10 миль.
Рекорд одиночного рейса на этой трассе установил англичанин Джон Сирсон на лодке "Commodore Shipping". Он достиг Барбадоса на 60-й день плавания, а было это в декабре 1997 года.
Греби, Слава, греби! Нажимай! Итоги первых дней показывают, что юго-западные ветры тянут лодку назад, к Тенерифе. Может это обычная проверка новичка?
8 апреля Кавченко обнаружил неисправность в герметизации каюты и в связи с отсутствием телефона нажал красную кнопку тревоги на буе "Аргос". Согласие договоренности, для друзей в Лос-Гигантесе это означало, что на лодке неисправность и Педро Рипол должен на яхте подойти к лодке. Однако испанская служба спасения, узнав о сигнале, провела спасательную операцию.
1. Первые сообщения о неожиданном финале
Как сообщил Дуг Каррол — сотрудник яхтенного сервиса на о-ве Ла Гомера, в 7 милях от которого закончилась попытка Кавченко выйти в океан, — "лодка "Ростов-на-Дону" арестована".
8 апреля 11.00 по Гринвичу испанскими спасателями была задержана лодка "Ростов-на-Дону" с русским гребцом Вячеславом Кавченко. Сам гребец был эвакуирован на вертолете против его воли, а лодка портовым буксиром "Salvamento Maritimo" доставлена в порт Сан-Себастьян, что на острове Ла Гомера, и поднята на причал.
Кавченко был доставлен в местный аэропорт "Королева София" и на легком самолете перелетел в Лос-Гигантес. Здесь его встретили Роджер Дисс — представитель Общества океанских гребцов (ООГ) в Лос-Гигантесе и редактор местной газеты "The Western Sun", а также Стив Хоум и Гейл Уодсворт, в доме которых Кавченко был тут же "усыновлен" и будет жить.
Буй "Аргос" сработал, но... Кавченко привел его в действие не с целью подачи сигнала бедствия. Выяснилось, что одна из задраек на люке каюты, которая обеспечивает герметизацию "жилища", неожиданно сломалась. С таким дефектом плавать в океане нельзя. Как договорился директор ООГ Кеннет Крачлоу с сервисной службой системы "Аргос", спасение гребца будет осуществляться только при ОДНОВРЕМЕННОМ срабатывании буя "Аргос" и буя "EPIRB" системы Коспар-Сарсат. Итак, этот сигнал предназначался только для Дисса и Рипола — владельца яхты. Этот последний обязался в течение двух-трех недель в начале плавания Кавченко подходить к нему на яхте, устанавливать связь и при необходимости консультировать и устранять неисправности. Сам Педро Рипол также собирается в октябре пересечь Атлантику на гребной лодке точно такого же типа.
9 апреля: "спасение" против воли. Газета "Diario de Avisos", выходящая в Санта-Крус-де-Тенерифе, опубликовала с массой искажений информацию о "спасении" русского гребца, о его якобы бедственном состоянии и об изнуренном виде. В тот же день Кеннет Крачлоу послал на Тенерифе опровержение и особый протест против термина "спасение", которого никто не просил. Как выяснилось позднее, сигнал спасения, принятый центром слежения в Тулузе, был передан в Лондон в ООГ и, непонятно почему, в службу спасения в Мадрид. Далее сработал стереотип спасательной операции: спасатели с острова Ла Гомера тут же бросились в точку, координаты которой получили из Мадрида.
2. А как же Слава Кавченко?
Из разговора с ним выяснилось, что он здоров, бодр и готов продолжить свой 3000-мильный марафон, а рвение испанских спасателей похоже на обычную самодеятельность ("Я отбивался от них как мог!"). Они даже не связались с ООГ и его представителем на Тенерифе Роджером Диссом.
По сообщению Кеннета Крачлоу, испанские власти на Канарских островах решили, видимо, установить разрешительный порядок выхода гребных лодок в столь дальний путь. До этого, как известно, с Тенерифе стартовали 47 гребных лодок без всякого разрешения портовых властей, а лишь с простым уведомлением. Теперь, похоже, власти будут проверять готовность лодок перед длительным походом, особенно по части обеспечения безопасности гребца. Кстати, произошли и положительные сдвиги во всей этой эпопее. Вот добрая весть из Российского отделения "Инмарсат": Кавченко получит в ближайшее время спутниковый телефон, чтобы в будущем избежать инцидентов, подобных случившемуся "спасению". С таким телефоном не будет необходимости использовать буй "Аргос" в качестве средства связи. Протесты Кеннета Крачлоу по поводу незаконности принудительного "спасения", остались без ответа со стороны испанских властей. На беду, за день до старта Кавченко из-за поломок возвратился на место старта на Ла Гомера после трех дней плавания еще один покоритель Атлантики на веслах — 28-летний француз Эмануэль Коиндре. Кажется, это и послужило поводом для запрета всех трансокеанских стартов гребных лодок с Канарских островов. Указ об этом подписал в середине апреля директор торгового флота провинции Тенерифе г-н Лоренцо Фернандо Лопес. (Кстати, Коиндре успел повторно стартовать для покорения Атлантики 15 апреля, т.е. до начала действия пресловутого запрета, и сейчас стабильно "делает" по 60 миль в сутки на пути к острову Гваделупа в Карибском море). Кавченко еще не поздно было бы повторить старт и начать переход на далекий Барбадос. Но запрет на выход и необходимость ремонта и нового оборудования "изуродованной" лодки нарушили все планы, да к тому же — благоприятное время для начала путешествия закончилось. Дело в том, что с июня по сентябрь в Карибском море — сезон тропических ураганов и, в лучшем случае, старт придется отложить до осени. Поэтому в начале мая Вячеслав Кавченко вернулся в Россию...
И еще об одном очень важном последствии новоиспеченного запрета испанских властей. Табу на старты с Тенерифе может привести к срыву Атлантической гребной гонки около 50 лодок с двумя гребцами в каждой. Гонка "Ward Evans Atlantic 2001 Challenge race" под руководством знаменитого яхтсмена и гребца Чея Блита должна стартовать 7 октября. Но это -тема для отдельного рассказа...
3. Кавченко дает интервью "Комсомолке"
— Вам было плохо?
— В первые двое суток морская болезнь одолевала. Я разводил аскорбинку с водой и пил. Греб по 5-7 часов в день, чтобы не "сорвать" поясницу. Кошмаров по ночам не было, хотя сны снились яркие — сын, друзья, спаниель Берта...
В тот день грести начал в полседьмого утра. Слева — орешки, справа — сгущенка. У упорной доски — бутылка с водой. Чувствовал себя нормально, и тут часов в 11 утра эти...
Греб я нормально. В океан вжился, хотя и прошел только первые 140 миль. Я с ним уважительно, на "вы". Слышал в океане голоса — значит, он разговаривал со мной. Животного страха не было, я научился его преодолевать.
— Что же на вашей лодке вышло из строя?
— Сломалась задрайка люка. Я запросил помощи у англичан, которые снарядили лодку и оплатили поход (подобное плавсредство стоит 100 тысяч долларов, ни одна страховая компания в мире их не страхует. — И. Е.). Вышел из строя опреснитель, который за четыре часа работы должен был давать по нескольку литров воды. Однажды, когда я очнулся ночью, почувствовал, что вокруг слишком темно, и понял, что не горят топовые огни. То есть любое идущее мимо судно могло, не заметив, меня просто раздавить. Некоторые проходили совсем рядом. Я прикрутил ручной фонарик, но на нем быстро садились батарейки. Помощь требовалась, но нельзя же было снимать меня, да еще так варварски.
— Вы оказались в полиции, потому что нарушили испанские законы?
— Да ничего я не нарушал! В поход через океан меня провожал сам начальник порта! Вслед за мной стартовали француз и поляк. Француз, после того как его предупредили, вернулся, перебрался на соседнюю группу островов и спокойно поплыл уже оттуда — там меньше бюрократии. А о поляке вообще ничего не слышно.
— Местные власти делают вид, что, как цивилизованные люди, они против такой утонченно-романтической формы самоубийства?..
— Из гребцов-одиночек в последние годы погибло меньше половины. Я готовился шесть лет и не собирался умирать. Я не боюсь океана. А распоряжение о запрете на выход в открытый океан я увидел, когда меня уже вытащили с лодки и бросили в полицию.
— Вас сняли с лодки против вашей воли?
— "Человек с неба" — спасатель, спустившийся на тросе с вертолета, настойчиво требовал, чтобы я прыгнул в воду и надул спасжилет. Я едва успел схватить пакет с двумя паспортами и полетел за борт. Они спустили трос, подцепили меня за жилет и втащили в вертолет.
— ...Дали горячего чаю?
— Ничего подобного! Высадили меня в Лос-Гигантесе и как был — мокрого, в майке, трусах и дырявых кроссовках (дырки я сделал для вентиляции) — спровадили в полицейский участок. Там сняли копии с моих паспортов и небрежно сделали такой жест: мол, катись отсюда на все четыре стороны! Я говорю им, мол. ноу мани! Они показывают, что их это не интересует. Хорошо, была у меня визитка редактора местной газеты, я позвонил и он приехал.
А с лодкой обошлись так, что, когда я ее увидел, то охнул. Она, вроде, была арестована полицией и опечатана, но там при этом обрезали всю электропроводку, отрезали даже приемник, по которому я слушал все частоты. Я пробовал включить аккумуляторы — разряжены. С радиостанции сняты микрофоны, сама она перевернута вверх ногами.
— Кто помог вам? Ведь денег вы, кажется, с собой не брали?
— Меня кормили люди из Общества океанских гребцов — британцы, я жил у них, на их же деньги и вернулся в Москву.
— Вы будете повторять попытку?
— В октябре (по последним сведениям — в марте 2002 года. — И.Е.). Не могут же пропадать годы подготовки. Попрошу у англичан "голый" корпус, в Ростове с помощью друзей буду сам его собирать и дооборудовать. Они — британцы — ребята хорошие, но готовятся — кто во что горазд. У них даже единой методички нет — что брать, как действовать. Обязательно возьму другие продукты, непременно нужен сухой спирт. Конечно же, необходим спасательный плот. Нужна радиостанция на все частоты, а не с радиусом в 30 километров. Эх, если бы на родине еще кто помогал, а то все англичане да англичане...
Интервью, опубликованные в "Комсомольской правде" 14 апреля и 16 мая 2001 г., брал И. Емельянов.